МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
АНДИЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ
КАФЕДРА ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ
Выполнила: студентка III курса Азимова Ф.
Проверила: стар.препод. Исакова Ф.Р.
Андижан - 2020
Тема: Социально-экономическое развитие и культура древней японской цивилизации.
Содержание:
Введение
1. Экономическая жизнь древней японской цивилизации
2. Социальное развитие японской цивилизации
3. Культурная жизнь
Заключение
Использованная литература
Введение
Одна из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени - Япония. Традиции древнего Востока и странное вмешательство Запада, полное поражение во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины двадцатого века - все это сделало Японию одной из ведущих стран в современном мире. не вздохнул. Современная Япония является не только центром древних традиций Востока, но и гигантом экономического, научного и технологического мира. Помимо прошлого Японии, интересны также перспективы ее развития и текущие тенденции в ее секторах экономики. Эта тема актуальна, поскольку опыт Японии помогает многим странам подняться на качественно новый уровень экономического развития. Но чтобы понять, как он это сделал, нам нужно оглянуться назад и взглянуть на этапы его экономического развития с момента появления государства.
Самыми ранними предками японцев были племена эбису, которые поселились на востоке острова Ханьшу во II-III веках до нашей эры. е. В это время центром Востока является Китай, похожий на европейский Рим. Это была китайская цивилизация, которая была основой японской государственности, экономической структуры и культуры, с тесными экономическими и культурными связями с Европой через Великий шелковый путь. Однако с начала раннесредневекового развития (IV в.) Япония начала приобретать расовые, отличительные черты, отражающие традиции Востока и Запада. Ранний период японской культуры (III-VI вв.) Называется горой (kofun jidai) - по типу погребения. Кофун - это квадратное (переднее) круглое (заднее) множество, окруженное лошадью, наполненной водой. С точки зрения птичьего полета это выглядит как дыра в замке. В конце III-IV вв. Считалось, что среди жителей равнины Ямато царь (окими) был обителью божественного духа горы Мива. В VII в. термин «десять небесных правителей» происходит от китайского языка. Осматривая берег на вершине горы Мива, считалось, что царь не только продемонстрировал свое равенство с богами, но и имел возможность более эффективно управлять страной.
Одним из своеобразных явлений японской культуры стало развитие поклонения десяти божественным императорам, которые воплотили божественный дух в своих телах и имели право защищать страну. Присоединение церемоний способствовало возникновению этой идеи. Церемония состояла в том, что король вернулся в специально построенную комнату, где он некоторое время лежал, лежа под простыней. Тогда считается, что божественный дух поглощает его.
Древняя японская культура является уникальным и уникальным явлением не только с точки зрения мировой культуры, но и среди других восточных культур. Он постоянно развивается с X-XI веков. С 17 по середину XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (отношения были только с Нидерландами и Китаем). В этот период изоляции в Японии национальная идентичность развивалась творчески. Спустя столетия после того, как наконец была раскрыта богатейшая традиционная культура Японии, она оказала сильное влияние на дальнейшее развитие европейской живописи, театра и литературы.
1. Экономическая жизнь древней
японской цивилизации
Считают, что образование общеплеменного союза племени ямато в Ш - середине IV в., свидетельствует об этапе военной демократии основывающейся на общинном строе. Община играла в дальнейшем важную экономическую и политическую роль, т. к. Япония была преимущественно аграрной цивилизацией, а раннее возникновение земледелия в Японии, о чем свидетельствуют мифы и традиции, является важным подкреплением данного факта. Приоритет земледелия наблюдается и в Европе, что говорит о западной черте хозяйствования, учитывая большое количество леса и в Японии, и в Европе[1].
Однако в Японии (особенно в IV- VI веках) производительность земледельческого труда была выше, о чем свидетельствует большое количество бронзовых и железных орудий труда (тогда как в Европе преобладали деревянные орудия труда с железными или бронзовыми наконечниками). Следует отметить благоприятные климатические условия и существование систем орошения в Японии (строительство оросительной системы на реке Иодо, близ Нанива (нынешний Осака)), что говорит о восточной черте хозяйствования. IV - VI вв стали важным шагом в становлении феодального уклада: формирование полусвободного населения («бэ»); развитие технологий, ремесла и создание ремесленных корпораций; оживление торговли, кораблестроения и как следствие внешних контактов; распространение китайской иероглифической письменности.
Важно остановить внимание на феномене рабства в японском раннефеодальном обществе: на самом начальном этапе мощной производительной силой являлись «бэ» -- несвободные полурабы, труд которых применялся в аграрном и в ремесленном производстве. Они состояли из местного населения и из корейских и китайских переселенцев, их положение было ближе к положению колонов, а не рабов. «Бэ» прикреплялись навечно к земле (владения царя или знати) или к определенному ремеслу, их нельзя было ни продавать, ни убивать. Однако существовало патриархальное рабство, представители которого («яцуко») трудились в домашнем хозяйстве. Среди «бэ» были и интеллигентные «грамотеи» (фухито), умевшие читать и писать по-китайски. Позже они составят костяк чиновничества японского государства (похожая ситуация наблюдалась в поздней Римской империи). При этом община не оставалась в стороне, которая по-прежнему была консолидирующей силой крестьянства, превратившись из кровнородственной в земледельческую. На вновь колонизуемых землях при образовании новых поселений и новых хозяйств основное значение приобретало внеродовое объединение.
Нахожу важным отметить, что с начала VII века с распространением буддизма начинается становление монастырского хозяйства, которому приписывались значительные земельные угодья, зависимые крестьяне, выполнявшие определенные повинности в пользу монастыря (к сведению: к 624 году в Японии уже насчитывалось 46 буддийских храмов, 816 монахов и 569 монахинь). Все выше сказанное в определенной степени напоминает синтезный путь развития раннефеодальной Европы, однако не зеркально отражает. Удивляет сходство и географическая отдаленность экономических укладов. В Европе, как и в Японии существовали свободные производители в контексте семьи (аллодисты или члены семейной общины), на которых позднее распространилась феодальная эксплуатация наподобие населения «бэ».
На внешней арене Ямато поддерживало тесные связи с Пэкче и Южной Сун, причём временами Пэкче переходило в разряд вассалов Ямато (члены королевской семьи Пэкче, включая наследников трона, содержались при дворе Ямато в качестве заложников, а император Юряку даже просил южносунского императора Шунь-ди поставить его во главе Пекчэ). В начале VI века, после смерти императора Бурэцу, не оставившего наследника, на престол взошёл император Кэйтай — представитель боковой линии правящего рода, основавший новую династию. Он перенёс императорский дворец из района порта Нанива в Иварэ, к подножию горы Мива, где и зародилось государство Ямато (согласно разным версиям, перенос дворца был обусловлен опасениями вторжения со стороны Силла и близостью к владениям усилившегося рода Сога).
Вскоре после смерти императора Кэйтая под ударами войск Силла на юге Корейского полуострова была потеряна земля Мимана (по корейски Имна или Кая), долгое время бывшая данником Ямато. Отчасти это произошло из-за неурядиц в самом государстве Ямато, где правитель северного Кюсю Иваи в 527 году выказал неповиновение японской экспедиции, отправленной для борьбы с Силла (мятеж Иваи был подавлен, но и вторжение в Корею пришлось отложить). Чтобы загладить вину отца, сын Иваи преподнёс императору землю с крестьянами (миякэ) на севере Кюсю, которая стала наследственным владением правителей Ямато (ранее такие домены располагались только на равнине Нара)[2].
Правители Ямато с помощью военной агрессии не оставляли попыток контролировать ситуацию на Корейском полуострове, но регулярно терпели одно поражение за другим. Одновременно всё большее внимание властей сосредотачивалось на строительстве внутренней государственной инфраструктуры. Одним из средств, с помощью которых правители во второй половине VI века стремились обеспечить стабильность в государстве и культурную однородность, был буддизм. Но борьба за доминирование при дворе, усиленная религиозными распрями между сторонниками синтоизма и буддизма, вылилась в междоусобную войну кланов Сога и Мононобэ.
Период Асука (592—710) назван по местонахождению резиденций правителей Ямато в районе современного села Асука (после воцарения императрицы Суйко в долине реки Асука было построено несколько дворцов и лишь некоторые правители Ямато селились в других местах, в частности в Наниве и Фудзивара-кё). Это период окончательного становления японской государственности, а также грандиозных реформ Тайка, стремившихся превратить Ямато в «цивилизованное» государство на манер китайской империи Тан.
С конца VI века процесс становления государственности шёл особенно быстро. Период Асука был временем грандиозных изменений на Дальнем Востоке, которые влияли на ситуацию в Ямато, а также временем постоянного политического противоборства за различные интересы наиболее влиятельных родов внутри Японии (борьба за возможность возвести на престол своего ставленника сопровождалась чередой заговоров и непрекращающимися дворцовыми интригами). К началу VIII века буддизм стал играть роль составной части государственной идеологии, значительное влияние при дворе приобрёл род Фудзивара, отпочковавшийся от рода синтоистских жрецов Накатоми.
Период создания централизованного государства в Японии совпал с эпохой установления в Китае крепкой верховной власти династий Суй (581—618) и Тан (618—907). Эти династии оказывали большое культурно-политическое влияние на японское общество и стремились поддерживать оживлённые экономические и дипломатические контакты между Китаем и Ямато. Первое японское посольство ко двору Суй было отправлено в 600 году (перед этим японская миссия посетила Китай почти столетие назад, в 502 году), после чего страны регулярно обменивались посольствами. Дипломаты привозили на архипелаг важную информацию, касавшуюся организации государственного аппарата, землепользования, образования и налогообложения. Кроме посольств, в Китай и Корею на обучение отправлялись чиновники и буддийские монахи.
Не теряло государство Ямато активности и на Корейском полуострове. В 598 году правитель Силла откупился данью от военной экспедиции Ямато, но в 600 году японские войска вынудили Силла уступить ряд территорий и выплачивать ежегодную дань. В 660 году объединённая армия Силла и Тан разгромила союзное Ямато государство Пэкче. В ответ Ямато направило в Корею экспедиционный корпус численностью 27 тыс. человек, который успешно действовал до поражения японского флота в устье реки Пэккан (663 год). После этого японские войска и остатки армии Пэкче были эвакуированы на Японские острова, а Ямато практически утратило своё влияние на Корейском полуострове (это поражение открыло глаза правителям Ямато на то, что без коренных внутренних реформ японцы не смогут конкурировать с танским Китаем). В 668 году китайско-корейские силы покорили и Когурё, в 676 году танские войска были изгнаны из Кореи, земли которой были объединены под эгидой государства Силла. Поначалу Силла и Ямато сблизились, особенно при императоре Тэмму, но позже их отношения охладели (при императрице Дзито и её племяннике, императоре Момму). Правители Ямато отказались от активной внешней политики и стали опасаться вторжения со стороны Кореи и Китая, укрепляя японское побережье крепостями и сторожевыми постами, особенно на Кюсю.
Период Нара (710—794) назван по местонахождению первой по-настоящему постоянной столицы Японии в городе Нара (также к нему обычно приплюсовывают ещё десятилетие, когда двор находился в Нагаока-кё). В этот период название страны было изменено на Нихон («там, откуда восходит солнце» или более привычное нам «страна восходящего солнца»)[комм. 1], появились первые письменные памятники — мифологическо-летописные своды «Кодзики» и «Нихон сёки», было введено денежное обращение и распространилось частное землевладение. В результате активного строительства государства централизованного типа в соответствии со сводами законов вторая половина VII века, период Нара и начало следующего периода Хэйан часто именуются «Рицурё кокка» («государство законов» или «государство, основанное на законах»). Формирование японской государственности сопровождалось созданием официальной идеологии, основанной на традиционном синтоизме и импортированных с континента буддизме, конфуцианстве и китайских общественно-политических концепциях (в результате получился сложный конгломерат идей и представлений местного и зарубежного происхождения). К концу VIII века общая численность населения архипелага составляла около 6 млн человек.
Формирование государства шло по танскому образцу, а корейское влияние практически сошло на нет. Желание подражать Китаю проявлялось во всех областях: идеологии, структуре власти, административном делении, землепользовании, письменности, архитектуре и т. д. Однако, в результате влияния местных политических и культурных традиций, вносивших коррективы во все инициативы центральной власти, сформировалось общество, кардинально отличавшееся от китайского. Централизованное государство опиралось не на чиновников, отобранных по профессиональным качествам, как это практиковалось в Китае, а на родовую аристократию, которая сохранила влияние на всех уровнях бюрократического аппарата.
Важнейшим и наиболее грандиозным проектом периода Нара было строительство новой столицы, в которой, согласно разным оценкам, проживало от 100 до 200 тыс. человек. Это были чиновники с семьями (до 40 тыс. человек), ремесленники, монахи, военные и крестьяне. Большую прослойку составляли приезжие — провинциальные чиновники, прибывавшие по делам, а также крестьяне, стекавшиеся на стройки, для службы в армии или просто в поисках работы и пособий. На территории дворца проживал император, его старшая и многочисленные младшие жёны, служанки, набираемые из семей уездной знати и влиятельных родов района Кинай. Также в столице, недалеко от дворцового комплекса, обитали братья и сёстры императора с семьями и около 150 семей высшей аристократии[3].
Среди японской элиты шла постоянная борьба за место в политической иерархии, которое открывало доступ к землям и налоговым поступлениям. Из-за отсутствия прописанного в законе порядка престолонаследия влиятельные роды и придворные группировки пытались утвердить на престоле своих ставленников. Их широкий круг объяснялся существовавшей полигамией, что приводило к тому, что на трон претендовали десятки людей с формально одинаковыми правами. В конце периода Асука и на протяжении периода Нара широкое распространение получило отречение от престола в пользу одного из родственников (в 697 году императрица Дзито уступила трон племяннику Момму; после смерти в 707 году императора Момму в нарушение всех традиций трон заняла его мать Гэммэй; в 715 году Гэммэй отреклась от престола в пользу своей незамужней дочери Гэнсё; в 724 году императрица Гэнсё отреклась от престола в пользу Сёму, сына Момму; в 749 году Сёму отрёкся от престола в пользу своей дочери Кокэн, а та в 758 году — в пользу Дзюннина). После оттеснения рода Сога за монополию на «поставку» невест для императорского дома соперничали несколько влиятельных кланов, имевших прочные позиции при дворе и родственные связи с правящим родом (Фудзивара, Киёхара, Татибана, Ки и Миёси).
В начале VIII века начало формироваться политическое доминирование в придворных делах рода Фудзивара, представители которого принимали активное участие в управлении страной, в составлении законодательных сводов и исторических хроник. Фамилия Фудзивара в 669 году была дарована императором Тэндзи аристократу Накатоми-но Каматари, который участвовал в заговоре против рода Сога. Постепенно род Фудзивара стал основным «поставщиком» невест для правящего рода, а дяди по материнской линии традиционно имели значительное влияние на своих племянников. Начало этому положил сын Катамари Фухито, ставший удайдзином. Двух своих дочерей он выдал замуж за императоров Момму и Сёму, а четверо его сыновей заняли высокие чиновничьи ранги. Сам род не был монолитен, внутри него существовали различные группировки со своими интересами. Так, четверо сыновей Фухито положили начало четырём основным кланам рода Фудзивара: «южному» («нанкэ»), «северному» («хоккэ»), «церемониальному» («сикикэ») и «столичному» («кёкэ»).
В 729 году четверо братьев Фудзивара обвинили в подготовке заговора принца Нагая (сына Момму и их сестры), занимавшего пост садайдзина. Они вынудили Нагая и всю его семью совершить самоубийство, таким образом избавившись от конкурентов в борьбе за престол. В 737 году все четверо братьев, входивших в состав дайдзёкана, умерли от эпидемии оспы, после чего ведущее положение при дворе занял представитель рода Татибана (при нём членом дайдзёкана был лишь один выходец из рода Фудзивара). В результате придворных интриг Киби-но Макиби, Татибана-но Мороэ и монаха Гэмбо один из внуков Фухито, Фудзивара-но Хироцугу, был отправлен на Кюсю, где в 740 году поднял мятеж. Через два месяца 17-тысячная армия, мобилизованная со всех провинций, разбила отряды Хироцугу, который попал в плен и был казнён. После этого возглавляемый им клан «сикикэ» пришёл в упадок, а позиции рода Фудзивара при дворе вновь ослабли[4].
Вскоре на первый план выдвинулся клан «нанкэ», возглавляемый другим внуком Фухито — Фудзивара-но Накаморо. Он возвысился в последние годы правления императора Сёму, но особое влияние приобрёл в правление Кокэн и Дзюннин (был зятем последнего). Фактически Кокэн контролировала её мать Комё, бывшая супруга Сёму и тётка Накаморо. В 757 году был раскрыт заговор против клана «нанкэ», организованный родом Татибана (во главе него стояли Татибана-но Нарамаро, сын Мороэ, а также принц Фунадо и Отомо-но Комаро), после чего Накаморо фактически захватил всю полноту власти. Он собирал налоги от своего имени, чеканил собственную монету, занял пост дайдзё-дайдзина и даже стал именоваться Эми-но Осикацу, присвоив себе, таким образом, привилегию императора табуировать прижизненное имя.
В 761 году интересы Фудзивара-но Накаморо нарушил придворный монах Докё, выходец из провинциального рода Югэ. Этот целитель не только излечил бывшую императрицу Кокэн, но и стал её фаворитом. Принявшая монашество Кокэн вступила в борьбу с императором Дзюннином и в 764 году разбила в сражении верные ему войска. Фудзивара-но Накаморо был убит, Дзюннин — отправлен в ссылку, где через несколько дней скончался при таинственных обстоятельствах, а Кокэн вторично взошла на трон под именем императрицы Сётоку. Для Докё были введены специальные титулы — дайдзё дайдзин-дзэндзи («великий министр-монах») и хоо («повелитель дхармы»).
Сётоку и Докё всячески способствовали дальнейшему распространению буддизма в Японии. Для ритуального очищения от скверны, вызванной мятежом Фудзивара-но Накаморо, правители повелели вырезать из дерева 1 млн моделей пагод. В 766 году, в честь обнаружения в храме Суми-дэра мощей Будды, Сётоку пожаловала Докё новый титул — «император закона Будды». В 769 году в столице распространился слух, что синтоистский бог Хатиман из храма Уса на Кюсю желает, чтобы Докё стал императором. Но посланник Сётоку вернулся с Кюсю от оракула с абсолютно противоположным ответом. Докё не возобновлял своих претензий на престол, однако сумел сохранить влияние на императрицу. После смерти Сётоку в 770 году новый император Конин изгнал Докё в отдалённый храм, где тот и скончался через два года.
Недовольство действиями Докё привело к тому, что Конин изменил прежний нэнго, что считалось недопустимым с точки зрения императорской этики, прекратил государственную поддержку буддийских храмов и ужесточил контроль над пострижением в монахи. При дворе усилилось негативное отношение к буддистам и иностранцам, а правящая элита вновь повернулась в сторону синтоизма, осознав, что он является гарантом её наследственных привилегий. В 781 году при поддержке Фудзивара-но Момокава на японский престол взошёл старший сын Конина Камму (его матерью была наследница корейского иммигрантского рода Такано, который вёл своё происхождение от королевской семьи Пэкче). Новый император начал целый ряд кардинальных преобразований, направленных на укрепление государственной власти, и достиг значительной самостоятельности в принятии решений.
В 784 году императорский двор переехал в новую столицу Нагаока-кё, однако в 785 году был убит Фудзивара-но Танэцугу — императорский фаворит, ответственный за строительство города. За причастность к этому заговору от двора был отлучён принц Савара, неожиданно умерший в ссылке. В 794 году двор был перенесён в провинцию Ямасиро, где под руководством Вакэ-но Киёмаро и была построена новая столица — Хэйан-кё («столица мира и спокойствия»).
Внешняя политика Японии в период Нара переориентировалась от вмешательства в дела государств Корейского полуострова в сторону некоторой самоизоляции. Так как Япония, в отличие от Силла, не приняла практики получения от танского императора печати, которой он удостоверял легитимность вассального правителя, отношение Китая к Японии было достаточно прохладным. Посольства, направлявшиеся в танский Китай, Силла и Бохай, не только встречались с правителями этих государств, но и собирали различную информацию. Обычно дипломаты из посольств пребывали в Китае 3 — 4 года, иногда — до 10 лет, а буддийские монахи — от 10 до 20 лет. Численность посольств колебалась от 100 до 600 человек: дипломаты, которых возглавлял чиновник 4-го ранга, врачи, фармацевты, астрологи, ремесленники, писари, знавшие китайский, монахи и члены экипажей кораблей. В среднем Китай по официальным каналам посещало 30 — 40 человек в год.
2. Социальное развитие японской цивилизации
Считается, что в эпоху позднего плейстоцена Япония была связана с материком участками суши, а во время максимального оледенения уровень океана был намного ниже нынешнего, что позволяло проникать на архипелаг переселенцам как с юга, так и с севера. Первые поселенцы прибывали на Японские острова из Юго-Восточной Азии в течение 8 — 7-го тысячелетий до н. э. (они передвигались из Индонезийского архипелага по цепи Филиппинских островов сначала на архипелаг Рюкю, а затем и на более северные острова — Кюсю, Сикоку и южную часть Хонсю). Предки айнов образовались в результате слияния этих мигрантов австралоидного антропологического типа с проникавшими с севера представителями палеоазиатских народов[5].
Во 2-м тысячелетии до н. э. Кюсю, Сикоку и юг Хонсю заселила вторая волна мигрантов южномонголоидного облика из Юго-Восточной Азии. Они были этнически родственны современному населению Индонезийского архипелага и говорили на языках австронезийской семьи. К началу 1-го тысячелетия до н. э. древнейший пласт населения Японских островов составляли прото-айны. Их хозяйство базировалось на охоте, речном рыболовстве, лесном и прибрежном собирательстве. На Хоккайдо наряду с прото-айнами жили малочисленные палеоазиаты эскимосско-алеутской языковой семьи, мигрировавшие туда из субарктических районов Азии (в дальнейшем эти морские охотники и рыболовы растворились среди более многочисленного прото-айнского населения). На Кюсю, Сикоку и юге Хонсю рядом с айнами обитали австронезийские племена, и между ними шло интенсивное смешение[6].
В VI—V веках до н. э. на север Кюсю, а затем и на юг Хонсю с южной части Корейского полуострова стали проникать так называемые протояпонцы — тунгусские племена, говорившие на языках алтайской семьи (согласно другой версии, переселение протояпонских племён началось в период Яёй, то есть с III века до н. э.). Мигранты были достаточно многочисленными, так как смогли кардинально изменить хозяйственный уклад, культуру и язык на занятых территориях, а население архипелага перестало принадлежать к единому антропологическому типу. Протояпонцы были знакомы с бронзовыми орудиями (при сохранявшемся преобладании каменных), они завезли на архипелаг домашних животных (лошадей, коров, овец) и культуры поливного риса. Вплоть до IV века н. э. шёл процесс интенсивного культурного взаимодействия и смешения пришлых племён с местным австронезийско-айнским населением (австронезийцы в большей степени смешивались с протояпонскими племенами, а прото-айны или эмиси постепенно вытеснялись в северо-восточную часть Хонсю).
Физический облик древних японцев, близкий к современному, сложился на основе облика южных монголоидов со значительным влиянием тихоокеанских вариантов восточномонголоидного типа и существенным включением айноидных черт. Основным направлением хозяйства стало рисоводство, принесённое протояпонцами, тогда как в домашнем быту и мифологии преобладали элементы, тяготевшие к культуре Юго-Восточной Азии (ярче всего они проявлялись в конструкции японских жилищ).
В V—VII веках в состав формирующегося японского этноса влилось значительное число переселенцев из Кореи и Китая (прежде всего из завоёванных Силла государств Пэкче и Когурё). Среди них было много ремесленников, воинов и буддийских монахов, а также образованных людей, которые попадали в состав государственного аппарата (особенно налоговой системы). Во многом благодаря этим переселенцам жители архипелага восприняли иероглифическую письменность, буддизм и другие элементы материковой культуры. Поселения иммигрантов были сосредоточены в долине реки Асука, возле дворцов правителей Ямато, а позже — вокруг столицы Нары (к началу IX века около трети высшей элиты Японии были недавними выходцами из Кореи). В VIII веке в основном завершилось формирование японцев (тогда же начался процесс завоевания лесистого севера Хонсю и были окончательно ассимилированы последние австронезийские племена на юге Кюсю — кумасо или хаято).
Хотя эмиси и хаято формально проживали на территории, входившей в состав японского государства, и даже платили дань, власти считали эти племена «варварами» и посылали против них войска. Эмиси делились на «восточных», проживавших вдоль Тихоокеанского побережья, и «северных», обитавших вдоль Японского моря. Эмиси и их земли не представляли для японцев значительного интереса с экономической или культурной точек зрения. Тем не менее, в VII—VIII веках власти проводили на севере Хонсю политику покорения и ассимиляции аборигенов, которые не воспринимали рисоводство и связанную с ним культуру. Однако эмиси, обладавшие конницей и железным оружием, решительно боролись за свою независимость.
Для укрепления контроля над захваченными территориями власти насильственно переселяли на север жителей центральной Японии (в первой половине VIII века — более 1,8 тыс. дворов, во второй половине VIII века — более 19 тыс. дворов). Переселенцы освобождались от несения трудовой повинности, но несли воинскую повинность вдоль границы с эмиси. Губернаторы пограничных провинций поощряли тех эмиси, которые признавали власть императора (устраивали пиры, раздавали подарки, жаловали ранги и награды вождям, освобождали от налогов), и жестоко подавляли непокорных. Эмиси, признававшие верховенство Ямато, привлекались для строительства крепостей и несения пограничной службы, а также доставляли в столицу или управителю провинции дань — морскую капусту, лошадей или шкуры (дань имела не экономическое значение, а скорее символизировала покорность). Часть эмиси власти силой переселяли с севера Хонсю вглубь территории страны.
Несмотря на все усилия по ассимиляции, на севере Хонсю на протяжении всего VIII века вспыхивали восстания эмиси, которые не желали участвовать в трудовых мобилизациях и строительных работах. Японцы неоднократно снаряжали против мятежных племён военные экспедиции, однако в начале IX века военная активность пошла на убыль и власти фактически оставили попытки насильственной интеграции севера. По отношению к хаято правительство Японии применяло тот же комплекс мероприятий, но ассимиляция «южных варваров» шла эффективнее, так как они восприняли заливное рисоводство и общеяпонскую культуру. В 713 и 720 годах армия жестоко подавила восстания хаято, после чего южный Кюсю был полностью интегрирован в состав государства[7].
В ранних японских письменных источниках правители государств и княжеств именовались не так, как в современной историографии. Для их обозначения использовались или название дворца, из которого они правили (каждый новый правитель вплоть до конца VII века менял расположение своей резиденции), или, начиная с VI века, их японские посмертные имена (так как прижизненные были табуированы). Ввиду неудобства пользования этими длинными именами, состоявшими из многих компонентов, стало принято обозначать раннеяпонских правителей по их китайскому посмертному имени, которое состоит из двух иероглифов (фактически эта система была принята только в период Хэйан, когда эти имена были присвоены древним правителям задним числом)[8].
Древние китайские рукописи, в частности «Шань хай цзин», упоминали о наличии у народа ва (так китайские историки и географы называли жителей Японского архипелага) множества вождей, которые регулярно отправляли на континент своих послов с богатыми дарами. В «книге Вэй» (или «Вэйчжи») имеется предание о людях ва, в котором описываются могущественная страна Яматай (предположительно находилась в регионе Кансай) и её правительница Химико, а также страна На (предположительно располагалась на севере Кюсю) и другие небольшие владения японских родоплеменных вождей. В китайских хрониках упоминается, что государства нередко воевали друг с другом, имели разветвлённый чиновничий аппарат и наместников в покорённых землях, обычно трон передавался по наследству (изредка — с помощью выборов), а население часто покрывало своё тело татуировками. Также в них описывается, что в государствах народа ва власти собирали налоги и надзирали за торговлей. Правители, признававшие верховенство китайских императоров, получали от них в подарок золотые печати, боевые мечи, бронзовые зеркала, дорогие ткани и ковры.
К концу V — началу VI века важным элементом государственно-управленческой системы Ямато были кровнородственные образования — удзи, главам которых (удзиноками) правители (окими) даровали наследственные титулы (кабанэ). Эти титулы свидетельствовали о месте, которое занимал глава рода в сложной структуре отношений правителя с подданными. Престижными кабанэ считались о-оми, о-мурадзи, оми и мурадзи. Наибольшим авторитетом и влиянием при дворе обладали роды Хэгури, Отомо и Мононобэ.
Кроме системы удзи-кабанэ существовали и наследственные социальные группы (бэ), образованные по роду занятий. Первые такие группы (томо-но бэ) появились в начале V века и занимались обслуживанием дворца правителя (охраняли покои, доставляли воду, ведали кладовыми и хранилищами), но позже были созданы и в отдалённых провинциях. Особые группы бэ (насиро и косиро) обслуживали потребности супруги и наследника правителя. Глава томо-но бэ носил наследственный титул томо-но мияцуко. Другие группы бэ профессионально занимались отправлением культа, плавкой металла, строительством курганов и каналов, разведением лошадей, врачеванием. Главы этих групп постепенно занимали важное положение при дворе и формировали свои удзи, например, Мононобэ, Отомобэ (оружейники) или Имибэ (жрецы). Многие профессиональные группы чиновников, ремесленников и строителей были образованы выходцами из союзного Японии корейского государства Пэкче.
В первой половине VI века начался новый этап консолидации власти, когда экономическое присутствие императорского дома, подкреплённое военными отрядами, стало распространяться на различные регионы. Главным инструментом этого присутствия были миякэ — земли с крестьянами, которые тем или иным способом оказывались в наследственном владении правителей Ямато. Управление отдельными миякэ возлагалось на специальных чиновников (куни-но мияцуко), которые принадлежали к местной знати. Нередко двор использовал борьбу за пост куни-но мияцуко в своих корыстных целях, расширяя таким образом свои владения. Также двор подтверждал традиционные полномочия и агата-нуси — глав более мелких территориальных объединений (агата). Фактически куни-но мияцуко и агата-нуси были главными партнёрами центральной власти в управлении периферийными областями.
В период Асука в Ямато назрела необходимость крупномасштабных реформ государственного устройства, и для этого было несколько причин. Во-первых — неспособность без преобразований отстоять свои интересы в Корее; во-вторых — необходимость консолидации правящей элиты для расширения владений Ямато; в-третьих — стремление правящего дома избавиться от зависимости со стороны рода Сога; в-четвёртых — желание перенять «китайскую модель» централизованного государства и тем самым приблизиться к Китаю, который считался источником цивилизации и культуры.
Если первоначально рамками системы удзи-кабанэ были охвачены лишь наиболее крупные и влиятельные роды Ямато, то со временем на политическую авансцену выдвинулись средние и мелкие роды, многие из которых были сформированы переселенцами с материка. Члены этих родов стали занимать различные административные посты (прежде всего в районах, примыкавших ко дворцу правителя) и постепенно продвигаться по карьерной лестнице, вливаясь в систему удзи-кабанэ, которая служила каркасом всей социально-политической системы Ямато. Прочное положение императорского рода определялось как обширными земельными владениями, так и религиозным авторитетом. Родовая знать получала титулы в зависимости либо от степени родства с императорским домом, либо от функций, исполняемых ею при дворе.
В 603 году, в целях упорядочения государственного аппарата, на основе опыта ранжирования чиновничества в Корее была введена система 12 рангов. Высшими рангами являлись дайтоку и сётоку («большая и малая добродетель»), за ними следовали дайдзин и сёдзин («большая и малая доброта»), дайрай и сёрай («большой и малый ритуал»), дайсин и сёсин («большая и малая вера»), дайги и сёги («большая и малая справедливость»), дайти и сёти («большая и малая мудрость»). Однако, несмотря на это нововведение, наследственные титулы кабанэ продолжали существовать в качестве параллельной иерархической системы. Они указывали на происхождение рода и со временем превратились в часть родового имени (кабанэ обычно жаловался старшему члену рода и затем передавался по наследству с согласия даровавшего правителя). Чиновничьи ранги присваивались сугубо персонально, что давало возможность привлекать в госаппарат способных и преданных людей, не имевших высокого происхождения. Но поначалу они присваивались не всем чиновникам, а лишь выполнявшим особые поручения (дипломатам или командирам военных походов в Корею)[9].
Более формальное присвоение рангов стало применяться в середине и во второй половине VII века, когда был создан новый административный аппарат и проведены четыре реформы рангов. В 647 году была введена система из 13 рангов, в 649 году — из 19, в 664 году — из 26, в 685 году — из 48 рангов. В 701 году была установлена классическая танская система ранжирования, состоящая из 30 степеней, объединённых в 9 категорий[175].
В 604 году принц Сётоку создал «Наставления из 17 статей», в которых были сформулированы общие принципы строительства государственной жизни. Император рассматривался как единоличный суверен с абсолютной властью, волю которого нужно беспрекословно выполнять, а представители знати — как чиновники (исполнители его воли). Основой порядка державы устанавливался «общегосударственный ритуал». Так как часть формулировок не соответствовала реальному положению дел той эпохи, одни исследователи ставили под сомнение подлинность «Наставлений», другие считали их некой программой на будущее.
После воцарения в 645 году император Котоку впервые ввёл в Ямато по китайскому образцу нэнго — «Тайка» («Великие перемены»). В 646 году был провозглашён указ о реформах (кайсин-но тё), согласно которому вводилась новая административная система: столица, столичный район (Кинай), провинции (куни), уезды (гун) и деревни (ри), а также почтовые станции и государственные постоялые дворы со сменными лошадьми. Политические и экономические реформы Тайка были направлены на создание стабильной государственной системы, основанной на территориальных принципах. Основными движущими силами реформ были император Котоку, принц Нака-но Оэ (реальный вдохновитель реформ), представители крупных японских родов, бывших в оппозиции к Сога (Фудзивара-но Каматари), и родов, произошедших от иммигрантов из Кореи и Китая (учёный Такамуко-но Куромаро и ряд буддийских монахов), а также средние и мелкие провинциальные роды.
В ходе реформ шло создание центрального государственного аппарата. В 645 году были учреждены должности трёх министров — садайдзин («левый»), удайдзин («правый») и найдайдзин («средний» или «внутренний»), а сами министерства появились в 649 году. В 671 году была введена должность главного министра — дайдзё-дайдзин. Новое правительство состояло из восьми министерств — кунайсё (двора), сикибусё (церемоний), дзибусё (государственного церемониала и знати), мимбусё (народных дел), хёбусё (военных дел), гёбусё (наказаний), окурасё (финансов) и накацукасасё (центральных дел), а также дзингикан (совет по делам небесных и земных божеств, который занимался всеми синтоистскими святилищами в регионах). С 686 года в документах стал упоминаться дайдзёкан (большой государственный совет), в котором заседали дайдзё-дайдзин, садайдзин, удайдзин и их помощники-советники гёситайфу и нагон (с 696 года стали называться дайнагон).
В 682 году началось реформирование и упорядочение системы удзи-кабанэ. Согласно указу властей, которые желали узаконить удзи в качестве социальной категории и управлять ими через вождей, разветвлённые и многочисленные роды должны были разделиться, запрещалось вносить в списки родов посторонних лиц, а кандидатуры глав родов отныне утверждались императорским двором. В 684 году была введена новая шкала кабанэ. Многочисленные титулы были сведены в восемь (якуса-но кабанэ): махито, асоми, сукунэ, имики, митиноси (мити-носи), оми, мурадзи и инаги, причём некоторых из них, в том числе первых двух (наивысших), до реформы не существовало, а некогда престижные (оми и мурадзи) оказались внизу шкалы.
Со временем зависимость между иерархией титулов и рангами чиновников проявлялась всё сильнее. Оказалось, что большинство лиц, получивших высокие ранги чиновников, были потомками людей, которым император Тэмму пожаловал высокие кабанэ за поддержку в междоусобной войне. Постепенно новая шкала титулов слилась с системой чиновничьих рангов, когда присвоение ранга было обусловлено прежде всего происхождением и родовитостью. Кроме того, император Тэмму, опасавшийся военного вторжения со стороны Танской империи, начал реформу армии, стремясь создать регулярные вооружённые части. В то время ядро вооружённых сил составляли императорская гвардия и отряды родов, преданных правящему дому (именно последние показали свою неэффективность во время военных экспедиций в Корею). В 675 году было создано министерство военных дел, отвечавшее за функционирование армии и оборонное строительство, а в 689 году, уже при императрице Дзито, была введена воинская повинность (её должен был исполнять каждый четвёртый мужчина в крестьянской семье).
3.Культурная жизнь
Наиболее древняя система датировки событий, заимствованная из Китая, вела счёт годов по 60-летнему циклу и окончательно сформировалась к началу династии поздняя Хань (25 — 220 года). Согласно этой системе для обозначения каждого года использовалась комбинация из двух иероглифов, в которой первый из них — один из десяти циклических знаков (дзиккан), а второй — один из двенадцати знаков зодиака (дзюниси). Другая система летоисчисления основывалась на годах правления императора (для обозначения года указывалось имя правителя и порядковый номер со времени начала его правления). Третья система летоисчисления, также заимствованная из Китая, основывалась на девизах правления (нэнго) и утвердилась в начале VIII века. Нередко девизы правления менялись, иногда — по нескольку раз за время правления одного императора[10].
В X веке была выработана и абсолютная хронологическая шкала (кигэн), разработанная Миёси Киёюки. Он подсчитал, что от начала правления императора Дзимму до девятого года правления императрицы Суйко прошло 1260 лет. Этот способ не нашёл широкого применения, но был реанимирован в 1872 году, когда было введено понятие «эры императоров» (коки) и началось празднование Дня основания государства.
В 712 году было закончено первое из полностью дошедших до наших дней древнеяпонских сочинений — «Кодзики» («Записи о делах древности»). Свод, состоящий из трёх свитков, представляет собой сборник текстов, сложившихся в устной традиции, и несёт на себе отпечаток дописьменной культуры Японии. Фактически, это собранные воедино мифы, легенды и сказания различных могущественных родов, а также исторические хроники и генеалогия правителей (в том числе легендарных), прошедшие цензуру императорского двора и записанные составителем О-но Ясумаро на вэньяне. «Кодзики» обосновал и утвердил легитимность правящей династии как прямых потомков Аматэрасу и высокое положение в обществе других японских родов, приближённых ко двору.
Ко времени составления «Кодзики» в Японии уже существовала развитая устная и письменная традиция составления исторических хроник и генеалогических сводов знатных родов. Все подобные труды старались возвести происхождение своего рода (заказчика) к древним легендарным правителям и богам, причём чем древнее получалась родословная, тем знатнее и престижнее становился род. Следствием такой ориентации стало стремление государства в лице правящего рода монополизировать историю предков и переписать её по своему усмотрению. Поэтому хронология первых правителей носит в «Кодзики» полулегендарный характер и лишь с середины VI века датировки свода начинают более корректно соотноситься с данными китайских, корейских и других японских источников. Практически все прозаические тексты той эпохи основаны на хронологической последовательности изложения и несут на себе отпечаток исторического произведения (в VII и VIII веках не появилось ни одного значимого памятника религиозно-философской мысли).
Хотя свод и был одним из наиболее значимых памятников японской литературы и истории, он практически не был известен в древней и средневековой Японии, а его влияние на последующую культурную традицию было минимальным (повторное открытие «Кодзики» произошло в XVII—XVIII веках благодаря деятельности школы кокугаку). Согласно одной версии, свод был тайной хроникой правящего рода, а согласно другой — его «задвинули» представители недавно возвысившихся родов и буддийских кругов, которые были обойдены вниманием в «Кодзики» (не случайно, что факт составления «Кодзики» не был отражён даже в главном историческом источнике VIII века — «Сёку нихонги»).
В 720 году под руководством принца Тонэри был составлен новый свод летописей и генеалогии «Нихон сёки» («Анналы Японии»), состоящий из 30 свитков. По сравнению с «Кодзики» его содержание было богаче, в нём приводилось несколько вариантов одних и тех же мифов и преданий, деяния правителей и служилой знати описывались подробнее. Основными источниками для «Нихон сёки» служили предания правящего дома и других влиятельных родов, местные предания, личные записи придворных, хроники буддийских монастырей, китайские и корейские источники (особенно «Ивэнь лэйцзю» Оуян Сюня, а также «Вэйчжи», «Ханьшу» и «Хоу Ханьшу»). Поэтому в новом своде, составители которого находились под влиянием китайской исторический традиции, подробно описан процесс распространения буддизма, широко применяются китайская официальная терминология и скрытые цитаты из китайских философских произведений.
«Нихон сёки» заложил основы официальной историографии японского государства, а его мифологическая часть стала основой письменных канонов синтоизма. Свод принято считать первой из «шести национальных историй» (Риккокуси), к числу которых также относятся «Сёку нихонги» («Продолжение анналов Японии»), «Нихон коки» («Поздние анналы Японии»), «Сёку нихон коки» («Продолжение поздних анналов Японии»), «Нихон Монтоку тэнно дзицуроку» («Истинные записи об императоре Японии Монтоку») и «Нихон сандай дзицуроку» («Истинные записи о трёх императорах Японии»). Особенностью этих хроник является то, что они были рассчитаны не на современников, а на их потомков, в сознании которых должна была сложиться именно такая модель прошлого. Начиная с «Сёку нихонги» записи велись в одно время с происходившими событиями, а не описывали давно прошедшее[11].
Первой стадией развития керамики стали изделия периода Дзёмон (согласно результатам радиоуглеродного анализа, самые древние образцы фрагментов японской керамики датированы 15 — 12-м тысячелетием до н. э.). Распространение керамики на Японских островах началось с северо-западной части Кюсю, которая была наиболее подвержена континентальному влиянию. В начале этого периода на сосуды наносился вертикальный узор (на сырую глину накладывали отдельные растительные волокна). Затем нити стали сплетать, нанося узор горизонтальными полосами в виде «ёлочки». Середине периода Дзёмон был присущ диагональный узор, а в позднем периоде преобладал геометрический узор. «Верёвочный орнамент» наносился в результате вращения верёвки или обмотанной верёвкой палочки вокруг сосуда (в Африке и Полинезии узор наносился методом прикладывания инструментов к поверхности изделия). Помимо наиболее распространённого «верёвочного орнамента» существовало множество видов керамики, узор на которую наносился пальцами мастера или бамбуковой палочкой. Обжиг керамики происходил в ямах, на дне которых разводился костёр, но из-за низкой температуры сосуды страдали повышенной хрупкостью.
Во время правления императрицы Дзито была построена первая постоянная резиденция правителей Ямато — город Фудзивара-кё (местоположение Фудзивары было выбрано ещё супругом Дзито — императором Тэмму, который стремился собрать в одном месте всю политическую элиту страны, ранее разбросанную по родовым усадьбам региона Кинай). Новая столица располагалась к югу от будущей столицы Нара и севернее от Асуки, вокруг которой находились резиденции предыдущих императоров (сегодня эта территория входит в состав города Касихара). Согласно оценкам, в Фудзиваре проживало от 30 до 50 тыс. человек — императорский двор, высшие чиновники, гарнизон охраны, персонал дворцового комплекса, священнослужители, представители влиятельных родов, близких к трону, а также семьи и слуги всех вышеперечисленных категорий.
Образцами для прямоугольной планировки Фудзивары послужили китайские столицы — танская Чанъань и северовэйская Лоян. Дворцовый комплекс имел форму квадрата площадью около 1 км² и был обнесён мощной стеной. Попасть в него можно было через 12 ворот (по три с каждой стороны), которые носили имена известных родов (Тадзихияматобэ, Тиисакобэ, Такэрубэ и т. д.). Каждый род нёс охрану у «своих» ворот и поддерживал порядок в своём секторе города. С ближайшей водной артерией столицу соединял канал, по которому в город доставляли грузы. В Фудзиваре было четыре «больших государственных» буддийских храма: Дайан-дзи, Якуси-дзи, Хоко-дзи (Асука-дэра или Ганго-дзи) и Гуфуку-дзи (Кавара-дэра), а также родовой храм (удзидэра) рода Фудзивара — Кофуку-дзи (все эти храмы, кроме Гуфуку-дзи, впоследствии были перенесены в новую столицу Нара). Фудзивара носила титул столицы всего 16 лет и успела послужить резиденцией для трёх правителей: императриц Дзито и Гэммэй (жили здесь часть своего правления), а также императора Момму.
В правление Гэммэй была основана новая столица — Хэйдзё-кё или Нара (первый топоним, официальный, переводится как «равнинная столица», «равнинный замок» или «мирная столица»; второй происходит от названия равнины Нара, что означает «плоский», «ровный» или «мирный»). Как и Фудзивара, Хэйдзё был спланирован по типу Чанъаня, но с небольшими поправками на местные особенности и традиции. Существует несколько версий переезда двора из Фудзивары. Во-первых, новый город лучше соответствовал китайским принципам фэншуй (по-японски — фусуй): к востоку от него протекала река, на западе столицу окаймляла дорога, на юге находился пруд, за которым простиралась равнина, а на севере возвышались горы. Во-вторых, в годы правления Момму в стране разразились голод и эпидемии, в связи с чем требовалось избавиться от старой «осквернённой» резиденции. После переезда императорского двора Гэммэй в новую столицу Фудзивара пришла в запустение, многие её постройки были разобраны и использовались при расширении Нары, а территория города практически сразу была занята рисовыми полями.
В VII веке японская культура была в значительной мере уже письменной, в государственном аппарате работал довольно большой слой образованных чиновников, при храмах и монастырях имелось немало писарей и составителей хроник, в столице и провинциях — лекарей и учёных, что свидетельствует о наличии в стране образовательных учреждений. В 670 году открылась столичная школа чиновников дайгаку (в ней обучалось более 400 человек), а в 701 году — провинциальные школы кокугаку (с числом учеников до 60 человек). Обучение в них осуществлялось на основе классических китайских трудов по философии, истории и литературе. Также в этот период уже существовали школы медицины и астрологии, в которых обучалось свыше 100 человек. Немалое число монахов и мирян училось при буддийских монастырях, некоторые получали образование в Китае и Корее (например, Абэ-но Накамаро и Киби-но Макиби). На фоне всего этого в Японии прижился заимствованный в Китае пиетет перед грамотностью и учёностью, а сам Китай превратился в основной источник культурной информации в различных областях (прежде всего науки, техники и государственного устройства)[12].
Начиная с VIII века широкое распространение получила практика ввоза посольствами книг и отдельных рукописей (на эти цели дипломатам выделялись специальные средства), а также их переписывания под строгим контролем государственных структур. Привезённые из Китая книги были очень ценным товаром, они хранились в специальном управлении (тосёрё) и выдавались по специальным распоряжениям императора даже принцам.
Китайская идея конкурсных экзаменов на занятие чиновничьих должностей оказалась малопригодной для Японии, где продвижение по служебной лестнице в большей степени зависело от происхождения, чем от заслуг по службе, стараний и знаний. Во многом именно поэтому в период Хэйан государственные школы чиновников уступили своё место домашнему образования (особую популярность получили частные конфуцианские школы, которыми руководили видные учёные своего времени). Император Камму пытался исправить положение: он расширил систему образования, увеличил содержание для студентов (кангакудэн), привлекал в дайгаку не только сыновей высокопоставленных чиновников, но и способных юношей из незнатных родов. В IX веке в стране уже существовало ведомство, отвечавшее за образование (дайгакурё).
В 828 году рядом со столичным храмом То-дзи знаменитый монах Кукай основал школу искусств и наук, в которой обучались дети из всех сословий. Однако эта школа просуществовала недолго: в 847 году её продали государству, чтобы на вырученные средства содержать монахов. В основе образования периода Хэйан лежало изучение китайской классики: «Ши цзи», «Ханьшу» и «Вэньсюань», поэтому конфуцианство укоренилось среди образованной части населения и стало частью официальной идеологии.
Заключение
Для Японии, которая находилась в сфере влияния китайской цивилизации, такое влияние было отчетливо видно. Вопрос в том, какую роль она сыграла в формировании обеих стран. Так вот что случилось. Появление неолита и металлов. Япония - древняя, уникальная страна. Не будет преувеличением сказать, что европейский читатель в то же время хорошо знает Японию и все еще знает очень мало. Второе касается в основном сферы духовной жизни японцев, их национально-психологических особенностей.
История Японии восходит к эпохе неолита. В архипелаге, который простирается с севера на юг вдоль восточного побережья азиатского континента, его главными островами являются Хоккайдо с самым низким населением на севере, Хонсю и Сикоку в центре и Кюсю на юге. Япония охватывает более трех тысяч островов. Извержения вулканов, землетрясения, наводнения, оползни и ураганы сопровождали жизнь японцев с древних времен, а стихийные бедствия помогли развить национальные качества, такие как смелость, терпение, самообладание, ловкость.
Разве не удивительно, что природа вызывает боль в сердцах японцев и в то же время вызывает чувство уважения? Хотя природные условия японских островов оказали значительное влияние на формирование японской национальной психологии, решающим фактором здесь, как и везде, был, конечно, способ производства.
С древних времен японцы занимались охотой, морской охотой и животноводством, но большая часть населения на протяжении веков возделывала рисовые поля. Вопросы об этногенезе японцев до сих пор вызывают противоречивые гипотезы и теории, ни одна из которых не может объяснить общность фактов, собранных наукой. Рыболовные крючки, гарпуны и каменные носители. Это относится к неолиту. По-видимому, он существовал в неолитической Японии в 5-м и 4-м тысячелетиях до нашей эры. Самые старые неолитические памятники в Японии - это в основном раковины, разбросанные вдоль побережья Тихого океана.
Исходя из состава этих собранных мячей, можно сделать вывод, что население в основном занималось сбором и рыболовством. У них есть съедобные раковины и рыбные отходы, гарпуны, грузила и рыболовные крючки. Пресноводные рыбы, олени, кабаны и птицы часто встречаются в более поздних местах сбора. В дополнение к охотничьему оружию, стрелам из обсидиана, лезвиям бритвы, а также кинжалам и удочкам эти сваи украшены керамикой ручной работы, обогащенной узорами плохой японской веревки, типичными для ранней Японии.
Глиняные женские статуи свидетельствуют о существовании матриархата. Население жило большими раскопками и похоронило свои тела в этих могилах. Кости лежат в сложенном положении на спине, которая часто обсыпана красной охрой. Японский неолитический период характеризуется относительно высоким уровнем культурного развития, причем последний этап замедляет это развитие.
Развивался в I тысячелетии до нашей эры, в южных регионах. е. Многие шлифовальные инструменты и погребения, типичные для периода позднего неолита, содержат металлические предметы. Керамика хорошо горит, иногда ее делают на гончарном круге, часто с простым орнаментом, например, гладким или бантиком. Население уже жило во внутренних районах островов и было знакомо с началом земледелия и животноводства. С началом эпохи металла планируется расслоить имущество, что отразится на двухэтажных захоронениях и богатом погребальном оборудовании с бронзовыми зеркалами, мечами и кинжалами.
Эта стратификация усиливается в так называемый Курганский период раннего железного века. Этническое происхождение древнейших жителей архипелага еще не полностью определено. В образовании японской нации, как уже упоминалось выше, участвовали айну и другие южные племена, а затем монголо-малайские племена. С середины 1-го тысячелетия до н. Э. так называемые протояпонские племена проникают на японские острова с юга Корейского полуострова через Корейский канал.
С их прибытием на острова появились домашние животные лошадей, коров, овец, появление орошаемой рисовой культуры совпадает с этим периодом. До 5 века происходило культурное развитие иностранных племен, их взаимодействие с местным австрийско-айнским населением. Основой экономики на японских островах было, наконец, выращивание риса. В последующий период островитяне, наконец, ассимилировали элементы китайской и корейской культуры из Кореи и Китая.
К этому времени на юге Кюсю ассимиляция останков индусов-индусов была завершена. В это же время начался процесс лесовосстановления на севере острова Хонсю. Коренные жители Айну на этом острове были частично смешаны с инопланетянами и частично вытеснены на север. Эти процессы делают Японию одной из самых однородных этнических стран в мире сегодня, причем более 99 процентов населения страны составляют японцы.
Сегодня айну сохранилась только на Хоккайдо, их количество не превышает 20 000 историй Японии с 1-го века. До н.э. уже известно из письменных источников. Самая ранняя информация приведена в исторических памятниках Китая об истории династии Старейшин Хань и истории династии Малых Ханов, Японии 1-го века. До н.э. P век н. К истории Вэй Вэйдзи и истории Сун-шуй Японии 2 в. н. э. Японская летопись Кодзики 8 в. и Нихонг восьмого века. н э. Более подробно, чем китайцы в Японии, но не точнее.
Их хронология очень сложна до шестого века. н е. менее надежный. Кроме того, они позже имеют много слоев. Согласно японской синтоистской системе верований, японская нация происходит от бога солнца Ама-терасу, прямым потомком которого был легендарный император Джимму Джимму-Тенно, который вступил на престол государства Ямато в 660 году до нашей эры. е. и началась постоянная династия японских императоров.
В Японии принято делить историю страны на периоды определенного имперского правления. Личность императора, идея имперской власти, всегда была важным фактором в обеспечении национальной идентичности японцев.
Говоря о японской культуре рассматриваемого периода, а именно. VI-VIII вв. Мы можем отметить его наиболее важные особенности. Итак, прежде всего, стоит обратить внимание на то, что многие культурные мероприятия проводятся в Китае и Индии. Более того, не слепое, механическое копирование, внедрение чужой культуры и идеологии привело к скучному сопротивлению населения. Япония мягко перенесла свои любимые идеи и события на свою почву, сливая их с местными особенностями и ассимилируя их. Приняв основные элементы буддийской архитектуры, китайской и корейской живописи и ремесел, японцы радикально изменили их или создали на их основе новые, порой более совершенные модели, в результате чего японская материальная культура соответствовала историческим традициям японского народа. принял конкретные национальные формы.
Вторым аспектом, который необходимо подчеркнуть, является органическая связь между культурными событиями и религией. Конфуцианство и буддизм, возникшие в Китае, нашли свое отражение в повседневном поведении японцев и оказали влияние на литературу, театральное искусство и другие явления. Кроме того, буддизм гармонировал с древними местными верованиями, боролся против религиозного течения Рио-Синто и сочетал элементы синтоизма и буддизма.
Таким образом, японская культура того периода находилась в гармонии с традиционной конфуцианской идеологией Китая, религиозными ценностями буддизма, вопреки условиям жизни японцев. Традиции японской культурной жизни, заложенные в этот период, сохранились до наших дней.
Использованная литература:
1. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М.: Высшая школа, 1998. - 495 с.
2. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М.: Наука, 1979. – 268 с.
3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция, М.: Наука, 1979. – 368 с.
4. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М.: Наука, 1989. – 254 с.
5. Губер А. А., Ким Г. Ф., Хейфец А.Н. Новая история стран Азии и Африки. М.,1982.
6. История древнего мира. Упадок древних обществ. 3-е изд., испр. и доп. М., 1989
7. Искусство Востока: Вып. 3. Сравнительное изучение традиций/Отв. ред. и сост. Т. Е. Морозова. – М.: Издательство ЛКИ, 2008. – 352 с.
8. Искусство стран Востока. М., 1986
9. Иофан Н.А. Культура древней Японии. М., 1974 г. - С.108
10. Мировая художественная культура: Учеб. пособие /Колл. авт.: Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.; Под. ред. Б.А. Эренгросс/ - М., 2001.
11. Лещенко Н. Ф. "Япония в эпоху Токугава". М., 1999.
Internet saytlari:
1. http: // www.ucr.edu/h-gig/horuslinks.html
2. http: // english www. hss. cmu. edu/history
3. http: // www.ukans.edu/history/vl/
4. http: // www.lib.muohio.edu/inet/subj/history/wwii/index.hrml
5. http: // www.lib.byu.edu/-rdh/wwl/
6. Скачано с www.znanio.ru
[1] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М.: Высшая школа, 1998. - 495 с.
[2] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т.1. М.: Высшая школа, 1998. - 502 с.
[3] Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М.: Наука, 1979. – 268 с.
[4] Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М.: Наука, 1979. – 288 с.
[5] http: // www.lib.muohio.edu/inet/subj/history/wwii/index.hrml
[6] Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театре. М.: Наука, 1979. – 290 с.
[7] http: // www.lib.muohio.edu/inet/subj/history/wwii/index.hrml
[8] История древнего мира. Упадок древних обществ. 3-е изд., испр. и доп. М., 1989. 392 c.
[9] История древнего мира. Упадок древних обществ. 3-е изд., испр. и доп. М., 1989. 402 c.
[10] [10] История древнего мира. Упадок древних обществ. 3-е изд., испр. и доп. М., 1989. 415 c.
[11] Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М.: Наука, 1989. – 254 с.
[12] Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры. М.: Наука, 1989. – 266 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.