Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс.

  • Документация
  • docx
  • 21.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель занятия: работа с главными понятиями морали «добро» и «зло».
Иконка файла материала Добро и зло 44.docx

Предмет: ОРКСЭ

Учитель Панибратец О.В.

Класс: 4 «В»

МОАУ «СОШ №1» г.Оренбурга

Тема: Добро и зло. 

Тип занятия: круглый стол, закрепления полученных  знаний.                                                                                                                 Цель занятия: работа с главными понятиями морали «добро» и «зло».

Задачи:

Образовательные:

·        Формирование основ морали - осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

·        Формировать знания о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике.

·        Формировать умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта.

Развивающие:

·        развивать познавательный интерес к предмету;

·        развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

·        развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

·        развивать творческие способности;

·        развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.

Воспитательные:

·        формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

·        формировать навыки  доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

·        воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;

·        формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Личностные УУД:

·        оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого;

·        объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются добрыми и злыми;

·        самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения;

·        делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию);

·        адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности;

·        чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

Регулятивные УУД:

·        самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

·        совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему), удерживать ее в процессе всего урока;

·        в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся;

·        развитие волевой саморегуляции в ситуации затруднения.

Познавательные УУД:

·         ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

·         отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

·         перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

·         перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

·         доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

·         доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

·         слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

·         читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:  отделять новое от известного; выделять главное;

·         договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе;

·         развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.

Здоровьесберегающие:

·         сохранять здоровье детей путем чередования различных видов деятельности и активного отдыха;

·         создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Предметными результаты:

·        определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным,  общечеловеческим);

·        анализировать  и  объяснять понятия:  добро, зло ;

·        делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

·        договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Основные понятия: добро и зло.

Методы обучения на занятии:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности:  словесные, практические, наглядные.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: учебник для 4 класса «Основы мировых религиозных культур» Л.А.Беглов 2022, компьютер, мультимидийный проектор, тетрадь, рабочие листы, наглядный материал, музыкальное сопровождение.

Требуемая предварительная подготовка: коллаж по теме «Добро и зло» (домашняя подготовка учащихся).

 

 

Основные этапы занятия

(Время)

Содержание занятия

Формирование УУД
Деятельность ученика

1. Самоопределение к деятельности

В жизни по-разному можно жить –  
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать – 
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наше сегодняшнее  занятие

-Работать вы будите в индивидуально, в группах.

- Работать вы будите в рабочих листах .

Личностные УУД мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

2. Актуализация знаний

-Сегодня мы завершаем изучение темы «Добро и зло». Мы познакомились со многими  понятиями,  Вспомните эти понятия и назовите их.

 (добро, зло, грех, покаяние, грехопадение, воздаяние).

 

Один из философов Альберт Швейцер очень образно определил сущность добра и зла:

 

 «Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей».

 

 

 

 

 

 

 

-Вспомните, что такое добро и зло, выполните первое и второе задание.

 

- Вспомните  качества человека, которые мораль одобряет    (удар-хлопок):    

 

Смелость        Трусость     Верность  Предательство     Правдивость   Общительность   Замкнутость   Зависть     Скромность    Доброта     Великодушие    Злорадство    Щедрость    Жадность      Милосердие     Вежливость

Высокомерие    Хамство     Уважение     Пренебрежение    Скромность      Отвага       Бесстрашие     Стойкость    Мужество

Приветливость     Равнодушие       Лживость

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.

3. Постановка проблемы

- В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое.  Опишите свои чувства и ассоциации, связанные с этими словами.

Учащиеся делятся на группы и получают задание на карточках:


правдивость

чуткость
трудолюбие

доверие

лень
лживость

ответственность

равнодушие

братство

радость

отвага

 

Дать образец на доске

Предложите свой вариант «расшифровки» слов

Д____________                               

О____________         З____________

Б____________         Л____________

Р____________         О____________

О____________

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других уч-ся.

4. Проектирование, фиксация и закрепление знаний.

1) Каждый из нас каждую минуту делает выбор между добром и злом, выбор между добрым и злым поступком.

И вы должны понимать, что каждый поступок, как песчинка в море, важен для семьи, друзей, для всех с кем вы соприкасаетесь в этом мире… Для того, чтобы жить в мирной стране, нужно каждому оберегать мир и нести добро!

 

Работа с текстами.

Притчи, рассказы.

 

2) На предыдущем уроке мы познакомились с тем, как в разных религиях трактуется происхождение зла.

  Все религии в той или иной форме отвечают на вопрос, что такое добро и зло, как зло появилось в мире, и как в связи с этим должен вести себя человек. Эти вопросы издревле волновали людей, и разные религии по-своему отвечали на них. Например, древние вавилоняне считали, что добро и зло равновеликие силы и появляются вместе с этим миром.

 

Вспомните и расскажите, что вы узнали из уроков о происхождении зла в разных религиях.

 

Выполните задания  №4и №7 и ответьте на поросы:

1)какую роль отводил Бог человеку

2) как называются плохие поступки в христианстве.

3) к  чему привело непослушание человека

 

3) Совершив грех можно покаяться и попытаться очистить душу.

В чем заключается представление о спасении человека в разных религиях.

Ответ на этот вопрос вы найдете,  выполнив задание №8.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге

5. Закрепление. Работа в группах.

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере прочитанных произведений.

 

1) А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки.

Мы все любим русские народные сказки. У всех народов есть много замечательных и интересных сказок. В них отображается жизнь народа, его желания, мечты, ожидания лучшей судьбы и борьба с захватчиками и угнетателями. Каждый народ мечтает о добре, правде и всечеловеческом счастье. Темой, которая объединяет все народные сказки, является сам человек и его борьба против сил, которые мешают его счастью. И герои во всех сказках делятся на добрых и злых.

Работа в группах.

На доске висят герои русских народных сказок (Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Чудо-Юдо, Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Волк, Лиса, Заяц, Медведь, Колдун, Ведьма, Морозко, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец, Снегурочка, Леший, Гуси-лебеди, Мачеха, Разбойник).

Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых.

Добрые герои            Злые герои

 

2) Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. Перед вами части пословиц и поговорок. Попробуйте соединить их.

Задание №10.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге

6. Рефлексия – самооценка, подведение итога

- Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

- А можно ли стать добрым на время?

-Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

-А как сделать так, чтобы добра стало больше?

- Я желаю, что бы вокруг вас всегда царило добро.

1) -Добро и зло – названия, обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс

 

Склонность – Расположенность к какой-л. деятельности, занятиям, а также одаренность в каком-л. отношении.

Пристрастие, любовь к чему-л.

Антипатия - это чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо. Противоположно симпатии.

 

2) Музыкальная пауза. Исполнение песни «Дорогою добра»

3) Игра «Пожелание другу»

Каждый пишет доброе пожелание своему однокласснику.

4) А теперь подведите итог своей работе на занятии: выбираем солнышко – если все получилось, тучку – если вы не довольны своей работой.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль

7. Домашнее задание.

Закончить работу в рабочем листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Основы мировых религиозных культур: 4класс: / А.Л.Беглов, учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2022.
  2. Ретюнских Л.Т.   Путешествие в лабиринтах мудрости. Философия для младших школьников. Учебно-методическое издание. -  Вита-Пресс, 2016
  3. Бушелева, Б. В.     Поговорим о воспитанности [Тексты] : кн. для подростков / Б. В. Бушелева. - М. : Просвещение, 1980. - 192 с. : ил. 
  4.  Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М. Просвещение, 1990.
  5. http://www.вокабула.рф/энциклопедии/новая-философская-энциклопедия/просвещение  
  6. http://ped-kopilka.ru/poslovicy-i-pogovorki/poslovicy-i-pogovorki-pro-dobro-i-zlo.html 
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/kakoi-volk-pobedit.html
  8. Использованы ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложите свой вариант «расшифровки» слов

 

Д _______________________
О________________________
Б ________________________
Р ________________________
О ________________________

 

З ______________________

Л ______________________

О ______________________

 

Слова для справок:       Смелость        Трусость     Верность  Предательство     Правдивость   Общительность   Замкнутость   Зависть     Скромность    Доброта     Великодушие    Злорадство    Щедрость    Жадность      Милосердие     Вежливость

Высокомерие    Хамство     Уважение     Пренебрежение    Скромность      Отвага       Бесстрашие     Стойкость    Мужество Приветливость     Равнодушие       Лживость

 

 

Предложите свой вариант «расшифровки» слов

 

Д _______________________
О________________________
Б ________________________
Р ________________________
О ________________________

 

З ______________________

Л ______________________

О ______________________

 

Слова для справок:       Смелость        Трусость     Верность  Предательство     Правдивость   Общительность   Замкнутость   Зависть     Скромность    Доброта     Великодушие    Злорадство    Щедрость    Жадность      Милосердие     Вежливость

Высокомерие    Хамство     Уважение     Пренебрежение    Скромность      Отвага       Бесстрашие     Стойкость    Мужество Приветливость     Равнодушие       Лживость

Предложите свой вариант «расшифровки» слов

 

Д _______________________
О________________________
Б ________________________
Р ________________________
О ________________________

 

З ______________________

Л ______________________

О ______________________

 

Слова для справок:       Смелость        Трусость     Верность  Предательство     Правдивость   Общительность   Замкнутость   Зависть     Скромность    Доброта     Великодушие    Злорадство    Щедрость    Жадность      Милосердие     Вежливость

Высокомерие    Хамство     Уважение     Пренебрежение    Скромность      Отвага       Бесстрашие     Стойкость    Мужество Приветливость     Равнодушие       Лживость 

 

Песня о дороге (из кинофильма «Маленький Мук»)

муз.М.Минков, сл.Ю.Энтин

Спроси у жизни строгой,

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Направиться с утра?

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

 

Забудь  свои заботы,

Падения и взлеты,

Не хнычь, когда судьба тебя

Ведет не как сестра,

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра.

 

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что эта жизнь -

Не детская игра,

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный -

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный -

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru