Открытый урок "Отношение христианина к природе"
Оценка 4.8

Открытый урок "Отношение христианина к природе"

Оценка 4.8
Документация
docx
религиоведение
4 кл
30.10.2024
Открытый урок "Отношение христианина к природе"
Технологическая карта..docx

План – конспект урока по курсу ОРКСЭ  «Отношение христианина к природе»

Тема и номер урока – «Отношение христианина к природе», № 26

Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М:. «Просвещение» 2010 г.

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему.

Задачи:- освоение учащимися сведений об особенностях отношения христианина к природному миру, христианского представления о сотворении природы, об отношении святых к природе, животному миру;- осмысление связи природного и человеческого мира, особой роли человека в мире, обусловленной тем, что ему даны разум и совесть;- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и рассуждений автора учебной статьи;- сосредоточение внимания учащихся на возможности личного участия в решении экологических проблем.

Понятия урока: экология, ковчег, милосердие.

Планируемые результаты:

Предметные:

- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

- развивать личную ответственность за сохранение природы;

- развивать этические чувства;

- уметь вести себя в дискуссии;

- ориентироваться на успешную деятельность.

Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература, экология.

Ресурсы, необходимое оборудование:

- мультимедийная установка;

- презентация к уроку;

- раздаточный материал;

- доска;

-учебник;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Технологическая карта урока .

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Мотивация

Проверяет готовность класса к уроку

Я спешу сказать вам – “Здравствуйте!”

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – “Благости!”

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – “ Радости!”

Удач, успехов и везенья!

Всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

С таких прекрасных слов-пожеланий мне хочется начать наш урок.

 

 

Организуют рабочее место

Регулятивные УУД

2

Актуализация

 Слайд № 1 «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету»  (чей это совет???) — это совет маленького принца из повести-притчи французского писателя Антуана Экзюпери. Вот как по-детски ясно и просто обозначена суть одной из самых глобальных проблем, возникших на исходе двадцатого столетия и требующих единения людей разных национальностей и разных вероисповеданий.

Какая это проблема? Что происходит с природой?

Теперь давайте поразмышляем.

1. Бываете ли вы сердиты, если кто-то разрушает то, что вы с заботой и любовью построили?.
2. Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?
3. Как вы полагаете, если у нашего мира есть Творец, как Он воспринимает такие действия людей? 
Cлайд 2

Всемогущий Творец поместил человека на планете, идеально приспособленной для жизни, с кислородом в атмосфере с разнообразными богатствами недр, с красивыми ландшафтами и уникальными организмами, населяющими землю. Насколько обеднела бы наша жизнь, если бы мы увидели землю, начисто лишенную лесов, трав, цветов, без единой птицы, без единого звука. В повседневной суете мы не всегда замечаем, какой прекрасный мир подарил нам Господь.

 

Рассматривают рисунки, дают словесную характеристику эмоциональному восприятию рисунков.

.Отвечают на вопросы учителя.

Экология

Она разрушается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка, внутренняя позиция

Познавательные УУД: извлечение информации из учебника, построение логическое цепи суждений

Коммуникативные УУД: умение вести беседу, точно выражать свои мысли

3

Выявление места и причины (постановка проблемы)

Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа? На доске помещает иллюстрации с вырубленным лесом, сгоревшей почвой и т.д. 

Как же так человек разумнее природы, а осознание своих деяний нет.

Задает вопрос: О чем же мы сегодня будем говорить?

Подводит к точной теме урока: Конечно, мы будем говорить о проблемах человека по отношению к природе, но ведь мы изучаем христианское отношение к миру, а значит остановимся на отношениях христианина к природе.

На доске слайд презентации с темой урока.

Формулируют проблему урока. С начало говорят о разумности человека. После появления иллюстраций испытывают проблему. Предполагают, что речь на уроке пойдет о проблемах человека по отношению к природе.

 

Познавательные УУД: постановка и решение проблем, подведение под тему урока

4

Построение проекта выхода из затруднения.

Направляет учащихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе.

Вопрос: Чем будем заниматься на уроке?

Как вы считаете, перед кем человек должен давать ответ? (дети отвечают)

  Перед Богом, перед людьми и перед самим собой, перед своей совестью. Слайд 4. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью.

  Ответственность можно нести не только за свои поступки, но и за других. За кого??? Слайд 5,6

Например, в жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от невзгод и плохих людей. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за слабых и немощных. Давайте вспомним высказывание Маленького принца о животных… «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Как вы думаете, за кого и за что нужно человеку нести ответственность, защищать? И от кого? .У вас на столе лежат рабочие листы, вы сейчас будите работать в парах . Вам нужно составить схему за кого мы несем ответственность.

Слайд 7. Родной дом.

Дом, где вы живете с родителями – ваш дом. Но можете ли вы начать все дома ломать или выбрасывать? (дети отвечают)

Нет. Потому что, хотя это и ваш родной дом, вы там не главные распорядители. Сделали этот дом ваши родители. Они главные хозяева. И в этом доме живут другие ваши близкие. И если вы как-то повредите дом, то должны будете дать ответ. Да и вам самим жить в разрушенном доме будет неуютно. Слайд 8. Т.е., вы несете ответственность за сохранение родного дома, так же, как и вся семья. Свой дом вы любите, бережете и защищаете.

Слайд 9. Земля – наш дом. Вот также и Земля – наш дом. Этот дом сотворил для человека Бог. Поэтому, хотя люди и хозяева на Земле, но должны нести за нее ответственность перед Богом. Слайд 10,11.  И перед другими людьми. Слайд 12

 

 

Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить об отношении человека к природе, его особой роли, ответственности человека за природу, о проблемах, связанных с природой; будем читать, отвечать на вопросы, рисовать и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание1.

Ближних, животных, растения, природу и т.п. В первую очередь от самих себя – не разрушать.

 

Познавательные УУД: определение цели и задач урока, направлений в деятельности.

5

Решение учебной задачи.

Работа по учебнику, с.84-85

Христиане верят в то, что у мира есть Творец. Бог вложил  Свою любовь и мудрость в мир. Поэтому познавая мир, христианин в определенной степени постигает и замысел его Творца. Слайд 13

Великий русский ученый Михаил Ломоносов говорил, что Бог дал людям две книги: книгу природы и Библию.Что вложил Бог в эти книги мы узнаем из учебника на стр 84. Слайд 14. ( В книгу природы Бог вложил природные законы, в Библию – заповеди. Поэтому Ломоносов считал, что христианин, изучающий законы природы, исполняет великое и именно христианское служение. Развитие науки и познание мира – это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. На одном из наших первых уроков мы говорили о том, что культура – это такой труд, в котором человек изменяет мир, делая его более безопасным и удобным.)

К сожалению, в последние столетия человек слишком увлекся перестройкой окружающего его мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы побыстрее получить побольше выгод и удобств для себя, а не для всех. Они перестали видеть в природе самый прекрасный Божий храм. Слайд 15

  Несколько поколений людей вели хозяйство столь жадно и бездумно, что по сути отравляли нашу планету. Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Многие виды животных исчезли с лица Земли.Христианин полагает, что Бог вручил нам мир в надежде, что мы сохраним и преумножим его красоту. Истинный Хозяин на земле - Бог, а не человек, который «ходит под Богом».

 

1.Осмысливают услышанное и увиденное

 

 

2. Осмысливают понятие «Экология», записывают определение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

3.Читают тексты, анализируют по предложенному плану, делают выводы.

 

 

 

4.Учавствуют в общем анализе.

 

5.Слушают друг друга, рассуждают, находят общие проблемы двух текстов. Выводы записывают на доску.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других

РегулятивныеУУД  выделение и осознание того, что усвоено подлежит усвоению, способность к волевому усилию.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция, планирование.

Личностные УУД: внутренняя позиция, моральный выбор исходя из социальных и личных ценностей, нравственно-эстетическая оценка.

6

Физминутка

Три стихии

Просматривают физминутку.

 

9

Включение в систему знаний

 Слайд 16. Обратите внимание на экран перед вами расположены три овала.  Нужно  их распределить  один над другим. Вставит в них слова: «Природа», «Бог», «Человек» – так, чтобы получилось христианское представление  о том, кто кому (чему) служит. Бог-человек-природа. Почему мы расположили так овалы  найдите доказательство в учебнике на с.85 и выполните задание № 2 в рабочем листе.

   Человек, который любит Бога, любим всеми Божьими созданиями. Например, святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя последним кусочком хлеба, который у него оставался. Слайд 17. Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Нектарий Оптинский, с которым жил кот необычайных размеров, шутил: «Отец Герасим велик, у него лев, мы же малы, у нас кот». Но все так добры к животным и окружающему миру.

Слайд № 18.(Ноев ковчег).

   Однажды мир пострадал из-за человека. Все человечество стало настолько бессердечным, что Бог решил наказать людей.

( Просмотр видео)

Знакомы ли вам случаи разрушительного и вредного воздействия человека на природу?

Что мы должны делать что бы сохранить наши природные ресурсы?  Нужно экономно использовать природные ресурсы. Слайд № 19

  Задание. Подчеркни, в чём проявляется правильное отношение к природе     зелёным карандашом, а неправильное - красным.

  Оставлять после себя мусор; заботиться о домашних животных; посадить деревце; выгнать старого кота на улицу; покормить бездомного котёнка; стрелять в птиц из рогатки; насыпать в кормушку для птиц корм; заступиться за щенка, которого обижают другие ребята; морить голодом домашнего питомца.

 

 

Индивидуальная работа.

 

 

 

 

 

 

Задание 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3

 

 

Коммуникативные УУД: умение точно и полно выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание эмоциональных и этических чувств.

10

Рефлексия

-Как вы считаете, экономное потребление вещей с вашей стороны будет ли считаться бережным отношением к окружающему миру? (дети отвечают) Экономия – это бережливость, благоустроенность хозяйства.

- В чём может заключаться ваше участие в деле охраны и бережного отношения к природе?

Составьте в группе памятки о бережном отношении к природе.

Слайд 20.

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Личностные УУД: нравственно-эстетическая оценка.

Коммуникативные УУД:

Умение точно и полно выражать свои мысли.

 


 

План – конспект урока по курсу

План – конспект урока по курсу

Технологическая карта урока . №

Технологическая карта урока . №

Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа?

Ребята, как вам кажется кто разумнее человек или природа?

И в этом доме живут другие ваши близкие

И в этом доме живут другие ваши близкие

Богом». 1.Осмысливают услышанное и увиденное 2

Богом». 1.Осмысливают услышанное и увиденное 2

Экономия – это бережливость, благоустроенность хозяйства

Экономия – это бережливость, благоустроенность хозяйства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2024