Рабочая программа ОРКСЭ
Оценка 4.9

Рабочая программа ОРКСЭ

Оценка 4.9
Документация
docx
религиоведение
4 кл
28.12.2023
Рабочая программа ОРКСЭ
Рабочая программа ОРКСЭ
ОРКСЭ.docx

2.2.9.Рабочая  программа курса внеурочной деятельности

«ОРКСЭ дополнительный курс»

 

Рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных во ФГОС НОО, а также в Программе воспитания.

Программа по предметной области (учебному предмету)

«Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКСЭ) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ, тематическое планирование.

Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОРКСЭ, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками, место ОРКСЭ в структуре учебного плана.

Планируемые результаты освоения программы ОРКСЭ включают личностные, метапредметные, предметные результаты за период обучения. Здесь же представлен перечень универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами предметной области (учебного предмета) «Основы религиозных культур и светской этики» с учётом возрастных особенностей четвероклассников.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в 4 классе начальной школы.

В тематическом планировании отражено программное содержание по всем разделам (темам) курса; раскрывается характеристика основных видов деятельности обучающихся при изучении той или иной темы.

Пояснительная записка

Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований ФГОС НОО по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую стандарта. Представленное в Программе планирование может, варьироваться  в  соответствии с используемыми в школе УМК, учебниками по модулям ОРКСЭ. Предметная область ОРКСЭ состоит из учебных модулей по выбору «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В соответствии с федеральным законом выбор модуля осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Выбор установлен в ФЗ «Об образовании в РФ» (ч. 2 ст. 87.).

Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.  Поскольку   предмет   изучается   один год  (4 класс), то все результаты обучения представляются за этот период. Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

-                   знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

-                   развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

-                   обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе,

-                   формирование ценностносмысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

-                   развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.

В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08­250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»).

Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание количества академических часов,  отводимых на освоение каждой темы учебного модуля, характеристику основных  видов  деятельности  учащихся,  в  том  числе с учётом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно­методическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.

 

1.      Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Модуль «Основы православной культуры»

Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь.  Праздники.  Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.  Пророк  Мухаммад  —  образец  человека и учитель нравственности в исламской традиции. Во что верят мусульмане. Добро и зло в исламкой традиции. Нравственные основы ислама. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

Модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святыни. Будды и бодхисатвы. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения.

Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа.  Пророки и  праведники  в  иудейской  культуре.  Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом.  Еврейский календарь: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы религиозных культур народов России»

Россия — наша Родина. Культура и религия. Религиозная культура народов России. Мировые религии и иудаизм. Их основатели. Священные книги христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Хранители предания в религиях. Человек в религиозных традициях народов России. Добро и зло. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди христианства, ислама, иудаизма, буддизма. Обычаи и обряды. Праздники и календари в религиях.  Семья, семейные  ценности.  Долг, свобода, ответственность, труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Контитуция) в государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

 

2.      Планируемые результаты учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Личностные результаты

В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

—понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину;

—формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

—понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;

—понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества;

—осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;

—строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;

—соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания;

—строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

—понимать необходимость обогащать свои знания о духовно­нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;

—понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

—овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

—формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной за­ дачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок,  понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

—совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно­коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

—совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

—овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,  обобщения,  классификации,  установления  аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

—формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

—совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД:

—ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества — мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);

—использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);

—применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

—признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

—выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:

—воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;

—использовать разные средства для  получения  информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);

—находить дополнительную информацию к основному учебному материалу   в   разных   информационных   источниках, в том числе в Интернете (в условиях  контролируемого входа);

—анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:

—использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета;

—соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

—создавать небольшие тексты­описания, тексты­рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно­этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.

 

Регулятивные УУД:

—проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;

—проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;

—анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности);

—выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

—проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнать о других религи­ ях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:

—выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;

—владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разре­ шать возникающие конфликты;

—готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

 

Предметные результаты

Модуль «Основы православной культуры»

Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие дости­ жения обучающегося:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского обще­ ства как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послуша­ ние, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасе­ ние), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христи­ анского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге­Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;

—рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Испове­ ди), монашестве и монастырях в православной традиции;

—рассказывать о назначении и устройстве православного хра­ ма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священ­ нослужителями;

—рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;

—раскрывать основное содержание норм отношений в право­ славной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей;

—распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре;

—рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;

—излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и пред­ ставлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной ду­ ховно­нравственной культуре, традиции.

Модуль «Основы исламской культуры»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущ­ ности духовного развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нрав­ ственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских тра­ диционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нрав­ ственного совершенствования;

—рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской культуре, традиции (вера, искренность, мило­сердие, ответственность, справедливость, честность, вели­ кодушие, скромность, верность, терпение, выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций ис­ ламской этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, еди­ нобожии, вере и её основах;

—рассказывать о Священном Коране и сунне — примерах из жизни пророка Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз, хадж, пост, закят, дуа, зикр);

—рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;

—рассказывать о праздниках в исламе (Ураза­байрам, Кур­ бан­байрам, Маулид);

—раскрывать основное содержание норм отношений в ислам­ ской семье, обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных ценностей;

—распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и охарактеризовать назначение исламского орнамента;

—рассказывать о художественной культуре в исламской традиции, религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;

—излагать основные исторические сведения о возникновении исламской религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исламского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и представлению её ре­ зультатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззрен­ ческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (об­ щенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традицион­ ными религиями исторически являются православие, ис­ лам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в исламской духовно­ нравственной культуре, традиции.

 

Модуль «Основы буддийской культуры»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы буддийской культуры» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущ­ ности духовного развития как осознания и усвоения чело­ веком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских тра­ диционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий в буддийской культуре, традиции (сострадание, милосердие, любовь, ответственность, благие и неблагие деяния, освобождение, борьба с неведением, уверенность в себе, постоянство перемен, внимательность); основных идей (учения) Будды о сущности человеческой жизни, цикличности и значения сансары; понимание личности как совокупности всех поступков; значение понятий «правильное воззрение» и «правильное действие»;

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций буддийской этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в буддийской культуре, учении о Будде (буддах), бодхисаттвах, Вселенной, человеке, обществе, сангхе, сансаре и нирване; понимание цен­ ности любой формы жизни как связанной с ценностью человеческой жизни и бытия;

—рассказывать о буддийских писаниях, ламах, службах; смысле принятия, восьмеричном пути и карме;

—рассказывать о назначении и устройстве буддийского храма, нормах поведения в храме, общения с мирскими последователями и ламами;

—рассказывать о праздниках в буддизме, аскезе;

—раскрывать основное содержание норм отношений в буддийской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; буддийских семейных ценностей;

—распознавать буддийскую символику, объяснять своими словами её смысл и значение в буддийской культуре;

—рассказывать о художественной культуре в буддийской традиции;

—излагать основные исторические сведения о возникновении буддийской религиозной традиции в истории и в России, своими словами объяснять роль буддизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению буддийского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание россий­ ского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ис­ лам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в буддийской духовно­нравственной культуре, традиции.

 

Модуль «Основы иудейской культуры»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы иудейской культуры» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нрав ственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского обще­ ства как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о нравственных заповедях, нормах иудейской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий в иудейской культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, исполнение заповедей, борьба с грехом и спасение), основное содержание и место заповедей (прежде всего, Десяти заповедей) в жизни человека; объяснять «золотое правило нравственности» в иудейской религиозной традиции;

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций иудейской этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в иудаизме, учение о еди­ нобожии, об основных принципах иудаизма;

—рассказывать о священных текстах иудаизма — Торе и Танахе, о Талмуде, произведениях выдающихся деятелей иудаизма, богослужениях, молитвах;

—рассказывать о назначении и устройстве синагоги, о равви­ нах, нормах поведения в синагоге, общения с мирянами и раввинами;

—рассказывать об иудейских праздниках (не менее четырёх, включая Роша­Шана, Йом­Киппур, Суккот, Песах), постах, назначении поста;

—раскрывать основное содержание норм отношений в еврей­ ской семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношений детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; иудейских традиционных семей­ ных ценностей;

—распознавать иудейскую символику, объяснять своими словами её смысл (магендовид) и значение в еврейской культуре;

—рассказывать о художественной культуре в иудейской традиции, каллиграфии, религиозных напевах, архитектуре, книжной миниатюре, религиозной атрибутике, одежде;

—излагать основные исторические сведения о появлении иудаизма на территории России, своими словами объяснять роль иудаизма в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению иудейского исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (синагоги, кладбища, памятные и  святые  места),  оформлению  и  представлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в иудейской духовно­ нравственной культуре, традиции.

 

Модуль «Основы религиозных культур народов России»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы религиозных культур народов России» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о нравственных заповедях, нормах морали в традиционных религиях России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми;

—раскрывать основное  содержание  нравственных   категорий (долг, свобода, ответственность, милосердие, забота о слабых, взаимопомощь) в религиозной культуре народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме); объяснять «золотое правило нравственности» в религиозных традициях;

—соотносить нравственные формы поведения с нравственными нормами, заповедями в традиционных религиях народов России;

—раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в вероучении православия, ислама, буддизма, иудаизма; об основателях религий;

—рассказывать о священных писаниях традиционных религий народов России (Библия, Коран, Трипитака (Ганджур), Танах), хранителях предания и служителях религиозного культа (священники, муллы, ламы, раввины), религиозных обрядах, ритуалах, обычаях (1—2 примера);

—рассказывать о назначении и устройстве священных сооружений (храмов) традиционных религий народов России, основных нормах поведения в храмах, общения с верующими;

—рассказывать о религиозных календарях и праздниках традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма, не менее одного религиозного праздника каждой традиции);

—раскрывать основное содержание норм отношений в религиозной семье (православие, ислам, буддизм, иудаизм), общее представление о семейных ценностях в традиционных религиях народов России; понимание отношения к труду, учению в традиционных религиях народов России;

—распознавать религиозную символику традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма минимально по одному символу), объяснять своими словами её значение в религиозной культуре;

—рассказывать о художественной культуре традиционных религий народов России (православные иконы, исламская каллиграфия, буддийская танкопись); главных особенностях религиозного искусства православия, ислама, буддизма, иудаизма (архитектура, изобразительное искусство, язык и поэтика религиозных текстов, музыки или звуковой среды);

—излагать основные исторические сведения о роли традиционных религий в становлении культуры народов России, российского общества, российской государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной  деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов России в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и  святые  места), оформлению и представлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку личности поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в традиционных религиях народов России.

 

Модуль «Основы светской этики»

Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской этики» должны отражать сформированность умений:

—выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности;

—выражать своими словами понимание значимости нравственного самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;

—выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно­ нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

—рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в России;

—раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики (справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие, добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе; объяснять «золотое правило нравственности»;

—высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные нормы и нормы этикета, приводить примеры;

—первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;

—раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и культурного наследия и особенностей народов России, российского общества; уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе, забота о животных, охрана окружающей среды;

—рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества; российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не менее трёх), религиозных праздниках  (не менее двух разных традиционных религий народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи;

—раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных семейных ценностей;

—распознавать российскую государственную символику, символику своего региона, объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;

—рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности, предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие, честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;

—рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и природных достопримечательностях своего региона;

—раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на  примерах  образцов  нравственности, российской гражданственности и патриотизма в  истории России;

—объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении российской государственности;

—первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия  народов России, российского общества в своей местности, регионе, оформлению и представлению её результатов;

—приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности  поступать согласно своей совести;

—выражать своими словами понимание свободы мировоз­ зренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий;

—называть традиционные религии в России, народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;

—выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в российской  светской (гражданской) этике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

3.      Тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 

№ п\п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

ЭОР

Всего

1

Россия — наша Родина

Часы на каждую тему распределяются учителем в зависимости от нагрузки по учебному плану на текущий учебный год а рабочей программе учителя

Использует учитель в

соответствии с темой урока

2

Культура и религия. Введение в исламскую духовную традицию

3

Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции

4

Коран и Сунна

5

Во что верят правоверные мусульмане (вера в Аллаха, в ангелов и посланников Бога, в Божественные Писания, в Судный день, в предопределение)

6

Пять столпов исламской веры Обязанности мусульман

7

Творческие работы учащихся. Доработка творческих работ учащихся при участии взрослых и друзей

8

История ислама в России

9

Нравственные основы ислама

10

Наука, искусство — достижения исламской культуры. Мечеть

11

Мусумальнское летоисчисление. Праздники ислама

12

Любовь и уважение к Отечеству

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

 

 


 

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОРКСЭ дополнительный курс»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОРКСЭ дополнительный курс»

Основной методологический принцип реализации

Основной методологический принцип реализации

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий

Универсальные учебные действия

Универсальные учебные действия

Регулятивные УУД: —проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для…

Регулятивные УУД: —проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для…

Боге­Троице, Творении, человеке,

Боге­Троице, Творении, человеке,

России, российского общества как источника и основы духовного развития, нрав­ ственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений…

России, российского общества как источника и основы духовного развития, нрав­ ственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений…

России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в…

России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; —рассказывать о нравственных заповедях, нормах буддийской религиозной морали, их значении в выстраивании отношений в…

Модуль «Основы иудейской культуры»

Модуль «Основы иудейской культуры»

Отечеству, нашей общей Родине —

Отечеству, нашей общей Родине —

России, российского общества, российской государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов

России, российского общества, российской государственности; —первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического и культурного наследия традиционных религий народов

России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; —раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на…

России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных праздников в жизни человека, семьи; —раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на…

Тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» № п\п

Тематическое планирование учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» № п\п
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2023