Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить
Оценка 4.6

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Оценка 4.6
Культурные мероприятия +2
doc
воспитательная работа +1
6 кл
22.04.2017
Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить
Публикация является частью публикации:
3 Урок русского языка в 6 классе УЧИМСЯ БЛАГОДАРИТЬ- 1.doc
Урок русского языка в 6 классе «Учимся благодарить» /Рабочая программа  по русскому языку для 6 класса составлена учителем на основе  Государственного   стандарта   основного   общего   образования   по   русскому языку  Примерной программы основного общего образования по русскому языку  Программы   по   русскому   языку   авторского   коллектива   под   редакцией М.М.Разумовской В связи с тем, что исходная программа рассчитана на 170 часов, а планирование составлено на 204 часа (на основании учебного плана на 2011­2012 учебный год), появилась  возможность увеличить количество часов на изучение каждого раздела, что способствует  формированию более прочных ЗУН у учащихся  6 класса – это объясняет включение в  учебное планирование данного урока. Преподавание ведется по учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией  М.М.Разумовской, П.А.Леканта. ­ М.: Дрофа. – 2005/ Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории школы №191 с углублённым изучением немецкого языка Красногвардейского района Санкт­Петербурга Яснова Ирина Викторовна 1 Контактные телефоны: +7 (905) 211­15­53; дом.: 386­51­23 Урок­практикум по культуре речевого общения «Учимся благодарить» Тип урока: обучающий и развивающий. Технологии: развивающее обучение, коллективная система обучения, обучение в  сотрудничестве,  Цели урока (сформированы на основании основных целей изучения русского (родного) языка в основной школе):  научить детей правильно вести себя в различных ситуациях   речевого   общения;   пополнить   словарь   учащихся   формулами   благодарности; развивать умение правильно использовать их в своей деятельности и повседневной  жизни; воспитывать уважительное отношение к собеседнику. Задачи: Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у   обучающихся   потребности   к   овладению   знаниями   и   способами   действий   с   ними   в соответствии с познавательными установками. Одно из решающих условий решения этой задачи – хорошо развитая речь каждого члена общества. На   уроках   развития   речи   формируется   умение   учащихся   строить   связные высказывания,   отбирать   словарный   и   стилистический   материал,   систематизировать отобранный материал, составлять синтаксические конструкции в соответствии с жанром и стилем сочинения или изложения; отрабатывается умение использовать в речи средства художественной   выразительности   (эпитеты,   метафоры,   сравнения   и   пр.).   И,   конечно, формируется   не   только   умение,   но   и   навык   выстраивать   связное,   стилистически   и композиционно   выдержанное   высказывание.   На   уроках   развития   речи   важно   создать особую эмоциональную и творческую атмосферу.  На   данном   уроке   реализованы   задачи   по   формированию   коммуникативной, культуроведческой   компетенций,   осуществлён   коммуникативно­деятельный   подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.  Использование компьютерной презентации открывает новые возможности для решения этих задач. В презентации к уроку использованы: 2 ­   видеосюжет   программы   «Вести»   телеканала   «Россия»     о   флешмоб­акции, приуроченной ко Дню Победы    ( http://www.vesti.ru/, см. архив по запросу);  ­ отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина /видео/ (http://teramult.org.ua/mult/1951_su_skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey).  Оформление   доски:  «Благодарности»   детям   за   успехи   в   учёбе,   спорте, общественной жизни, полученные за годы учёбы в школе. Предварительная   подготовка   к   уроку:  учащиеся   проводят   наблюдение   за использованием   слов   благодарности   в   различных   ситуациях   (1   группа   –   в   открытых территориях; 2 группа – в школьной жизни).  Ход урока: Урок   построен   с   использованием   компьютерной   презентации   (показ   слайдов параллельно     ходу   урока,   анимация   слайдов   рассчитана   на   своевременное   появление заданий и ответов). Деятельность учащихся Приветствие учителя, запись даты в тетрадь. Деятельность учителя Организационный момент: приветствие,  запись даты в тетрадь. (Слайд № 1) Беседа по определению темы урока: Сегодня,   21   сентября,   отмечается Всемирный   день   благодарности.   Мы ежедневно   здороваемся   и   прощаемся, обращаемся   к   кому­нибудь   с   просьбой, благодарим за помощь, за труд, извиняемся, Учащиеся перечисляют известные им  «волшебные» слова: здравствуйте, до  если допускаем какие­либо оплошности. И во   всех   ситуациях   нашими   неизменными свидания, спасибо, извините, пожалуйста и  др.  спутниками выступают «волшебные слова». Давайте их произнесём. Слайд № 1  3 Первоначальный   благородный   смысл некоторых этикетных слов уже утрачен или утрачивается.   Об   этом   напоминает   нам   в своём   стихотворении   украинская   поэтесса Мария   Васильевна   Веселовская:   /Учитель читает   стихотворение,   строки   которого появляются на слайде № 2/ Слова   с   рождения   ждёт   жестокий выбор­ Слушают   чтение   учителем   стихотворения, следя   за   появляющимися   строками   на Не всякий возглас в речи выжить мог. слайде (анимация «печатная машинка»). Но вот звучит во все века « спасибо»­ Спаси, мол, брат, тебя за это Бог! Касаются веков сквозные грани, И снова в нас преемственность жива, И из старинных лучших пожеланий Кроятся наши лучшие слова. Ребята,   понятен   ли   смысл   этого Ответы   учащихся:   «Да, стихотворение очень красивое».   понятен.   И стихотворения? Слайд № 2 4 Из какого старинного русского пожелания  родилось слово «СПАСИБО»? (Слайд № 3) «СПАСИ»  «БОГ». Ответы: «Это слово мы всегда говорим,  когда хотим поблагодарить кого­то…» Просмотр видеосюжета. А в какой жизненной ситуации мы  используем это слово? /Конечно, в ситуации благодарности./ Ситуации благодарности могут быть разные, да и выражать её можно по­разному.  Посмотрите видеосюжет, который, в какой­ то степени, и лёг в основу создания этого  урока. /Программа «Вести» о флешм б акции,  оо приуроченной ко Дню великой победы./  (Слайд № 4) Слайд № 3 5 Слайд № 4 Ответы: «Сегодня мы будем учиться  вежливым, благородным словам». «Будем  благодарить». Запись темы в тетрадь. Прослушивание целей урока. Объяснение нового материала. Ребята, я постаралась подготовить вас к  восприятию темы урока. Как вы думаете,  чему вы сегодня научитесь? Вы правы, ребята. И тема нашего урока  звучит так. Объявляю тему урока – «УЧИМСЯ  БЛАГОДАРИТЬ». Комментирую цели  урока. (Слайд № 5) Цели:   ­ пополнить словарь  формулами  благодарности;    ­ развивать умение правильно использовать их в речи;   ­ воспитывать уважительное отношение к  собеседнику. 6 Слайд № 5 Ознакомление с языковым или речевым явлением. Каково лексическое значение слова  «благодарность»?  Запись слова «благодарить» в тетрадь,  разбор по составу. Ребята объясняют лексическое значение  слова, используя два корня «благо»,  Выслушав ответы детей, представляю  компетентное мнение: статьи о слове  «благодарность» из толковых словарей  В.Даля, С.И.Ожегова. (На слайде № 6  представлен текст) Слайд № 6 «дарить»; справедливо говорят, что,  произнося эти слова, мы желаем блага, т.е.  добра.  7 Проверка домашнего задания (учебное   Творческие группы учащихся  исследование). Выразить чувство благодарности нам  помогают специальные слова. Может, ваши  одноклассники, вернувшиеся из творческой  командировки, напомнят нам эти слова ещё  раз. Они наблюдали за тем, как  демонстрируют сценки, основанные на  наблюдениях, из жизненных ситуаций.  « В метро»: в вагоне поезда человек,  пробирающийся к свободному месту,  случайно наступил на ногу сидящему  гражданину. Получив укор, извинился.  используются слова благодарности в  окружающей нас жизни.  В данной ситуации ученики используют  привычное «спасибо». Ребята сразу заметили, что в данной  ситуации не было слов благодарности, т.к.  благодарить было не за что. Тем не менее,  этот опыт определил, что в данном случае  не было ситуации благодарности. « В школе»: проходящая ученица роняет  ручку, не замечая этого. Другая ученица  поднимает предмет и возвращает хозяйке, в  ответ «Ой, спасибо». «На улице»: пожилой человек обратился к  проходящей мимо девушке с просьбой о  местоположении аптеки по указанному  В данной ситуации – «благодарю, дай Бог  адресу. Девушка любезно ответила на  8 тебе здоровья». Почему девушка решила помочь пожилому  человеку и провести его до самого адреса? /Из показанных ситуаций учащиеся  сделали вывод, что не все ситуации  заслуживают слов благодарности и  обратили внимание на то, что люди  пожилого возраста особо почтительны,  если им оказана услуга./ Восприятие школьниками изучаемого  явления: А вот исследователи русского речевого  этикета предлагают 28 слов и выражений, с  помощью которых человек может  поблагодарить другого. Некоторые из них  перед вами, запишите те, которые вы не  используете в своей речи. (Слайд № 7) ­ Спасибо. ­  Благодарю вас. ­  Я вам очень признателен. ­  Я вам многим обязана. ­  У меня нет слов, чтобы отблагодарить  вас…                                                                   ­  Как я вам благодарен! ­  Моя благодарность не знает границ. ­  Я хочу поблагодарить вас. ­  Вы очень любезны. ­  Я тронута вашим вниманием. ­  Это очень мило с вашей стороны. ­  Вы меня так выручили! А почему вы выписали именно эти фразы? Слайд № 7 вопрос и услышала в ответ: «Благодарю,  доченька, дай Бог тебе здоровья». После  чего решила проводить дедушку до самой  аптеки.  Ребята определили более высокую степень  вежливости и признательности в словах  пожилого человека. На слайде появляются формулы  благодарности, ребята читают и записывают  только те, которые не используют в  собственной речи.  Зачитывают.  Ученики говорят, что некоторые фразы  вообще никогда не слышали, а некоторые из  них не употребляют, т.к. считают, что ещё  не пришло время (маленькие ещё). 9 Мнения учащихся сходятся в том, что для  ситуации благодарности нужна обязательно  оказанная услуга. Читают текст на открывшемся слайде,  делают запись в тетрадь. Осознание учащимися существенных  признаков изучаемого явления. Знакомство со структурой благодарности:  Ребята, на основании нашей сегодняшней  работы давайте предположим, из каких  компонентов состоит ситуация  благодарности? (Слайд № 8) В ситуацию благодарности входят три  компонента:            * Человек, которого благодарят.           * Человек, который благодарит.           * Услуга. Запишите в тетрадь. Слайд № 8 10 Предлагаю посмотреть эпизод из сказки и  Просмотр эпизода из сказки «О мёртвой  подумать, была ли ситуация благодарности? (Слайд № 9) царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Ребята сразу узнают сказку и автора,   Назовите произведение и автора.  Снова слайд № 8. Слайд № 9 называют. Комментируют наличие ситуации  благодарности, указывая наличие всех  составляющих компонентов. Обучение школьников применению на  11 практике полученных знаний. Практические задания, цель которых ­  учиться благодарить, учитывая особенности  ситуации.  (Задание на слайде №10) Как благодарить  человека за данную услугу?  №1. Представьте, что при входе в здание  кто­то     незнакомый открыл дверь и  пропустил вас вперёд. Выберите из двух  вариантов, запишите диалог в тетрадь:                  ­ Благодарю….                  ­ Моя благодарность не знает  границ… (Задание на слайде № 11) Как благодарить  человека за данную услугу?  №2. Вашей маме удачно сделали очень  сложную операцию. Как вы  поблагодарите врача? ­ Спасибо, доктор. ­ Доктор, нет слов, чтобы выразить вам  мою благодарность. Вывод: выбирая те или иные слова  благодарности, мы должны учитывать меру  услуги, её значимость. Не должны мы забывать и об участниках  ситуации общения­благодарности. Вот  несколько формул благодарности.  Как вы считаете, люди какого возраста чаще всего употребляют эти слова? (слайд № 12)  ­ Я вам чрезвычайно признательна.  ­ Примите мою благодарность.   ­ Вы  очень внимательны.   ­ Ваша любезность меня ко многому  обязывает. Ответ: /Данные выражения используют  люди старшего возраста, т.к.  с помощью  этих слов чувство признательности  выражается глубже, полнее, а понимание этого приходит с годами./ Время для творчества в тишине, каждый  работает самостоятельно, записывая  придуманный диалог в тетрадь. Зачитывают  составленные диалоги. Делают вывод,  который появляется на экране (Ответ:  надо использовать первое выражение, т.к. вторую фразу употребляют, если услуга  очень велика, а в данном случае этого  нет.) Ответ: надо использовать второе  выражение, т.к. слово «спасибо» при этих  обстоятельствах не способно выразить  всю степень благодарности. Учащиеся обратили внимание на то, что  чаще люди  старшего (пожилого) возраста  используют данные слова, т.к. они, по  мнению учащихся, более вежливы, чем  молодёжь. В пример привели ситуацию «На  улице», обыгранную на уроке. 12 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12   Усвоение алгоритма применения знаний на практике. Творческое задание: составить письменно  диалоги по следующим ситуациям. 1 вариант: Вы благодарите своего  И снова творческая тишина.  13 одноклассника за то, что он принёс книгу,  необходимую вам для подготовки  сообщения. 2 вариант: Вы благодарите маму за очень  вкусный ужин. 3 вариант: Пожилой человек благодарит  вас за то, что вы уступили ему место в  автобусе. Затем представители каждого варианта  зачитывают составленные диалоги,  используя и новые формулы благодарности,  усвоенные на уроке. Слайд № 13 Подведение итогов урока. Какой урок вы извлекли из сегодняшней  работы? Выслушать ответы учащихся. Научились правильно благодарить за услугу  в различных ситуациях; узнали новые слова  благодарности;  будем использовать их в  Сегодня мы учились благодарить; старались  пополнить свой словарь формулами  своей  повседневной  жизни, чаще  благодарить. благодарности; учились использовать их в  речи.  Слова благодарности обладают  магическими свойствами. Психологи  считают, что слова благодарности ­ это  знаки внимания, «устные поглаживания», и  14 они способны согреть своей теплотой.  Истинная благодарность та, которая идёт от чистого сердца. Сегодня за ваш труд, творчество и  стремление к знаниям выражаю вам  благодарность и вручаю тому  документальное подтверждение ( Слайд №  14) «Благодарственное письмо» учащимся  учащимся  6 «В» класса средней школы №191 6 «В» класса средней школы №191 с углублённым изучением немецкого языка с углублённым изучением немецкого языка Красногвардейского р­на   Красногвардейского р­на   Санкт – Петербурга  Санкт – Петербурга  за творчество, инициативу, стремление к  за творчество, инициативу, стремление к  знаниям.  знаниям.  Слайд № 14 Староста получает «Благодарственное  письмо». Дети довольны. Запись домашнего задания в дневник и  тетрадь. Домашнее задание: поблагодарить своих  родных и близких за заботу о вас и помощь в учебном процессе. Выставление оценок за урок. Ещё раз  благодарю. Пожелание,  чтобы все ваши мечты сбылись. 15 (Слайд № 15) Слайд № 15 Слайд № 16 УРОК ОКОНЧЕН! Список использованных ресурсов: 16 1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – 2­е изд. –  М.: Просвещение, 2010. – 112 с. – (Стандарты второго поколения). 2. http://www.stihi.ru/avtor/litmeridian Культурно­просветительское литературное  издание «Литературный меридиан». 3. http://slovarozhegova.ru/ «Толковый словарь Ожегова» в Интернете. 4. http://ru.wikisource.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE %D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%BE %D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C_%D0%92._%D0%94%D0%B0%D0%BB %D1%8F «Толковый словарь живого великорусского языка ...» В. Даля в  Интернете. 5. Видеосюжет программы «Вести» телеканала «Россия»  о флешмоб акции,  приуроченной ко Дню великой победы    (http://www.vesti.ru/, см. архив по запросу);  6. Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина /видео/    (http://teramult.org.ua/mult/1951_su_skazka.o.m.carevne.i.7.bogatirey)  17 Приложение 1 Работа ученицы 6 «В» класса Вечерской Юлии (домашнее задание) На кухне бабушка и внучка пьют чай с пирогом и разговаривают. Разговор с бабушкой перед сном. ­ Бабушка, я очень благодарна тебе за то, что ты помогаешь мне с уроками. ­ Не за что, внученька. Помогая тебе, я вспоминаю свои школьные годы. К тому же, какой  родитель не хочет, чтобы его дети и внуки учились хорошо. ­ Бабушка, как хорошо, что ты у меня есть. Спасибо тебе за твои добрые советы. ­ А если бы не ты, внученька, мне было бы скучно жить, потому что ты радуешь меня  своими успехами в школе и помогаешь по дому. ­ Значит, ты мне тоже благодарна? ­ Конечно, внучка. А теперь пора спать, завтра новый день, новые задачи. 18 Приложение 2 Описание видеоматериала, использованного в презентации к уроку. 1. Репортаж программы «Вести»: масштабный флешмоб, посвященный Дню Победы,  прошел в Москве на стадионе «Спартак». Более тысячи студентов и школьников  выстроились в "живое" слово "Спасибо", чтобы поблагодарить ветеранов Великой  Отечественной войны. 2. Эпизод из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина: старуха,  желая смерти царевне, даёт отравленное яблоко в знак благодарности за «обед». 19 Комментарии к видеоматериалу. Приложение 3 Части   урока   (краткое   содержание   деятельности   учителя   и Временная   реализация учащихся) представленного видеоматериала   (в минутах) 1. 01: 35 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 01: 05 01: 00 02: 25 01: 08 01: 44 01: 69 01: 04 01: 07 1. Беседа по определению темы урока. 2. Объявляю тему урока – «УЧИМСЯ БЛАГОДАРИТЬ». Комментирую цели урока. 3. Ознакомление   с   языковым   или   речевым   явлением. (Каково лексическое значение слова «благодарность»? – ответы учащихся). 4. Проверка домашнего задания (учебное исследование). Творческие   группы   учащихся   демонстрируют   сценки, основанные на наблюдениях, из жизненных ситуаций.  «В   школе»:   проходящая   ученица   роняет   ручку,   не замечая   этого.   Другая   ученица   поднимает   предмет   и возвращает хозяйке, в ответ «Ой, спасибо». «На улице»: пожилой человек обратился к проходящей мимо девушке с просьбой о местоположении аптеки по указанному адресу. Девушка любезно ответила на вопрос и услышала в ответ: «Благодарю, доченька, дай Бог тебе здоровья».   После   чего   решила   проводить   дедушку   до самой аптеки.  Ребята определили более высокую степень вежливости и 20 признательности в словах пожилого человека. 5. Осознание   учащимися   существенных   признаков   Знакомство   со   структурой изучаемого   явления. благодарности, запись в тетрадь. 6. Просмотр эпизода из сказки «О мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Ребята сразу узнают сказку и автора,   называют.   Комментируют   наличие   ситуации благодарности,   указывая   наличие   всех   составляющих компонентов. 7. Обучение   школьников   применению   на   практике задания   Практические полученных знаний.     (представлены фрагменты данной части урока). 8. Учащиеся   обратили   внимание   на   то,   что   чаще   люди старшего (пожилого) возраста используют данные (слайд №   12)   слова,   т.к.   они,   по   мнению   учащихся,   более вежливы, чем молодёжь. 9. Выражаю   благодарность   учащимся   и   вручаю   тому документальное   подтверждение:   «Благодарственное письмо» учащимся 6 «В» класса средней школы №191 с языка углублённым   Красногвардейского   р­на   Санкт   –   Петербурга   за изучением   немецкого   творчество, инициативу, стремление к знаниям. 21

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить

Урок русского языка в 6 классе "Учимся благодарить
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017