Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Оценка 4.7

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Оценка 4.7
Видеоуроки
ppt
русский язык
9 кл
15.01.2017
Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Авторский мультимедийный урок замещает сценарий поурочного плана и решает следующие задачи: активизирует творческие способности: помогает собрать материал к сочинению — рассуждению, помогает учащимся использовать антонимы в своей речи, чтобы придать ей образность и выразительности. Форма такого урока прививает стойкий интерес к предмету русского языка
Роль антонимов..ppt

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Краснодарский край, Новокубанский район, с. Новосельское, МОУООШ№12 Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Роль Учитель антонимов в речи». русского языка и литературы Ширина Галина Александровна.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Задачи урока: Повторить,  систематизировать и  углубить и знания по теме. 1). Активизировать  творческие способности:  собрать материал к  сочинению —  рассуждению. 2) Показать, как  многозначность слов  влияет на образование  антонимических пар. 3). Научить учащихся  использовать антонимы в  своей речи, чтобы придать  ей образность и  выразительность.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Содержание урока: 1.Что такое антонимы? 2.Антонимы многозначных слов. 3.Контекстуальные антонимы. 4.Антонимы в пословицах, поговорках и загадках. 5.Антонимы как приём антитезы. 6.Оксюморон как стилистическая фигура на основе антонимов. 7.Сочинение – рассуждение.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
В русском языке есть слова, специально предназначенные для противопоставления, контраста. Минус – плюс, огонь – вода, Дерзкий – осторожный, Все антонимы всегда Антонимы ( от греч. Противоположны! аnti –против, onyma – имя)- это слова, противоположные по значению. Опираясь на данный рисунок, приведите примеры антонимов.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Тренировочное упражнение. Подберите антонимы к словам, группируя антонимические пары по частям речи. Радость – много – друг – весёлый – вверху – говорить – любящий – начало – вспомнить – найти – слёзы - под - горе, мало, враг, грустный, внизу, молчать, ненавидящ ий, конец, забыть, потерять, смех, над.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Многозначное слово в зависимости от значения может иметь разные антонимы. Например: Свежий хлеб –чёрствый хлеб; свежий ветер - тёплый ветер; свежая газета – старая газета. Тренировочное упражнение. Подберите антонимы к многозначным словам. •Глубокий(сон, озеро, знания, обморок, след); •лёгкий(вопрос, аромат, ноша, походка, характер). •короткий(разговор, хвост, отношения);

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Знаете ли вы, что бывают антонимы контекстуальные? Например: Не считай недруга овцой –считай волком. На Руси не все караси – есть и ерши. Тренировочное упражнение. Найдите антонимы в данных текстах. Определите, какие из них языковые, какие- контекстуальные. 1.Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать. И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. 2. Хорошо, когда хулят и хвалят, Превозносят или наземь валят, Хорошо стыдиться и гордиться И на что–нибудь сгодиться.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Антонимы используются в пословицах, поговорках и загадках. Например: 1. Где умному горе, там дураку веселье. 2. Маленькое дело лучше большого безделья. 3. В шутку сказано ,да всерьёз Тренировочное упражнение. задумано. Закончите пословицы и поговорки, 4. Летом одето, а зимой раздето. подбирая по смыслу вторые их (дерево). части. Отметьте антонимические 5. Весь мир одевает, а сама нагишом. пары. (игла). 1.Кто много говорит, … 2.Недруг поддакивает, … 3.Добрая слава лежит, … 4.Хороша верёвка длинная, а речь… 5.Умел ошибиться, …

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Главное назначение антонимов в речи – выражение контраста, противопоставления. Приём контраста называется антитезой. Это выразительная и очень распространенная фигура речи. Противопоставляя предметы, явления, признаки, мы резко сталкиваем их между собой и тем самым как бы освещаем их ярким светом. Контраст сам по себе очень выразителен. Чёрное очень остро воспринимается на фоне белого, добро на фоне зла, ум в сравнении с глупостью, жара в сравнении с холодом..как афористически писал поэт А. Майков, «Чем ночь темней, тем

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Контраст помогает познать суть вещей. Потому и распространена так широко антитеза и в народном поэтическом творчестве, и в художественной литературе, и в Например: заглавиях произведений. •Ученье – свет, а неученье – тьма. • Мягко стелет, да жёстко спать. А как ярко, сильно звучит антитеза в знаменитых строках Г. Державина: Я царь- я раб –я червь –я Бог! У некоторых писателей, например у Лермонтова, антитеза – настолько излюбленный приём, что становится характерной приметой, особенностью стиля: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный,

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
И в публицистике антитеза придаёт речи яркую выразительность. «… Нет на войне промежуточных тонов, бледных красок, всё доведено до конца – великое и презренное, чёрное и белое». По принципу антитезы (И. созданы многие заглавия Эренбург) произведений: «Война и мир»(Л. Толстой), «Смех и горе» (Н. Лесков), «Живые и мёртвые» (К.Симонов).

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Антонимы лежат в основе и другой фигуры речи - оксюморона, что в переводе с греческого означает «остроумно-глупое».Если в антитезе антонимы противопоставляются, что для них вполне естественно, то в оксюмороне они соединяются, что Однако это соединение антонимов необычно, непривычно, даже абсурдно. рождает новое понятие, нелогичное по обычным меркам, но в то же время остроумное. Так мы читаем у В. Маяковского: - Мама! Ваш сын прекрасно болен. (Никто раньше не соединял эти противоположные по смыслу слова - прекрасно болен). На поверхностный взгляд – нелогично. На самом деле очень глубоко и выразительно. Прекрасно болен –значит влюблён, любит, это муки, это как болезнь. Но

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Тренировочное упражнение. Объясните, как вы понимаете следующие оксюмороны. Что хотел подчеркнуть автор, используя эту фигуру речи? «Убогая роскошь наряда…», «Пышное природы увяданье…», «О как мучительно тобою счастлив я…», «И вот пришла она, горькая радость…». Прелесть, выразительность, поэтичность словосочетания заключается в соединении несоединимых, казалось бы, слов.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Антонимы заключают в себе значительные ресурсы выразительности. Они тоже «излучают поэзию». Но чтобы увидеть и почувствовать её, необходимо любовное, трепетное отношение к слову.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
С2.1 Ознакомьтесь с мнением Саши и Анны Владимировны о роли антонимов в речи.Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Роль антонимов в Придерживайтесь плана. речи». 1.Толкование ключевого слова темы. 2.Комментарий к теме. 3.Тезисы (утверждения). 4.Аргументы(доказательства ). 5.Примеры. 6.Вывод. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Желаем творческих успехов!

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»

Урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению –рассуждению на лингвистическую тему: «Роль антонимов в речи»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017