Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.– Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы предложений с прямой речью.
– Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их пунктуационно оформлять
РУССКИЙ ЯЗЫК
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Урок 39.
Тема: Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора
– Развитие умений на слух определять прямую речь после слов автора, находить её в тексте, «читать» и составлять схемы
предложений с прямой речью.
– Развитие умения анализировать знаки препинания в предложениях с прямой речью после слова автора и правильно их
пунктуационно оформлять.
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3 1
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
1. Языковая разминка.
1. Работа с текстом.
– Прочитайте (текст появляется на слайде или предлагается ученикам в
группах).
– Из чего состоит этот текст?
Формирование УУД,
ТОУУ (технология
оценивания учебных
успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
© ООО «Баласс», 2014
1объектов делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба! Подует маленький ветерок, и ты
затрясёшься, зашатаешься, закачаешься, даже пригнёшься к земле. А сядет
на тебя воробей, ты от него сгибаешься. Как ты жалка!»
2. – Из скольких предложений состоит прямая речь? Запишите сложное
предложение с однородными членами. Подчеркните грамматические основы,
обозначьте графически однородные члены.
3. – Выпишите словарные слова, составьте словосочетания сущ. + прил.
(Маленький ветерок, шустрый воробей.)
4. – Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.
5. Выпишите слова, в которых количество звуков не соответствует количеству
букв. (Подует, маленький, затрясёшься, пригнёшься.)
2. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам.
– Когда мы используем предложения с прямой речью?
– Из чего они состоят?
– Что такое прямая речь?
– Как она оформляется на письме? (Заключается в кавычки.)
– Как пишется 1е слово в прямой речи? (С большой буквы.)
– Что показывают слова автора?
– Как разделяются на письме прямая речь и слова автора? (Двоеточием.)
2. – Приведите примеры предложений с прямой речью из учебника
«Литературное чтение» («В океане света»).
На слух ученики определяют прямую речь в предложениях, которые читают
отвечающие.
© ООО «Баласс», 2014
2II.
Формулирование
проблемы.
1 3 3
На доске (слайде) появляются два предложения
Удав сказал: «Да, это было великое открытие».
«Да, это было великое открытие», – сказал удав.
– Что отличает эти два предложения?
III. Открытие
новых знаний.
– Сегодня на уроке мы рассмотрим первый случай. Сформулируйте тему урока
и его цель. (Прямая речь, стоящая после слов автора. Научиться находить
прямую речь после слов автора и правильно оформлять предложения с прямой
речью после слов автора на письме.)
– Давайте составим план урока.
Дети вместе с учителем составляют план.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)
4 5 6 3 1 3
Углубление изученного.
1. Предлагается материал для наблюдений.
а) – Прослушайте отрывок из стихотворения.
Он опять поспал немножно «Что за станция такая,
И опять взглянул в окошко. Дибуны или Ямская?»
Увидал большой вокзал. А с платформы говорят:
Потянулся и сказал: «Это город Ленинград».
Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2014
3А приехал в Ленинград!»
– Кто автор и откуда этот отрывок? (С. Маршак. «Вот какой рассеянный»)
б) Фрагмент выводится на слайде (можно раздать на парты).
– Назовите прямую речь.
– Кому она принадлежит? (Человеку рассеянному и комуто на платформе,
вокзале.)
– Какие по цели высказывания и интонации эти предложения?
(Вопросительное, невосклицательное; повествовательное, невосклицательное;
восклицательное.)
2. Углубление изученного.
– Прочитайте ещё раз правило в рамке на с. 85.
– Какой главный отличительный признак прямой речи на письме? (Кавычки.)
Кавычки – это двойной знак, т.е. он ставится два раза: в начале и в конце
прямой речи, сначала внизу, а затем наверху.
– Кавычки как бы выделяют прямую речь. Поэтому они относятся к
выделительным знакам, которые всегда двойные.
Учитель показывает, как ставятся кавычки на письме, ученики сравнивают
кавычки с печатным образцом (возможны варианты в печатном тексте: « »
и
” “).
– С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?
– «Прочитайте» 1ю схему и приведите пример к ней из стихотворного отрывка.
Затем ученики подбирают соответствующие примеры к двум другим
© ООО «Баласс», 2014
4IV. Развитие
умений.
схемам.
– Какой знак препинания ставится после слов автора? (Двоеточие.)
Дифференцированное задание.
Н – Составьте схемы предложений с прямой речью к упр. 83 (отрывки из сказок
А.С. Пушкина).
Ученики выполняют это задание на доске.
П – Составьте предложения к каждой схеме. (Упр. 86.)
Ученики читают свои варианты.
3 4 5 6 1 3
Работа в учебнике.
1. Упр. 85 – развивается умение пунктуационно оформлять предложения с
прямой речью.
Дополнительные задания:
1) Разбить на слоги и для переноса слово коридор.
2) Выделить в словах суффикс с уменьшительным и ласкательным значением.
(Ледок, снежок, тоненький, беленький.)
2. Упр. 87 – обсуждаются варианты продолжения предложений с прямой
речью. Запись самостоятельная по вариантам (по два предложения).
Методическая рекомендация: обязательно нужно обратить внимание
учеников на то, что значит выделить слово
запятыми. Это значит
пожалуйста
поставить запятую перед этим словом и после него, выделительные знаки
препинания всегда двойные! (Кавычки – тоже выделительный знак.)
3.
предложения с прямой речью.
Проверка орфограмм осуществляется с помощью сигнальных карточек, а
Упр. 88. Самостоятельная работа. Можно записать только
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать свои
эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать других.
2. Строить речевое
© ООО «Баласс», 2014
5высказывание в
соответствии с
поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
постановка недостающих знаков препинания – с помощью схем этих
предложений.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку ты бы себе поставил?
– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сегодня делали? Какие умения развивали?
4 4
1. Найдите ошибки в следующем тексте правила:
Прямая речь всегда стоит после слов автора.
Прямая речь заключается в скобки. После слов автора перед прямой речью
ставится двоеточие.
2. Задание № 7, тема 4 в рабочей тетради.
– Назовите выбранный вами лишний вариант. Почему он лишний?
Что вам помогло его найти?
V. Итог урока.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VI. Домашнее
1. Упр. 2, с. 84.
© ООО «Баласс», 2014
6задание.
2. Попробовать передать содержание правила в рамке (с. 85) с помощью схем.
© ООО «Баласс», 2014
7