Урок по Ф Г О С для учащихся 7 класса. В ходе урока используются видео фрагменты из фильма "Пираты Карибского моря", презентация, раздаточный материал для учащихся, карта заданий.Урок по Ф Г О С для учащихся 7 класса. В ходе урока используются видео фрагменты из фильма "Пираты Карибского моря", презентация, раздаточный материал для учащихся, карта заданий
урок Простые механизмы.Рычаги.doc
ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. РЫЧАГ. РАВНОВЕСИЕ СИЛ НА РЫЧАГЕ.
Данаева Евгения Игорьевна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа села Асмётовка
Петровского района Саратовской области» Тема урока : Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.
Тип урока: Урок «Открытия» новых знаний
Цель урока:
Обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о простых механизмах вообще и
об одном из них – рычаге; определить понятия: рычаг, плечо силы; установить
условие равновесия рычага.
Задачи:
Обучающие
– познакомить обучающихся с видами простых механизмов, основными
характеристиками рычага, разъяснить правило равновесия сил на рычаге.
Развивающие
– формировать умение определять основные характеристики рычага: точка
опоры, точка приложения сил, плечо силы,
– развивать навыки самостоятельного выведения условий равновесия рычага,
продолжить работу по формированию умений наблюдать, анализировать,
делать выводы;
развивать интерес учащихся к физике, используя исторический материал.
Воспитывающие
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений
и свойств окружающего мира,
– продолжить работу по формированию культуры речи, соблюдению
орфографического режима,
– воспитывать интерес к истории развития физики.
Форма работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Оборудование: карта заданий, линейка, ручка, монетки, рычаг, гиря,
динамометр, бутылка лимонада, лист бумаги.
Необходимое техническое оборудование: компьютер.
ХОД
1.Этап мотивации к учебной деятельности (Учитель приветствует учащихся,
настраивает на урок .Устное сообщение учителя. Звуковой сигнал. )
2.Этап актуализация знаний
Вокруг нас в природе живут настоящие богатыри. Например обыкновенный
муравей. Этот силач обладает огромной силой и способен поднять груз в 70 раз
тяжелее самого себя. Люди такими возможностями не обладают.
Вопрос: Что же делать? Но человек – существо разумное. Именно разум всегда давал ему
возможность создавать ухищрения, делавшие его сильнее или быстрее . Эти
ухищрения позволяли человеку увеличивать его мощность . Были созданы
различные простые приспособления , увеличивающие силу человека.
Вопрос :
1.Назовите их по картинке?
2. В справочниках по физике средняя мощность человека =150300Вт ,
но это за 2с. А средняя мощность обычного человека за 6–8 часов близка к
мощности карманного фонарика и равна нескольким ваттам. Спокойно
едущий велосипедист развивает мощность до 20 Вт, но попробуйте
непрерывно проехать около 7 часов! Дома каждый из вас рассчитывал свою
мощность за 15с , поднимая груз массой 12кг . Назовите свои результаты.
3. Решите задачу с.70 (Лукашик) Какую среднюю мощность развивает
человек , поднимая ведро воды весом 120Н из колодца глубиной 20м за 15с ?
Ответ: 160 Вт ( результаты полученные в задаче гораздо выше тех ,которые
вы получили дома. Значит…?(механизм колодца увеличивает нашу силу))
3.Этап постановки учебной задачи
У вас в руках грецкий орех. Попытайтесь расколоть его руками.
А я могу это сделать без особых усилий ,применив простое приспособлениедверь.
Демонстрация: Расколоть орех ,придавив его дверью.
Эти приспособления , используемые для совершения механической работы, можно
назвать одним словом .
Выберите правильное слово. Это и есть тема нашего урока. Карта заданий п.1
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
1. простые автоматы
2. простые механизмы
3. простые приборы
1) Запишите тему нашего урока « Простые механизмы».
Поставим перед собой цели урока:
Вместе с детьми: изучить, …(что такое простые механизмы);
рассмотреть …(виды простых механизмов, принципы их
работы).
Найдите в учебнике с 137 определение механизма и запишите его в тетрадь: механизм (греч) – приспособление для преобразования силы
Рассмотрим несколько приспособлений для совершения механической
работы. В повседневной жизни вы часто с ними сталкиваетесь. Их применяют,
чтобы получить выигрыш в силе, то есть при помощи меньшей силы
противодействовать большей силе.
Задание :
Запишите название механизмов в тетрадь .Карта заданий п.2;
Соотнеси номер картинки и название механизма. Одной картинке нет названия
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
1. Блок3
2. Ворот4
3. Наклонная плоскость5
4. Клин6
5. Винт2
6. ……..1
Выясним название неизвестного механизма. Будьте внимательны. Название
его прозвучит в фильме.
Демонстрация фрагмента фильма «Пираты Карибского моря» (главный герой с
помощью скамейки –рычага снимает дверь с петель) Подпишите недостающее
«Рычаг.Равновесие сил
название. Запишите в тетрадь продолжение нашей темы
на рычаге»
4.Этап построения проекта выхода из затруднения
Без рычага было бы невозможно поднять тяжёлые каменные плиты при
постройке пирамид в Древнем Египте. Для возведения пирамиды Хеопса, имеющей
высоту 147 м, было использовано 2300000 каменных глыб, самая меньшая из
которых имела массу 2,5 т
Что же представляет из себя рычаг? Выберите нужное. Карта заданий п.3
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
1. твердое тело,
2. Твердое тело , имеющее неподвижную опору,
3. Твердое тело способное вращаться вокруг опоры
Запишите определение рычага стр137 учебник
Нарисуйте схему рычага в тетрадь. Можно воспользоваться учебником.
К Р
По схеме рычага определите какими буквами обозначаются Карта заданий п 4
(макс3б): Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
точка опоры
рычаг
Кратчайшее расстояние от точки опоры до
линии вдоль которой действует сила 1
Кратчайшее расстояние от точки опоры до
линии вдоль которой действует сила 2
сила ,вращающая рычаг по часовой стрелке
сила , сила вращающая рычаг против часовой
стрелки
Как на схеме обозначена прямые вдоль
которых действуют силы
О
ВА
ОА
ОВ
F1
F2
ВК,А
Р
Карта заданий п 5 Вставьте слова и запишите определение
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
Плечо силыкратчайшее
которойдействует сила
Плечо обозначается буквойl
Единицы измерения в СИм
Определите плечо на рисунке155 .Единичный отрезок равен 1 см(макс3 б)
от т.опоры
расстояние
до линии вдоль
L1=
L2=
Посмотрите на рисунки в учебнике (149и150 )
Вопрос:
1. Почему эти механизмы мы можем назвать рычагами? (есть твёрдое тело
и точка опоры )
2. Подумайте. Что разное у данных механизмов? (Расположение линий
вдоль которых действуют силы относительно точки опоры .)
3. Подставьте в соответствие определение и картинку Карта заданий п 6
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
Укажите стрелочками какое определение к какому рисунку относится
Рис1 рис2
Рычаг 2 род
Рычаг 1 рода
неподвижная точка опоры О
неподвижная точка опоры О
располагается по одну сторону от
располагается между линиями
действия приложенных сил
линий действия приложенных сил
Определите тип рычага на данных рисунках . Карта заданий п7 качели шка
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
тачк
а
2
весы
1
ф
2
1
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Рычаги применяются с целью увеличения силы человека .Давайте рассчитаем во
сколько раз рычаг дает выигрыш в силе. При каком условии он находится в
равновесии.
Карта заданий п8 Проведем теоретическую исследовательскую работу в
парах.
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
Оборудование: рис154155 учебника
1. Повесили грузики на одно из плеч и, используя другие грузики,
уравновесили рычаг (смотри рис.154).
2. Считая , что каждый груз 1 Н, определите по рисунку и запишите
F1= 2 Н l1= 4 см
F2= 4 Н l2= 2 см
вычислите отношение сил и плеч
F2/F1= 4/2
L1/l2= 4/2
Поставьте знак между F1/F2 ? l2/l1
F1 большеF2 в____раза?
l2 больше l1 в _____раза?
3.
4.
5.
6. Вставь слова: Во сколько F1больше чемF2, во столько l1 меньше l2
7. Как называется такая пропорциональность?
(обратная
пропорциональность)
8. Вывод: рычаг находится в равновесии тогда, когда силы, действующие
на него , обратно пропорциональны плечам этих сил
Запишите в тетрадь
F1/F2 = l2/l1с помощью рычага большую силу можно уравновесить
меньшей силой
Это правило установил Архимед в III веке до нашей эры.
Инженерный гений Архимеда с особой силой
проявился во время осады Сиракуз римлянами в 212
году до н. э. в ходе Второй Пунической войны. А ведь в
это время ему было уже 75 лет! Архимед создал
«Сверхоружие древности» Так называемая «Лапа Архимеда» представляла
собой огромный рычаг, выступающий за городскую стену и оснащённый противовесом. Если римский корабль пытался пристать к берегу возле Сиракуз,
эта машина, управляемая специально обученным человеком, захватывала нос
корабля и переворачивала его.
5.Этап первичного закрепления
Вопрос:Прообразом какой современной машины является «Лапа Архимеда»?
(Подъемный кран)3б
На любой строительной площадке работают башенные подъемные краны это
сочетание рычагов, блоков, воротов
Проведем эксперимент смогут ли маленькая птичка и бегемот кататься на
качелях. Как они должны располагаться на них. Карта заданий п 9:
Проверка задания , выставление баллов (макс3б)
Оборудование:линейка, ручка,монетки
ВЫВОД: Для того чтобы качели находились в равновесии птичка должна сидеть
дальше от точки опоры , а бегемот ближе.
Проведем расчеты аналогичные тем , которые делал Архимед . Рассмотрение
задача в учебнике с 139.
Проанализируем полученные результаты. В нашем примере рабочий
прикладывает силу 600Н , а преодолевает силу 2400Н, Выигрыш в силе в 4раза,
но при этом плечо большей силы в 4 раза короче
Рычаг это простой механизм и предназначен для преобразования силы. Сила
F, с которой рабочий действует на рычаг, меньше силы Р, таким образом
рабочий получает выигрыш в силе.
6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
1) Пудовая гиря на пальце (макс3б):
Удержать пудовую гирю на пальце очень трудно. Облегчить
работу мне поможет рычаг. Подскажите как? Гирю надели на
палку, один конец которой закрепили о твёрдую опору, а за
другой конец взялись одним пальцем. Не прилагая особых усилий
удерживают гирю одним пальцем.
Карта заданий п 10 . Рассчитайте какую силу надо приложить на расстоянии
50см от опоры, чтобы удержать гирю весом 30Н , весящую от точки опоры на
расстоянии5см.
Проверка задания , выставление баллов (макс3б) Дано: Решение:
F1=40Н F2=F1*l1
L1=5cм l2
L2=50см F2=40Н*5см =4Н
F2-? 50см
Ответ: F2=4Н (Ответ проверяем динамометром)
(Проверка решения , по окончанию работы , на экране. Каждый ученик
проверяет свое решение )
2) Карта заданий п 11 .
Ответ:Г
3) ОПЫТ. Если у вас есть бутылка лимонада и лист бумаги или картона , смогли
ли вы открыть ее. Как бы вы это сделали? (Сложить бумагу в виде твердого
тела, рукой обхватить горлышко бутылки, упереть рычаг об большой палец
руку и зацепить за крышку бутылки)
Вопрос: Какой тип рычага (макс 3б)
7.Рефлексия деятельности .
Подведем итоги (Ответы на вопросы):
что называется простыми механизмами?
какие виды простых механизмов вы знаете?
что такое рычаг?
каково правило равновесия рычага?
что называется плечом силы?
Какое значение имеют простые механизмы в жизни человека?
Дома выполните сообщение об одном (или двух) простых механизмах рычаге,
применяемых в быту, технике, нарисуйте схему рычага, укажите силы и плечи
этих сил.
Домашнее задание: § 55, 56, сообщение.
1)Для пользы дела
Закончи предложения:
теперь я знаю,………………………………………………………………
я понял, что………………………………………………………....………
я умею………………………………………………………………………. я могу найти (сравнить, проанализировать и т.п.)…………………….…
я самостоятельно правильно выполнил…………………………………..
я применил изученный материал в конкретной жизненной ситуации…
2) Обсуждение достижений (Подсчет баллов по карте). Выставление оценок
Литература:
1. З.В.Александрова Уроки физики с применением информационных
технологий М. «Глобус» 2009г
2. Л.Гальперштейн Забавная физика М. «Детская литература» 1993г
3. А.В.Перышкин Физика 7 класс Дрофа 2010г
4. http://сlassfizika.narod.ru
5. http://diamantvl.ru/books/fizika_paradoksalnaya_mexanika
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Урок "Рычаги"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.