Урок с точки зрения системно-деятельного подхода
Оценка 4.9

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
биология
Взрослым
21.06.2017
Урок с точки зрения системно-деятельного подхода
Это выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Федеральные государственные стандарты основного общего образования как условие совершенствования качества образования в современной школе» Тема: «Урок с точки зрения системно-деятельного подхода» Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к системно-деятельностному подходу в обучении
Урок с точки зрения системно-деятельностного подхода.docx
ГБОУ ДПО «СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ  РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»     Кафедра естественнонаучных дисциплин Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения  квалификации по проблеме: «Федеральные государственные стандарты  основного общего образования как условие совершенствования качества  образования в современной школе для учителей биологии» Тема: «Урок с точки зрения системно­деятельного подхода»                                                                  Выполнена:                                                                  Панасенко Инной Михайловной,                                                                   учителем биологии                                                                  высшей квалификационной категории                                                                   МКОУ СОШ №17 с. Сухая Буйвола                                                                  Руководитель:                                                                     Бирюкова Ирина Владимировна,                                                                     доцент кафедры естественнонаучных                                                                     дисциплин, к.т.н.                                                         г. Ставрополь, 2013 1 Содержание Введение                                                                                                                     2 Основная часть 1. Системно­ деятельностный урок, как современная форма урочной  деятельности  в соответствии с требованиями ФГОС.                       1.1.   Принципы построения урока    в рамках системно­деятельностного  подхода                                                                                                             3 1.2. Примерная   типология   уроков   и   критерии   оценивания   в   рамках системно­ деятельностного подхода.                                                            5   инициирующих познавательные   действия   обучающихся   на   уроках   системно­ деятельностного типа.                                                                                   6 1.3. Способы   создания   и   организации   условий,                                                                                                               Список литературы                                                                                                  14 Приложения 2 Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют  высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками  основной школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть  составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая  умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять,  доказывать, защищать свои идеи. Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний –  бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию.  Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека,  гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и  опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру  является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В  этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя  педагогика к системно­деятельностному подходу в обучении Системно­деятельностный подход ­ методологическая основа стандартов  общего образования нового поколения. Системно­деятельностный подход  нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.  Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за  собой развитие. Так как основной формой организации обучения является  урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную  типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно­ деятельностного подхода. 3 Моделирование уроков системно­деятельностного типа в практическом  преподавании обеспечивается следующими принципами: 1) Принцип деятельности ­ заключается в том, что ученик, получая знания не  в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы  своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно  участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному  формированию его общекультурных и деятельностных способностей,  общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми  ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися  обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом  себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой  науки в системе наук). 4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна  предложить ученику возможность освоения содержания образования на  максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития  возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально  безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на  4 уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей  педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися  способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному  принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое  начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного  опыта творческой деятельности. Типология уроков системно­ деятельностного подхода. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно  распределить на четыре группы: 1. уроки «открытия» нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля. 1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому  способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. 2. Урок рефлексии. 5 Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно­контрольного типа и реализации коррекционной нормы  (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их  причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов  и т.д. 3. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому  способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и  алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения  содержательно­методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к  осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и  алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю  предполагает: 1. предъявление контролируемого варианта; 2. наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; 6 3. сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному  механизму; 4. оценку результата сопоставления в соответствии с заранее  обоснованным критерием. Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть  критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой  типологии мы придерживаемся. 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к  ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное  действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить  причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения,  повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и  адресовать вопросы. 5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную  и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и  творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и  самооценки (происходит специальное формирование контрольно­ оценочной деятельности у обучающихся). 7 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися,  используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика,  поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную  позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу  сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12.На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель –  ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Способы создания и организации условий, инициирующих  познавательные действия обучающихся на уроках системно­ деятельностного типа          Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к  развитию способностей. Поэтому одной из основных задач учителя, является  создание условий для проявления познавательной активности обучающихся.  Можно выделить несколько источников формирования познавательных  интересов:  во­первых, содержание учебного материала; во­вторых, сам  процесс организации познавательной деятельности учащихся; третий  источник опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые  8 складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и  учителем.  Формирование познавательных интересов через содержание учебного  материала 1. Новизна учебного материала (создание проблемной ситуации для  эмоционального восприятия темы, построение объяснения как открытия,  вовлечение учащихся в поиск, размышление); 2. Изучение известного материала под новым углом зрения (удивление  обычным явлениям, обновление старых знаний);  3. Использование на уроках сведений из истории науки;  4. Жизненная значимость изучаемых явлений, приближение к жизни;  5. Приобщение к современным научным достижениям;  6. Включение демонстрационного эксперимента в следующих целях:  ­ создание проблемной ситуации; ­ подтверждение/опровержение гипотезы, сказанного, предположенного;  7. Занимательность учебного материала:  ­ использование загадок, пословиц;  ­ использование художественной литературы (стихи, отрывки из  литературных произведений, научная фантастика);  ­ использование занимательных рассказов из жизни ученых; ­ включение в урок различных фокусов. 8. Использование электронных образовательных ресурсов при условии  правильного определения их дидактической роли и места на уроке, оценки  оптимальности и целесообразности применения Формирование познавательных интересов через организацию учебно­ познавательной деятельности учащихся 9 Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы  обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно,  был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем  происходило. Модель урока основанная на системно­деятельностном подходе: Задачи Актуализация  имеющихся знаний,  з и л а у т к А е Формирование  способов действия в  рефлексивных умений  Деятельность  учителя Предоставляет  материал,  позволяющий  Предоставляет  «конфликтный»  Деятельность ученика Вспоминают  соответствующие учебные задачи, делают  Проявляют  познавательную  и н а г а л о п е л е Ц   п а т Э а к о р у . I я и ц а . I I   . I I I   . о р и V н I а л П и т   . ы V р к т О т о б   . а I V р т О определять границу  между знанием и  материал, создает  готовность к  инициативу, обнаружив  возникшие  незнанием;  Формирование  способности  предстоящей  Предоставляет  достаточное  анализировать,  Формирование основ  теоретического  количество  Побуждает  учащихся к  интеллектуальные  Работают  в группах. Обобщают результаты  Обсуждают в группах  наблюдений, составляют  варианты решения  мышления, развитие  Развитие общеучебных  умений и навыков;  теоретическому  Предлагает задания  на «новое» знание,  учебной задачи.  Проговаривают алгоритм  действий в ходе  способности к  Формирование  способности  побуждает учеников Предлагает  вспомнить тему и  выполнения типовых  Определяют степень  соответствия  объективно оценивать  с к е л Формирование познавательных интересов через систему  ф е Р взаимоотношений учитель­ученик, ученик­ученик задачи урока,  поставленной цели и  10 Создание благоприятного психологического климата, обстановки  1. жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и творческих  методов. 2. Создание ситуации успешности каждого ученика. Формирование у учащихся положительного отношения к коллективным  3. формам работы. Формирование отношений сотрудничества между всеми участниками  4. образовательного процесса. Не навязывать ребенку единственное решение той или иной ситуации, а давать ему самому пробовать, находясь не «над ним», а  «рядом с ним». Общаясь с детьми, раскрывать им своё мироощущение, свою  систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, и делать это  искренне. Использованные источники. 1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И.  Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2008. 2. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению.  Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА­ПРЕСС, 2011. 3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к  составлению плана урока по дидактической системе деятельностного  метода. – Москва, 2009 г.       4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе  http://festival.1september.ru/articles/527236/ 11 Приложения Тема урока «Побег, почки» Метапредметная тема"Тайна растений"  Цель   урока:  формирование   ключевых,   надпредметных   и   частных биологических   компетенций,  развитие   личности   каждого   ученика   через активную деятельность на уроке. Задачи:  12  Образовательные    –     самопроверка   и   самооценка   знаний, самостоятельное получение новых знаний с опорой на имеющиеся.   Развивающие    –   умение   анализировать,   сопоставлять,   выдвигать гипотезы,   логически   мыслить,   выделять   главное,   обобщать,   развитие монологической речи.   Воспитательные    –     умение   ребёнка   инициировать   сотрудничество, различать   и   координировать   позиции,   воспитание   патриотизма   и эстетики, формирование положительной  Я­концепции.  Тип урока: комбинированный Методы обучения: проблемный, частично­поисковый, деятельностный. Технологии   обучения:   проблемное   обучение,   моделирование (понятийное, ситуационное) Формы   организации   познавательной   деятельности:   фронтальная, групповая, лабораторная работа.   компьютер,   презентация,   выполненная   в   Power   Рoint; Оборудование:  видеофильм,   инструкция   “Критерии   оценки   устного   ответа”;   таблицы   – “Строение   побега”,   “Строение   почки”,   учебник   В.В.Пасечника“   Растения. Бактерии. Грибы. ” ­ М.: “Дрофа”, 2011 Планируемый результат урока: 1.Формирование ключевых компетенций: ­ учебно­познавательной (умение работать с устными и печатными текстами, анализ и синтез, критическое мышление); 13 ­   информационной(умение   воспринимать   информацию   из   различных источников); ­   коммуникативной   (умение   общаться,   вести   дискуссию,   презентировать себя); ­   ценностно­смысловой   (умение   видеть   и   понимать   окружающий   мир, ориентироваться в нем); ­   общекультурной   (опыт   деятельности   в   области   общечеловеческой культуры). 2. Формирование надпредметных компетенций учащихся: ­ постижение логики научного познания через выдвижение гипотез; ­ интеграции естественно ­научных знаний ­ мировозренческая 3.Формирование предметных компетенций: ­получать из различных источников необходимую информацию; ­уметь находить общие и отличительные признаки строения вегетативных и генеративных   почек,   листорасположения,   применять   полученные   знания   на практике Задача   учителя   на   уроке  –   реализация   профессиональной   компетенции переносящий   акцент   с   приоритета   содержания   на   приоритет   освоения учащимися способов действий, учитель выступает как координатор урока.  Задача  ученика на уроке   Дети сами должны сформулировать тему и задачи урока.   Сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере.   Сами открыть тайну цветковых растений.   Сами сделать выводы по уроку.  14 Конспект урока Формируемые компетенции Ход урока Ключевые: Учебно­познавательная, информационная, коммуникативная. Целеполагание:  Ребята, Учитель:   сейчас   вы   увидите необыкновенные кадры, которые позволят вам как на машине времени перенестись на 4,5 млр лет назад и   увидеть   как   зарождалась   наша   планета,   после просмотра ответьте на вопросы:   Почему урок начали с этой презентации?  Что явилось основой начала жизни на нашей планете?  К   какому   царству   живой   природы   относят организмы последних кадров фильмов? Ученики: Обсуждают   презентацию   (полилог)   –Увидели   как зародилась жизнь на нашей планете, основой жизни явилась вода,   на последних кадрах­представители царства растений Учитель:  Верно,   дети!     Каких   представителей царства   живой   природы   вы   можете   назвать?     По вашему   мнению   вы   знаете   о   них   уже   все?   А   как человек называет то, что ему неизвестно? Ученики:   Секреты   Загадки   Тайны  Учитель: Ребята, вот и тема нашего урока: “Тайна окружающих нас растений”. (Запись темы на доске.) 15 Попробуйте   сами   сформулировать   задачи,   решая которые, вы и откроете тайну цветковых растений, если на уроке будет:   тестирование по теме “Корень ”   Рассказы по таблицам   Текст учебника   “Мозговой” штурм  Дети формулируют задачи:   Решая тест, мы проверим свои знания по теме “Корень”   Составляя   рассказ   по   таблице,   мы   учимся   владеть правильной   и   красивой   речи, вниманием других людей   Оценивая,   выступающего,   мы   учимся внимательно   слушать   другого   человека, выделять в его рассказе главное   Работая с текстом учебника, учимся выделять и   кратко,   чётко   формулировать   главные мысли   “Мозговой   штурм”   учит   мыслить   быстро, выдвигать свои гипотезы   Работая в группах, учимся строить отношения с  другими   людьми,  учимся   слышать   других, учимся менять своё отношение к окружающим и к себе  Учитель:  Молодцы,   ребята!   Задачи   определены, давайте их выполнять! 16 Ключевые: коммуникативные, информационные, общекультурные. Надпредметные   :   интеграция знаний 2. Проверка знаний учащихся  1.тестирование   по   теме   “Корень   ”   (задания   и варианты   ответов   на   слайдах,   возможность самостоятельной проверки и оценки своих знаний) Печатный вариант текста в приложении. 2. Задание 68 в рабочей тетради. 3.Коррекция знаний: работа по таблице  а)   “Типы   корневых   систем   ”   –   один   желающий б) “Зоны корня ” – второй желающий. Остальные дети,   используя   инструкцию   “Критерии   оценки устного ответа” анализируют и оценивают.  (Обратить   внимание   на   то,   чтобы   использовалась вся информация, изображённая на таблице; каким образом рисунки этих таблиц связаны между собой). Критерии оценки устного ответа : Ответ   построен   по   структуре   –   вступление, основная часть, заключение  1. Громкость речи  2. Темп речи  3. Точность терминов  4. Поведение    использования   необходимых 5. Был ли понятен ход рассуждений  6. Удерживал ли внимание класса  17 Оценка “5” – 7 баллов; “4” – 5, 6 баллов; “3” – 4 балла Ключевые: III. Изучение нового материала информационные, практико­ ориентированные, учебно­познавательные  Мы с вами выяснили роль корня в жизни растений, а кто из вас знает: как называется надземная часть растения? Откройте параграф учебника 22  найдите определение данного термина. Запишите   определение   себе   в   тетрадь   стр.38, задание 70­ это тема нашего с вами сегодняшнего урока Учитель:  Многое   вы   знаете,   не   все!   Я   сегодня, принесла вам на урок несколько веточек растений. Рассмотрите их внимательно, найдите стебель. Что на нем расположено? Правильно ­почки.   А все ли почки одинаковы между собой? Возникли вопросы: Одни   круглые   и   большие,   а   другие   мелкие   и продолговатые.     Почему   на   одном   и   том   же растении почки разные? 18 Вот   тайна   цветковых   растений!   И   открыть   её предстоит сейчас вам! 2. Обсуждение проблемных вопросов “Мозговой”   штурм   –   класс   делится   на   группы, которые   обсуждают   проблемы   и   предлагают   свои гипотезы(1–2   минуты).   Выберите   того,   кто   будет выступать от группы. Ученики выдвигают свои гипотезы: Учитель: Молодцы ребята, что думаете, не боитесь выдвигать гипотезы, но оказалось, что знаний пока недостаточно, чтобы раскрыть эту тайну.  А как вы считаете   может   ли   скальпель   и   лупа   помочь     в решении этого вопроса?  Как   называются   части   почек   вы   узнаете обратившись к мудрой книге, к источнику знаний – учебнику   (на   доске   написаны   страницы учебника108­109, которые нужно прочитать «Раздел СТРОЕНИЕ   ПОЧЕК).   Работаем   индивидуально, сейчас   поможет   ваша   скорость   чтения,   умение выделять   главное,   умение   находить   ответы   на поставленные   вопросы.   Итак,   кто   же   первым ответит на этот вопрос? Право   озвучить   тайну   (объяснение   нового), предоставляем тому, кто первым поднимет руку.   Ученик   начинает   рассказ,   учитель   в   это   время вывешивает таблицу “Строение почек ”, раскрывает доску, на которой заранее написаны новые термины вегетативные   почки,   генеративные   почки, зачаточные   листья,   зачаточные   побег,   покровные чешуи, конус нарастания.  19 Эти   термины   ученик   использует   в   процессе объяснения нового материала. Я   попрошу   дежурных   раздать   еще   по   одному побегу, чем он отличается от первого? Расположением   почек   на   стебле.(   знакомство   с различным листорасположением) Надпредметные: 3.Закрепление знаний ­задание 74 в тетради интеграция знаний Надпредметная: 4.Рефлексия. мировоззренческая «Возврат» в исходную точку урока. Жизнь Земли  зависит от нашего отношения к миру живой  природы Ключевые: информационная,  5 Домашнее задание  учебно­познавательная Надпредметная: мировоззренческая, интеграция знаний  для всех:  стр.116–117, ответить на вопросы;   для желающих: Сделать дома модель побега .  выяснить,  как взаимосвязаны между собой  тема сегодняшнего урока «Побег» и  «Сочинское»  дерево дружбы  Учитель: Все поставленные задачи выполнены,  тайна раскрыта. Всем спасибо за работу на уроке! 20 . 21 22

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода

Урок с точки зрения системно-деятельного подхода
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017