Тема урока: "Степень числа"
Цели урока:
Знание и воспроизведение понятия степени.
Практическое умение использовать изученный материал в конкретных условиях: умение находить значение степени, вычислять площадь квадрата.
Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Тип урока: Изучение нового материала
Методы:
- по источникам знаний: словесные и наглядные;
- по степени взаимодействия: учитель-ученик, ученик-ученик;
- по характеру познавательной деятельности: проблемно- поисковый.
Оборудование:
- Учебник: Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. М., 2009.
- Мультимедийное оборудование.
Этапы урока:
1. Организационный момент. Приветствие, проверка подготовленности к учебному процессу, организация внимания детей.
2. Актуализация опорных знаний и способа действия.
Устный счет (слайды):
1. Найти значение суммы одинаковых слагаемых.
3 + 3 + 3 + 3 + 3 =
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 =
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =
- Как вычисляли? Как короче записать и вычислить?
3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3 × 5
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 × 6
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 5 × 8
3. Целеполагание и мотивация.
Постановка проблемы:
- Как записать короче произведение одинаковых множителей?
3 × 3 × 3 × 3 × 3 = 35
7 × 7 × 7 × 7 × 7 × 7 = 76
5 × 5 × 5 × 5 × 5 × 5 × 5 × 5 = 58
Введение понятия степени (слайд), понятия показатель и основание степени.
- Какая цель нашего урока?
- Что называется степенью числа?
4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Прочитать выражение, назвать компоненты степени (слайды)
58, 76, 161, 05
5. Первичное закрепление.
5.1. Решение упражнений в парах, на местах:
№305. Записать произведение одинаковых множителей в виде степени
а) 3 × 3; б) 10 × 10; в) 2 × 2 × 2 × 2 × 2; г) 4 × 4 × 4 × 4; д) 10 × 10 × 10 × 10 × 10 × 10 × 10; е) 1 × 1 × 1 × 1 × 1 × 1 × 1 × 1.
Записать степень в виде произведения одинаковых множителей (слайд):
53, 106, 133, 66, 19, 46.
5.2. У доски:
№307. Найти значение степени:
а) 172; б) 63; в) 222; г) 104; д) 105; е) 1102; ж) 153; з) 422.
Как можно найти площадь квадрата, используя понятие степени?
№310. Сторона квадрата равна 5 см (рисунок). Его площадь можно найти так: 5 × 5 = 52 = 25 (см2). Найдите площадь квадрата, сторона которго равна 1 см, 2 см, 10 см, 12 см.
№313. Вычислите: а) 25; б) 34; в) 74; г)55.
№314. Найдите число, квадрат которого равен: а) 16; б) 64; в) 36; г) 400.
№318. Вычислите: а) 2 × 103; б) (2 × 10)3; в) 3 × 22; г) (3 × 2)2; д) 2 × 53; е) (2 × 5)3; ж) 12 : 22; з) (12 : 2)2.
№320. Найдите значение выражения: а) 3 × 12 × 52; б) (2 × 8 × 7)2; в) 704 : 82; г) (96 : 24)3; д) 22 × 72; е) 32 × 53.
6. Физминутка (проводится через 20-25 минут после начала урока).
Мы устали не на шутку: встали все на физминутку.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо встать...
7. Организация первичного контроля.
Организация обучающей самостоятельной работы и взаимопроверки в парах.
Вариант 1.
1. Запишите в виде степени:
а) 5 × 5 × 5 × 5 × 5; б) 16 × 16 × 16 × 16; в) 3 × 3 × 3 × 3 × 3 × 3 × 3.
2. Записать степень в виде произведения одинаковых множителей:
а) 64; б) 115; в) 19.
3. Вычислить:
а) 43; б) 104; в) 152.
Вариант 2.
1. Запишите в виде степени:
а) 8 × 8 × 8 × 8 × 8; б) 23 × 23 × 23 × 23; в) 7 × 7 × 7 × 7 × 7 × 7 × 7.
2. Записать степень в виде произведения одинаковых множителей:
а) 54; б) 135; в) 29.
3. Вычислить:
а) 63; б) 105; в) 142.
8. Рефлексия.
Заполнить таблицу рефлексии (слайд):
|
Понимаю |
Знаю |
Умею |
Что такое степень? Компоненты степени. |
|
|
|
Вычисление значения степени |
|
|
|
Вычисление площади квадрата с помощью степени |
|
|
|
9. Домашнее задание (результаты этого домашнего задания используются для вычисления выражений на следующем уроке).
№311. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу и заполните её.
х |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
х2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
х3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№312. Начертите в тетради приведенную ниже таблицу и заполните её.
х |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
х2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.