Урок "Строение и функции сердца"
Оценка 4.8

Урок "Строение и функции сердца"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
биология +1
8 кл
06.03.2017
Урок "Строение и функции сердца"
Урок посвящен изучению строения и функций сердца человека, раскрывает понятие сердечный ритм. в качестве наглядности используются таблицы, макет сердца, прослушивание аудиозаписи "Сердце бьется". Также урок сопровождается показом слайдов презентации. Приведены интересные факты о работе сердца, условиях сохранения здоровья и долголетия.
Строение и функции сердца..docx
План конспект урока на тему:  Строение и функции сердца.      Цель урока:  Сформировать у учащихся знания о значении                                           кровообращения,  о строении сердца и его функции.            Задачи: Образовательная: Изучить сердце как центральный орган кровообращения,                                 его строение и функции. Воспитательная:  Воспитывать стремление к здоровому образу жизни. Развивающая:       Продолжить развивать умения сравнивать, анализировать,                                 формулировать выводы.    Оборудование: Таблица «Строение сердца», разборная модель сердца  человека,   презентация и видеофильм, схемы и рисунки. Тип урока:           Объяснение нового материала с применением проблемных                        вопросов и стратегий   критического мышления. Ход урока: 1.Организационный момент.  Приветствие. 2.Постановка цели урока. Движение крови по сосудам в организме  обеспечивается системой кровообращения. Сегодня на уроке вы изучите  значение кровообращения и строение и функции сердца.    3. Изучение нового материала.    ­ Что такое кровообращение?   Постоянная циркуляция крови по замкнутой системе организма,  обеспечивающая обмен веществ в органах, называется кровообращением.     ­ Какие функции выполняет кровообращение?       Учащимся предлагается заполнить кластер на доске.  кластер Сравнить результат со слайдом №3  ,дополнить. В состав системы кровообращения входят :    (схема на доске)                    Система кровообращения               Сердце                  кровеносные сосуды                нервы           Самый главный орган системы кровообращения – сердце. Сердце взрослого человека весит около 300 г., величиной с кулак человека.    ­ Где расположено сердце?     (Учащиеся отвечают и показывают)    В грудной полости, левее грудины. Таблица «Строение сердца» и слайд №4. Сердце состоит из 3 слоев:  Первый слой – эпикард или околосердечная сумка. Это тонкий слой  из  соединительной ткани, находится снаружи сердца.  Внутренняя  поверхность выделяет серозную жидкость, которая уменьшает трение  при  сокращении сердца.  Второй слой  ­ миокард.  Миокард состоит из особого вида мышечной  ткани – поперечно­полосатой сердечной.  Здесь расположены нервные  узлы, обеспечивающие саморегуляцию и автоматию сердца. Сердце  способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов,  возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних  воздействий. Эта способность сердца называется автоматией сердца.  Третий слой – эндокард. Выстилает внутреннюю поверхность сердца,  образован соединительной тканью. Под эндокардом находится густая  сеть нервных волокон, что обеспечивает высокую чувствительность к  изменению объема  крови, химического состава и температуры крови,  притекающей в полость сердца. Слайд №5, №6  и таблица. Сердце человека состоит из правой  и левой половин, которые между  собой не сообщаются.  Каждая половина состоит из предсердия и желудочка.  Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями, в которых  расположены створчатые клапаны.  Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны. Клапаны обеспечивают движение крови  в  одну сторону: створчатые ­  из предсердий в желудочки, полулунные – из  желудочков  в артерии.   Слайд № 7 и разборная модель.             Сделайте схематичный рисунок сердца в тетради. (Рисую на доске, учащиеся зарисовывают в тетради и подписывают  камеры и клапаны сердца).       Итак, сердце  человека состоит из 4 камер. ­ Сравните стенки предсердий и желудочков? ­ Сравните стенки правого и левого желудочков? ­ К какому выводу вы пришли? ( Учащиеся делают вывод о взаимосвязи строения стенок сердца и  функций: стенки желудочков толще стенок предсердий, левый желудочек толще правого, так как выполняют большую работу.)    Сердце работает на протяжении всей жизни человека. Оно перекачивает  около 5­6 литров крови в минуту. За сутки сокращается 100000 раз,  перекачивая при этом около 10 тонн крови.  За жизнь средней  продолжительности сердце перекачивает около 5,7 млн литров крови.  (Прослушивание аудиозаписи «Стук сердца», слайд №7 ).       Почему сердце работает без видимой усталости?  В чем секрет его  неутомимости?   Сокращение (систола) и расслабление (диастола)  камер сердца происходят в строгой очередности, образуя сердечный цикл.  Сердечный цикл – это  чередование сокращений (0,4 с.) и расслабления (0,4 с.)  Рассказ по слайдам  №8 и №9. Продолжительность одного сердечного цикла – 0,8 секунд.  ­ Сколько времени работали предсердия и сколько отдыхали? ­ Сколько времени работали желудочки и сколько отдыхали? ­  Сколько отдыхало сердце? Итак, ответьте на вопрос, в чем секрет неутомимости сердца? Сердце работает только в тот момент, когда выталкивает кровь, а в  остальное время отдыхает.   Секрет в строгой ритмичности работы  сердца.     Предлагаю вам заполнить таблицу. Слайды №10 и №11. Просмотр видеофильма «Как работает сердце человека». Слайд №12.          Как регулируется работа сердца?  Посмотрите на схему и дайте свое  объяснение. Слайд №13. Работу сердца можно исследовать с помощью электрокардиографа. Слайд №14. Какое влияние на работу сердца оказывает образ жизни. Высказывания учащихся о влиянии гиподинамии и спорта, неправильного  питания, курения и алкоголя.  Слайды  №15, №16 .  Общие выводы урока.  1. Сердце придает движение крови благодаря своим сокращениям,  которые достигаются благодаря сердечной мышце. 2. Сердце человека четырехкамерное,  состоит из 2 предсердий и 2  желудочков. 3. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные  клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном  направлении. 4. Закрепление изученного материала. 1.Что нового и важного для себя вы узнали на уроке? 2. Чему научились?  Какие выводы сделали? 3. Составьте синквейн – сердце. Пример: 1. Сердце. 2. Неутомимое, горячее. 3. Сокращается, бьется, выталкивает. 4. Сердце – главный орган организма. 5. Насос. 4. При  наличии времени предлагаю игру “Вопрос – ответ”. Учащиеся сами формулируют вопрос и называют ученика, который ответит на этот  вопрос. Выставление оценок учащимся за работу. 5. Домашнее задание. §32.    Биологическая задачка. Представьте ритмичную работу вашего  сердца  и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла,  определите, сколько из 14­15 лет у вас: а) отдыхали мышцы желудочков сердца; б) работали мышцы предсердий. Дополнительная информация.  Факты о сердце  Сердце среднего взрослого человека ударяет примерно 72 раза в  минуту, 100 000 раз в день, 3 600 000 раз в год и 2,5 млрд раз в течение  жизни.   Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45  лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови,  перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней  продолжительности.   Объем крови, перекачанной сердцем, может варьироваться в широком  диапазоне, от 5 до 30 литров в минуту. Каждый день сердце вырабатывает достаточно энергии, чтобы проехать  на машине 32 км. За всю жизнь это эквивалентно тому, чтобы съездить  на Луну и обратно.   Так как сердце вырабатывает свои собственные электрические  импульсы, оно может продолжать биться даже тогда, когда отделено от  тела, до тех пор, пока будет получать достаточное количество  кислорода.   Частота сердечных сокращений (пульс) у плода примерно в два раза  больше, чем у взрослых, примерно 140 ударов в минуту. К тому  времени, как возраст плода составляет 12 недель, его сердце  перекачивает уже 28 литров крови в день.   Сердце обеспечивает кровью почти все 75 трлн клеток организма.  Кровоснабжение отсутствует только в роговицах глаз.   За жизнь средней продолжительности сердце перекачивает около 5,7  млн литров крови.   5% запасов крови находится в сердце, 15–20% поступает в мозг и  центральную нервную систему, а 22% идёт на почки.   Стук сердце производит тогда, когда захлопываются сердечные  клапаны.   Сердце начинает биться через четыре недели после зачатия и не  останавливается до самой смерти.  Новорожденный ребенок имеет примерно одну чашку крови в  обращении.   Кокаин влияет на электрическую активность сердца и вызывает спазм  артерий, что может привести к инфаркту или инсульту даже у здоровых людей.   Женское сердце обычно бьется быстрее мужского. Мужское —  примерно 70 ударов в минуту, женское — 78.  Когда тело находится в покое, у крови занимает всего 6 секунд, чтобы  дойти от сердца к легким и обратно, всего 8 секунд для того, чтобы  добраться до мозга и обратно, и 16 секунд для того, чтобы достичь  пальцев и вернуться. 1. Источники информации.  Аскарова З.Ж.  «Биология. Человек и его жизнедеятельность,  здоровье.»        8 кл. Алматы, «Мектеп». 2. Ноздрачев А.Д. «Общий курс физиологии человека и животных».  Москва, «Высшая школа», 1991 3. www.school­collection.edu.ru 4. www.7ya.ru 5. http://muz4in.net/news/fakty_o_serdce

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"

Урок "Строение и функции сердца"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2017