Л.В. Борисова,
учитель русского языка, литературы и МХК,
Почетный работник общего образования РФ,
учитель высшей категории МОУ СОШ №22 с углубленным изучением иностранных языков
г. Ульяновска
Урок по теме: « Животворящая сила искусства »
Предмет – Искусство
Класс – 9
Цель – формирование полиэтнической компетенции учащихся
Задача – обобщить полученные знания по теме: «Знаменитые скульпторы Поволжья»
Форма проведения – урок-соревнование
Ход урока:
Класс заранее делится на группы, представляющие творчество Н. Гайфуллина, Д. Мадурова и С. Эрьзя. Перед игрой выбирают капитанов команд и названия. Каждая команда получает домашнее задание:
Урок начинается со вступительного слова учителя:
Ребята, русский социолог Петр Николаевич Савицкий сказал: «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры». Обратите внимание – всякой. Не только русской, но и чувашской, мордовской, татарской… Какое прекрасное наследие оставили нам представители этих культур! И мы, волжане, живущие одной дружной семьей, гордимся великими деятелями искусства, представляющими народ Поволжья. Нам чужда национальная ненависть, которая, по словам великого Гёте,
«всего яростнее на низших ступенях культуры», а мы уже поднялись на такую высоту, «где счастье или горе соседнего народа воспринимаешь как своё собственное».
Когда говорят: «Искусство скульптуры», что мы вспоминаем в первую очередь? В памяти возникают такие шедевры, как Нефертити скульптора Тутмеса, Давид Микеланджело, Мыслитель Родена, Шагающий человек Джакометти… Это мировые шедевры, а сегодня нам предстоит разговор о мастерах, которые говорили языком скульптуры от имени татарского, чувашского и мордовского народов. Мы в форме соревнования обобщим знания по теме: «Мир культуры народов Поволжья».
Игра будет проходить в несколько этапов. Каждый этап принесет команде определенное количество баллов. Оценивать ваши знания будет жюри.
1 этап. «Визитная карточка».
Каждая из команд представляет презентацию по творчеству одного из скульпторов –
1 команда представляет С. Нефедова ( Эрьзя), 2-Д.Мадурова, 3 – Н. Гайфуллина.
2 этап. «Разминка».
Представители команд задают по 3 вопроса по творчеству «своего» скульптора команде противника.
3 этап. « Коллаж».
Вот мы и вспомнили основные сведения о жизни и творчестве таких скульпторов, как С. Нефедов ( Эрьзя), Д.Мадуров, Н. Гайфуллин, а сейчас обратимся к их произведениям. Командам предстоит собрать по фрагментам репродукцию с изображением скульптуры мастера, назвать имя автора и произведение, рассказать, что вы знаете об этой скульптуре.
( Команды получают в пакетах разрезанные репродукции)
После окончания конкурса жюри объявляет первые результаты.
4 этап. «Шифровальщик»
Команды обмениваются кроссвордами и в течение 10 минут разгадывают их.
5 этап. «Самый умный»
Пока разгадывают кроссворды, два человека ( по одному от команды) получают карточки с буквами А, Б, В. Нужно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов и первым поднять карточку.
А) Д. Мадуров, Б) Н. Гайфуллин, *В) С. Нефедов
2. Кто посвятил цикл работ защитникам Казани?
*А) Н. Гайфуллин, Б) С. Нефедов, В) Д. Мадуров
3. Кто создал уникальный монумент из бревен дуба?
А) С. Нефедов *Б) Д. Мадуров В) Н. Гайфуллин
( Количество вопросов можно увеличить)
Жюри подводит итоги конкурсов «Шифровальщик» и «Самый умный»
6 этап. Командная игра « Третий лишний»
Командам предлагается из трех названных произведений или имен скульпторов выбрать одно лишнее и объяснить свой выбор. На обдумывание дается 30 секунд. Если команда не справилась с заданием, право ответа переходит следующей команде. Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами ( 1 за правильность выбора и 1 за объяснение)
1). «Конница», 2) «Леда и лебедь», 3) «Летящий»
( Это работа Д. Мадурова, а две другие принадлежат Эрьзя)
2) «Материнство» Эрьзя, 2) «Время и жизнь» Мадурова, *3) «Сююмбике» Гайфуллина ( Выполнена не из дерева, как остальные)
3) «Великий предок» Мадурова, 2) «Мамыш-Берды» Гайфуллина, *3) « Моисей» Эрьзя (Это скульптура в стиле модерн)
7 этап « Капитаны, вперед!»
Каждому капитану выданы сигнальные карточки. Это блиц, ответ должен быть моментальным
Так, вся дыша пафосской страстью,
Вся млея пеною морской
И всепобедной вея властью,
Ты смотришь в вечность пред собой.
( «Венера», Эрьзя)
( « Утямыш», Н. Гайфуллин)
3.Уникальный комплекс из 17-ти пятиметровых скульптур из дерева философичен по своему названию. Какое это название и кто автор скульптуры?
( «Время и жизнь», Д. Мадуров )
Жюри подводит итоги, а впереди еще домашнее задание.
8 этап. «Ожившая скульптура»
Заключительное слово учителя:
Итак, ребята, урок-соревнование, в ходе которого вы узнали так много интересного о скульпторах Поволжья, подошел к концу. Неважно, кто победил. Гораздо важнее, чтобы вы поняли, что культура каждого народа имеет своё неповторимое лицо, является частью культуры всего человечества. И что национальное и общечеловеческое в культуре – это два взаимосвязанных и взаимозависимых друг от друга фактора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.