Приспособления к
швейной машине
Цель уроков:
· ознакомление с устройством машинной иглы и приёмами ухода за швейной машиной;
· формирование умений заменять машинную иглу, очищать и смазывать швейную машину;
· ознакомление с понятиями «дефекты строчки»,«петляние сверху», «петляние снизу», «слабая строчка», «стянутая строчка»;
· формирование умения устранять дефекты машинной строчки;
· ознакомление с приспособлениями к швейной машине;
· формирование умения обмётывать про- резную петлю и пришивать пуговицу на швейной машине.
· общее представление об устройстве машинной иглы;
· приобретение опыта замены машинной иглы, чистки и смазки швейной машины;
· общее представление о дефектах машинной строчки и способах их устранения;
· приобретение опыта устранения дефектов строчки с помощью регулятора натяжения верхней нитки;
· общее представление о приспособлениях к швейной машине;
· приобретение опыта обмётывания петли и пришивания пуговицы на швейной машине.
Место проведения уроков: кабинет технологии швейных изделий.
Дидактические средства обучения: современная бытовая швейная машина с электрическим приводом, швейные нитки; образцы машинных строчек с различными дефектами, кисточка и маслёнка; учебник технологии (§ 20, 21), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Формируемые УУД: личностные, познавательные.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: плакаты «Машинная игла», «Дефекты машинной строчки», образцы машинных строчек с дефектами, образцы обмётанных на швейной машине петель, пришитых пуговиц; учебные карты.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1–3 задания 20 и п. 1, 2 задания 21 из рабочей тетради, практические работы
№ 14, 15 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 3 задания 21 из рабочей тетради.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроках: освоение знаний, коммуникация, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя).
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).
Ход уроков
1. Введение нового материала («Работа на швейной машине», «Приспособления к швейной машине»)
С целью актуализации знаний предложим учащимся выполнить задание на заправку швейной машины нитками, затем зададим им следующие вопросы.
Как начинают выполнять машинную строчку? Как выполняют поворот строчки под углом?
Как сделать закрепку в начале строчки? В конце строчки? Как закончить работу на швейной машине?
Покажите, где находится переключатель вида строчки. Какие строчки может выполнять стоящая перед вами швейная машина?
Найдите на машине регулятор длины стежка. Для чего он нужен? Где находится клавиша шитья назад? Для чего она используется?
объясняем обучающимся, почему швея каждое изделие начинает шить новой иглой.
Работу на швейных машинах в этом учебном году учащиеся также начнут с замены машинной иглы. Рассказ об устройстве ма- шинной иглы ь начнем демонстрацией рис. 43 из учебника и набора машинных игл. Показывая приёмы замены машинной иглы в швейной машине, обращаем особое внимание на то, что при установке иглы длинный желобок должен находиться со стороны входа нитки в иглу, вставлять иглу вверх нужно до упора, а затем хорошо затянуть винтом. Далее рассказываем о необходимости ухода за швейной машиной и демонстрируем приемы её чистки и смазки. обратим внимание на то, что для смазки нужно использовать только масло, которое продаётся в специализированных швейных магазинах. В противном случае можно испортить швейную машину.
выполняем на швейной машине с новой иглой пробную зигзагообразную строчку, показываем её учащимся и объясняем, что машинная строчка считается правильной, если верхняя (катушечная) и нижняя (челночная) нитки переплетаются между двумя слоями ткани (см. рис. 44 из учебника). Объясняем, что на практике имеют место дефекты строчки: петляние сверху (см. рис. 46 из учебника) или петляние снизу (см. рис. 47 из учебника). Случается, что обе нитки слишком слабо натянуты (слабая строчка) или слишком сильно натянуты (стянутая строчка). Исправить эти дефекты можно с помощью регулятора натяжения верхней нитки. покажем учащимся, где находится регулятор и как он работает. Знакомим обучающихся, как можно быстро и качественно выполнять многие машинные операции с помощью различных приспособлений, демонстрируем эти приспособления, а также образцы обмётывания петель и пришивания пуговиц.
Осуществляются в процессе выполнения заданий 20, 21 из рабочей тетради, практической работы № 14 «Устранение дефектов машинной строчки» и практической работы № 15 «Применение приспособлений к швейной машине» из учебника.
Сначала учащиеся выполняют п. 1 задания 20 из рабочей тетради на закрепление знаний об устройстве машинной иглы. Для успешного выполнения этого задания можно использовать рис. 43 из учебника.
Затем — п. 2 задания 20 на установление соответствия между видом переплетения верхней и нижней ниток в строчке и его графическим изображением.
Задание 1. Заменить иглу в швейной машине.
Для выполнения задания 1 практической работы каждому учащемуся понадобятся новая машинная игла и отвёртка. Учащиеся выполняют замену машинной иглы в швейной машине.
Задание 2. Устранить дефекты машинной строчки. Предостережем обучающихся от типичных, наиболее часто допускаемых ошибок. Если одна швейная машина рассчитана на двоих, то каждый учащийся должен выполнить работу самостоятельно. Лоскут ткани нужно сложить вдвое, установить на машине зигзагообразную строчку.
Критерии оценки качества работы (устранения дефектов строчки) обсуждаем вместе с учащимися. Предложим следующие критерии:
· нитки подобраны правильно: тонкие, контрастные цвету ткани;
· параметры строчки выбраны верно: широкий зигзаг;
· на лицевой стороне образца челночная нитка машинной строчки не видна;
· на изнаночной стороне образца катушечная нитка машинной строчки не видна;
· зигзагообразная строчка не стягивает ткань.
сообщаем обучающимся, что образцы пробных строчек нужно поместить в портфолио.
Задание 3. Почистить и смазать швейную машину.
Для выполнения задания 3 практической работы понадобятся кисточка и маслёнка с машинным маслом. Учащиеся чистят швейную машину и смазывают её.
Перед выполнением практической работы № 15 объявляем тему, цели и задачи практической работы. Сообщаем обучающимся, что образцы обмётывания петли и пришивания пуговицы они должны поместить в портфолио.
Задание 1. Выполнить на швейной машине прорезные петли зигзагообразной строчкой.
демонстрируем приёмы установки приспособления для обмётывания петель на швейную машину, обмётывания петли и прорезания её с помощью ножа-распарывателя. Учащиеся выполняют задание.
Задание 2. Пришить пуговицу на швейной машине, используя лапку для пришивания пуговиц.
демонстрируем приёмы установки приспособления для пришивания пуговиц, пришиваем пуговицу, закрепляем нитки. Учащиеся выполняют задание.
предлагаем учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 20, 21 учебника, оцениваем ответы, обсуждаем с учащимися результаты выполнения практических работ № 14, 15 из учебника и заданий 20, 21 из рабочей тетради. Оцениваем работу учащихся на уроке, отмечаем лучшие результаты.
Оценка практической работы осуществляется с учётом правильности установки машинной иглы, устранения дефектов строчки, аккуратной чистки и смазки швейной машины, выполнения образцов обмётывания петли и пришивания пуговицы на швейной машине.
Для оценки работы используем специально оформленный оценочный лист, в который выставляем 1 балл за каждый правильно выдержанный критерий. Полученная сумма баллов трансформируется в отметку. Ниже приведён пример оценочного листа.
Фамилия, имя учащегося |
Установка машинной иглы |
Критерий устранения дефектов строчки |
Чистка и смазка машины |
Образец петли |
Образец пуговицы |
Сумма баллов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||||
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
6 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
8 |
|
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
6 |
В завершение школьники отвечают на вопросы в п. 3 задания 21 из рабочей тетради.
«Приспособления к швейной машине»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение |
Да |
Нет |
1. |
|
✓ |
2. |
✓ |
|
3. |
|
✓ |
4. |
✓ |
|
5. |
|
✓ |
1. Изучить материал § 20, 21. Ответить на вопросы параграфов.
2. Выполнить п. 2 задания 21 из рабочей тетради.
3. Выполнить задания из учебника, отмеченные значком .
4. Принести на следующий урок образцы швов с выполнен-
ными на них ручными работами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.