Цель уроков:
· ознакомление учащихся с материалами, инструментами и приспособлениями для вязания крючком и спицами, организацией рабочего места, расчётом количе- ства петель для изделия;
· ознакомление с условным и графи- ческим обозначением петель и столбиков при вязании крючком, схемами для вывязывания узоров; ознакомление с основами технологии вязания крючком;
· формирование умений вывязывать крючком основные петли;
· формирование умения вывязывать полотно крючком.
· общее представление о материалах, инструментах и приспособлениях для вязания крючком;
· формирование умений вывязывать полотно столбиками без накида несколькими способами;
· приобретение навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения уроков: кабинет технологии швейных изделий.
Дидактические средства обучения: пряжа, крючки для вязания; демонстрационные образцы вывязывания полотна тремя способами; видеоматериалы, учебник технологии (§ 29–31), рабочая тетрадь.
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, практическая работа.
Формируемые УУД: познавательные.
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: п. 1 задания 29, п. 1,
2 задания 30, п. 1–3 задания 31 из рабочей тетради, практическая работа № 23 из учебника.
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся: п. 2 задания 29, п. 3 задания 30, п. 4 задания 31 из рабочей тетради.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроках: освоение знаний, коммуникация, сотрудничество, использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной ма- стерской.
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, программы для работы с ресурсами.
Потребности в ЭОР: иллюстративные материалы, деловая графика (схемы).
Возможные варианты организации занятий: при наличии только одного компьютеризированного рабочего места учителя учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.
Ход уроков
1. Введение нового материала («Материалы и инструменты для вязания», «Основные виды петель при вязании крючком», «Вязание полотна»)
Вязание крючком — один из старейших традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Оно остаётся популярным и в наши дни, так как даёт возможность не просто соз- давать своими руками нужную вещь — шапку, шарф, салфетку, — но и украсить гардероб неповторимыми вещами, приготовить эксклюзивный подарок близким людям.
В начальной школе учащиеся уже научились держать крючок и вывязывать цепочки из воздушных петель, поэтому в каче- стве повторения материала и активизации умственной деятельности учащимся зададим следующие вопросы.
Какие вещи можно связать из толстых ниток, из тонких ниток?
Как называется основная петля в вязании крючком?
Как называются несколько воздушных петель, вывязанных друг за другом?
Чем отличаются друг от друга вязальные крючки? Что обозначает размер крючка?
Обобщив ответы учащихся, расскажем о видах материалов для вязания и инструментах — крючках и спицах, продемонстрировать их.
сообщаем ученикам, что в 6 классе им предстоит ознакомиться с новым видом петель, которые в вязании крючком принято называть столбиками. При объяснении нового материала воспользуемся учебником. В § 30 предложено описание основных видов петель и столбиков, вывязываемых крючком, а также изображение их внешнего вида, графическое обозначение и краткая запись (например, столбик без накида записывается как Ст. б/н). Скажем учащимся, для чего им в дальнейшем понадобятся эти обозначения.
Далее объясняем обучающимся, что при вывязывании полотна работу выполняют рядами. После каждого ряда образец поворачивают справа налево. В начале каждого ряда нужно делать петлю поворота, т. е. одну или несколько воздушных петель, которые по высоте равны будущим столбикам и при подсчёте петель считаются первым столбиком.
заострим внимание на том, что крючок может быть введён в столбик по-разному. От этого зависит внешний вид полотна, его фактура. После рассмотрения с учащимися рис. 83 из учебника показываем те же способы введения крючка в петлю на макете полотна, выполненного из бельевой верёвки.
Далее разъясняем, почему необходимо делать пробный образец (чтобы выяснить, какой получается плотность вязания и подходит ли выбранный крючок к данной пря- же). Если вязание выполняют по описанию в журнале, нужно сравнить количество петель и рядов в инструкции с реально получившимся их количеством на образце размерами, напри- мер 10 × 10 см, и сделать соответствующий вывод.
Осуществляются в процессе выполнения заданий 29– 31 из рабочей тетради и практической работы № 23 «Вывязывание полотна из столбиков без накида нескольки- ми способами».
Первоначально учащиеся выполняют п. 1 задания 29 из рабочей тетради на формирование умения рассчитывать коли- чество петель для вязания изделия.
Затем выполняют п. 1 задания 30 из рабочей тетради на закрепление знаний видов петель, их названий, условных обо- значений и графического изображения и п. 2 задания 30, где предложена сетка, в которой нужно нарисовать цепочку из воз- душных петель.
В соответствии с практической работой № 23 из учебника и п. 1 задания 31 из рабочей тетради учащиеся выполняют три образца вязания прямого полотна столбиками без накида различными способами: вводя крючок под обе нити петли, вводя крючок под заднюю нить петли и вводя крючок под переднюю нить петли. Эти образцы школьники помещают в тетрадь-вкладыш рабочей тетради или в портфолио.
Во время проведения практической работы постоянно следим за соблюдением учащимися правил безопасной работы.
В качестве домашнего задания предложим обучающимся выполнить п. 2, 3 задания 31 из рабочей тетради (по желанию).
сообщаем учащимся тему, цели и задачи практической работы. Напоминаем, что крючок является достаточно острым инструментом и обращаться с ним нужно так же, как с ножницами или ножом: не размахивать им, не поднимать высоко, хранить в специально отведённом для этого месте — футляре или рабочей коробке.
Разъясняем, по каким критериям и как будет оцениваться выполненная работа по вязанию образцов, например:
· начальная петля в каждом образце аккуратная, воздушные петли в цепочке первого ряда одинакового размера — 1 балл;
· количество воздушных петель соответствует заданию (20 петель) — 1 балл;
· выполнены (вывязаны) образцы следующих видов: образец столбиками без накида, крючок вводится под обе нити петли, — 1 балл;
образец столбиками без накида, крючок вводится под заднюю нить петли, — 1 балл;
образец столбиками без накида, крючок вводится под переднюю нить петли, — 1 балл.
Из суммы баллов складывается отметка за практическую работу.
демонстрируем положение крючка в руке, вывязывание начальной и воздушной петель, цепочки воздушных петель. Учащиеся вывязывают цепочку из 20 воздушных петель.
После анализа схемы, изображённой в п. 1 задания 31 из рабочей тетради, ученики выполняют задания 1–4 практической работы № 23 из учебника — вывязывают собственные образцы.
демонстрируем образец полотна, вывязанного столбиками без накида с введением крючка под обе нити петли, и приём выполнения таких петель. Учащиеся вывязывают первый образец.
Текущие инструктажи сопровождаются демонстрацией приёмов вязания. Демонстрируем образец полотна, вы- вязанного столбиками без накида с введением крючка под заднюю нить петли, показываем приём выполнения такого столби ка. Учащиеся вывязывают второй образец.
Затем демонстрируем образец полотна, вывязанного столбиками без накида с введением крючка под переднюю нить петли. Показываем приём выполнения столбика. Учащиеся вывязывают третий образец.
предлагаем учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 29–31 учебника, оцениваем ответы, обсуждаем с учащимися результаты выполнения практической работы № 23 из учебника и заданий 29–31 из рабочей тетради, отмечаем лучшие результаты. Оценка практической работы осуществляется с учётом разработанных критериев.
В завершение школьники отвечают на вопросы п. 2 задания 29, п. 3 задания 30, п. 4 задания 31 из рабочей тетради.
«Материалы и инструменты для вязания»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение |
Да |
Нет |
1. |
|
✓ |
2. |
✓ |
|
Окончание
Утверждение |
Да |
Нет |
3. |
|
✓ |
4. |
|
✓ |
5. |
✓ |
|
«Основные виды петель при вязании крючком»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение |
Да |
Нет |
1. |
✓ |
|
2. |
✓ |
|
3. |
|
✓ |
4. |
✓ |
|
5. |
|
✓ |
«Вязание полотна»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение |
Да |
Нет |
1. |
✓ |
|
2. |
|
✓ |
3. |
✓ |
|
4. |
|
✓ |
5. |
✓ |
|
1. Изучить материал § 29–31. Ответить на вопросы параграфов.
2. Выполнить п. 2, 3 задания 31 из рабочей тетради.
3. Принести на следующий урок: крючок, пряжу для вя- зания.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.