Уроки литературы
Моя задача как учителя заключается в том, что творческая деятельность преподаваемого предмета и его воспитывающего потенциала строится на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися, при учению детей нравственным ценностям жизни, а также иметь философский подход к урокам литературы. При этом отлично владеть своим предметом, глубоко знать содержание преподаваемого курса, применять современные педагогические технологии в образовательном процессе – главные составляющие успешного учительского труда. Это кредо современного учителя актуально во все времена.
Мое стремление к формированию и развитию умственных способностей, познавательного интереса обучающихся к предмету заключается в следующем:
- формирование у обучающихся положительной мотивации к обучению якутского языка и литературы;
- использование на уроках современных образовательных технологий, применение коллективных, групповых и индивидуальных способов обучению для развития интеллекта обучающихся и повышения его творческого потенциала, культурного, духовного саморазвития, применение инновационной деятельности в изучении литературы;
- исходя из модели «Каждый человек – личность», при обучению учитываю индивидуальные особенности, личностные качества учащихся;
- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения: лекции, беседы, диспута, семинаров, использования ИКТ при различных демонстрациях на уроках, открытых уроков учитывая при этом дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ученику.
- активизация обучающихся всеми видами самостоятельных работ, развитие речи, тестирование повышение уровня научной деятельности учащихся;
- комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития обучающихся.
В этих перечисленных истинах заложена концепция учителя, его значимость и польза.
Художественная литература является философией жизни. В якутской художественной литературе заключен взгляд народа на жизнь, его размышления о жизни и времени. Литература – мудрость жизни; это наука о гуманности и о пути, которая ведет людей к освоению высокой нравственности. В особенности это касается наших учеников и их мудрого наставника – учителя литературы.
В XIX веке итальянский писатель Джованни Руффини сказал: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама».
Это мудрое высказывание имеет самое тесное отношение к учителям-литераторам и, как сказано выше является их педагогическим кредо. Попробуем разобраться в этом.
1.Учитель литературы – человек, призванный сеять добро. Все свои знания, жизненный опыт он вкладывает в то, чтобы ученик стал высоконравственной, духовно богатой личностью с высокой культурой.
2.Учитель литературы учит своих питомцев думать, рассуждать, размышлять о жизни на примере образов и поступков героев в произведениях мировой классической литературы, в народном фольклоре, в эпосе-олонхо.
3.Учитель литературы должен раскрыть себя перед учениками как личность. Только тогда ребенок «раскрывается». Человек – это сложное, неодностороннее понятие. Не зря говорится: «Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности».
В свете вышесказанного следует утверждать, что учитель-словесник призван нравственностью литературы формировать этические устои личности, развивать её душевный и духовный потенциал. Ведь литература, по мнению М. Горького, насыщает идеи плотью и кровью. В знании литературы особенную важность имеет субъективный фактор: насколько глубоко социальные и нравственные идеи и эстетические принципы, воплощённые в художественной форме, отражаются в личном духовном мире, в убеждениях, в поведении человека. Знание литературы тесно связано с нравственным воспитанием человека. По-настоящему знает литературу лишь тот, для кого художественные произведения стали учебниками жизни, критерием нравственности. В связи с этим приобретают большое значение два фактора: во-первых, правильный отбор произведения для чтения и изучения; во-вторых, преподаватель литературы должен быть в то же время и воспитателем, понимающим и чувствующим правильный путь нравственного развития школьников. Строгий отбор произведений для чтения – серьёзная предпосылка формирования богатых духовных интересов, запросов личности, морального идеала. Благодаря такому отбору у учеников формируется представление о важнейших этапах духовной жизни человечества. Главный вывод, к которому должны прийти юные читатели: мир, лишённый радости, – это антимир, хаос, они опасны для жизни.
Это относится и к учителю якутской литературы. Наша якутская художественная литература берет корни в фольклоре, в русской классической литературе. Устное народное творчество, начиная с пословиц и заканчивая эпосом, имеет большое воспитательное значение: «Үөрэх баар бараммат баай («Учение – неисчерпаемое богатство»)», «Оҥоруоҥ иннинэ толкуйдаа, кэрдиэҥ иннинэ кээмэйдээ («Думай перед тем, как начнешь делать, измерь перед тем, как начнешь рубить»)” и т.д. А основная идея народного эпоса олонхо – освобождение светлых, добрых сил от ига темных, злых сил и их стремление к жизни, полной надежд и счастья. Например, «Нюргун Боотур Стремительный», «Эрчимэн Бэргэн», «Светлолицая Туйаарыма Куо» и др. Из этого следует, что содержание обучения литературе имеет самое непосредственное отношение к фольклору.
Но, как бы то ни было, основная цель литературы – воспитание читателя. Не секрет, что урок литературы нередко напоминает «учёное предисловие» к художественной книге, которое без единства этого, того, другого будто бы и прочитать невозможно. К «механизму» книги, конечно, обращаться надо. Но только тогда, когда этический резонанс урока достаточно высок. Вот тут-то и нужно объяснить (и то не всегда): почему высок? А, в сущности, объяснить их интерес к книге книгой и этим как бы удвоить живое, нравственное, эстетическое в ней. Ребят-то, прежде всего, волнует не то, как «сделаны» герои книг, а их жизненный опыт.
Таким образом, уроки литературы тесно связаны с жизнью, народной педагогикой. Ибо общение с книгой – это общение с жизнью! «Понять хочется дела-то человеческие…» Реплика горьковского Луки – в чём-то ключ к уроку литературы. Этими делами словесник нужен и интересен ребятам. Эти дела дают смысл и высокую цель всей его работе и жизни. Серьёзное – жизнь во всех её проявлениях, сам человек, который и в учителе, и в школьнике, и в литературном герое. Стать ближе к ученикам, понять и выразить их запросы – значит приблизиться к жизни, посредством книги укрепить с ребятами, то есть с жизнью, надёжную, глубокую связь.
В якутской художественной литературе показаны добрые традиции народа в воспитании подрастающего поколения. Это явление всегда актуально.
Возьмем, к примеру, образ старой Дарии из романа Амма Аччыгыйа «Весенняя пора». Она – настоящий кладезь якутского фольклора: ее добрые сказки, мудрые пословицы, хитроумные загадки неисчерпаемы. Долгими зимними вечерами Дария занимается ремеслом кожемяки. А ее певучий, спокойный голос рассказывает о жестоком и лживом Коршуне (Элиэ), о быке и лошади – о вечной борьбе добра и зла, о том, что добро неизменно побеждает зло. Старушка Дарья в простой, доступной форме о рассказывает сказки, мифы, старые легенды. Она «своим певучим бодрым голоском повествует» о том как в самую старину заспорили бык да жеребец, о лесном воробье, девяти братьев Чорбоев и т.д. Например, старушка спрашивает, почему у лесного воробья голова красная? А потом объясняет об этом. «В старую старину воробей да серая мышь решили зиму вместе пережить. И вот надумали они запасти корму на всю зиму. Мышь собрала сочные коренья разных трав да зерен всяких, а воробей-сосновой смолы. До половины зимы жили они с песнями да играми, в счастье и в согласии, все мышиный запас ели. Потом открыли запас воробья. .Пожевала мышь, пожевала, а у сосновой –то смолы вкус противный, да и зубы вязнут в ней…» Потом автор описывает картину раздора между воробьём и мышью. Между ними завязалась драка. И в результате мышь воробью на голове кожу прокусила, а воробей у мышки ключицу надвое сломал. С тех пор, оказывается у лесного воробья головка красная. (21-22).
В рассказе другого якутского писателя С. Тумата «Путешествие на морской остров» немногословный охотник-якут учит своим примером малолетнего сына быть близким к природе, жить с нею в единстве.
Поэтические произведения имеют огромное нравственное значения в воспитании учащихся. Поэзия народного писателя Якутии С.П. Данилова выражена в глубоком познании жизни, истории своего родного народа. В поэтическом творчестве Данилова отражается общечеловеческая идея духовной красоты, благословенной любви, чувство гражданственности, философских категорий жизни, как простое счастье, чуткость и доброта людская, простота души.
Своей удивительной поэзией он внес большой вклад в развитие жанровых форм: стихи малой и средней формы, поэмы, оды, элегии. Его стихи стали песнями, обладают большой мелодичностью, музыкальностью.
В ушах учащихся звенят исходящие от всего сердце родные строки:
***
Все равно на чужом не выскажешь
…То, что выскажешь
На родном.
И, забыв про тревоги случайные,
В роковые мгновенья твои
Не споешь
Свою тайную,
Задыхаясь
От слез и любви…
(«Родной язык»)
***
Человеческая жизнь как птица,
Промелькнувшая в окне,-
Пролетит и растворится
Поднебесной глубине..
(«Человеческая жизнь»)
Уроки литературы… Таинство сообщения Добра и становления Личности. Весьма и весьма непростое искусство простыми средствами возвыситься до «простого»: книгой соединить человека с жизнью, сдружить человека с человеком, примирить человека с самим собой, нравственно устроить его в сегодняшнем прекрасном и сложном мире и помочь переустраивать этот мир. Чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значительности в нём, чтобы у каждого, прошедшего сквозь фильтр жизни, в осадке была чистота, а не пустота, книгу необходимо сделать инструментом познания Жизни и своего места в ней, а не просто и не только учебным пособием. Книга и Жизнь, Жизнь и Книга – вот полный разворот урока на уровне Современного и Своевременного.
Проанализированная суть литературы дает оценку следующих заключений:
1. Литература является условием формирование личности, его жизненного потенциала.
2. Глубокий лиризм поэтических произведений позволяет лучше понять особенности национального характера, способствовать к формировании творческой черты личности.
3. Корни мастерства многих создателей произведений, вошедших в учебную программу принадлежат в устном народном творчестве, а также в классическую якутскую литературу.
4. В целом литература способствует выработке способов жизнедеятельности человека.
5. Широкая народность литературы выражена в глубоком познании жизни, истории своего родного народа. В творчестве многих авторов выражена общечеловеческая идея духовной красоты, благословенной любви, чувство гражданственности, философских категорий жизни, как простое счастье, чуткость и доброта людская, простота души.
6. Своим удивительным охватом, глубоким смыслом литература оказывает положительное влияния в становлении личности человека.
7.Многогранное творчество писателей является национальной гордостью якутской литературы.
8.В литературе прослеживается широта мышления, творческий подход писателей, свободный дух художественного описания, острота народной педагогики.
Таким образом, литература в целом является обучающим предметом учащихся к жизни. Так как, литература -философия жизни, она имеет глубокое содержание, опирается на основе веками созданной народной педагогики.
Ближе всего мне, по сравнению с другими технологиями, технология Е.Н. Ильина: «Преподавание литературы как предмета, формирующего человека».
1. - Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства.
2. “Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым.”
3. Метод духовного контакта. “Духовная ладошка Ильина”: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку.
4. “Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому”, - говорит он. Надо, чтобы сам человек светился.
Е.Н. Ильин считает, что уважение и ответственность должны стать главными предметами, т.е. методика и технология Ильина целенаправленно подчиняет обучению нравственных и духовных ценностей человека.
В заключение хочу сказать, что сегодняшний ученик живёт в современной ему времени, культуре. Известный академик Д.С. Лихачёв отмечал: «Духовное спасение и возрождение общества требует огромной научно-теоретической работы по созданию обновленных нравственно-эстетических ценностей, пересмотру позиций в области содержания морального сознания». Процесс его воспитания рассматривается с позиции духовных ценностей, нравственных основ, заложенных веками, что составляют смысл современной жизни. Таким образом, саморазвития, самореализация личности выступает объектом философии на основе литературы.
Кузьмина Е.В., учитель родного языка и литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.