Уроки юного ученого – исследователя (для детей старше 6-ти лет)
В быту имеется очень много предметов, с которыми можно играть и одновременно проводить «ученый» эксперимент.
Игра с магнитом. С одной стороны, это очень занимательно, дети любят играть с магнитом, с другой стороны – это поучительно. Ребенок знакомится со свойствами разных материалов. В ходе игры он понимает:
- одни предметы притягиваются, другие – нет, это зависит от материала, из которого предметы изготовлены;
- одни предметы магнит может поднять, другие – нет, это зависит от силы магнита и веса предмета;
- магнит может действовать на расстоянии, его сила притяжения может сдвинуть предметы с места.
Расположить предмет под бумагой (картоном, тканью) и начать двигать, тогда все железное, что находится на бумаге, тоже начинает двигаться. Незаметно взять в руки магнит и расположить его за картоном. На картоне расположить кнопку (скрепку, булавку, ручку) и сказать: «А теперь я словами буду двигать предметы». Незаметно двигая за картоном магнитом, вы можете говорить: «Кнопка, поднимись вверх, булавка, опустись вниз». Фокус производит ошеломляющее впечатление.
Можно показать, как магнит действует на компас, и рассказать о магнитных полях земли, о том, как компас помогает человеку определить стороны света.
Простейший магнит можно сделать, потерев о шерсть стеклянной палочкой или пластмассовой расческой, и поднять с его помощью мелко нарезанные кусочки бумаги.
Через несколько дней ребенок наиграется. За это время он на своем опыте поймет, какие предметы притягиваются магнитом, какие нет..
Секретные рисунки и письма-невидимки. Перед игрой сделайте предупреждение, что так играть можнотолько с родителми, потому что это связано с огнем и очень опасно. Ребенок сам не должен так играть.
Для игры необходимо взять молокоили лимонный сок и с их помощью на листочке бумагинарисовать рисунки или написать любые слова. Что там нарисовано или написано, не видно, поэтому и является секретным посланием. Но любой другой человек, который знает, что письмо написано молоком или лимонным соком, может его прочесть. Для этого необходимо над свечой нагреть бумагу, и на бумаге проявятся рисунок или слова.
Реакция нейтрализации. Выжать лимон. Дать ребенку попробовать, какой он кислый. Затем добавить туда щепотку соды. Ребенок, увидев пену и шипение, заинтересуется, что там происходит. После того, как реакция пройдет, дайте ребенку на вкус убедиться, что раствор изменил свои свойства – он уже не такой кислый. Произошла реакция – нейтрализации.
Плотность жидкости. Взять воду и одну небольшую картофелину. Пусть ребенок сам убедится, что картофель тонет. Для наглядности лучше взять литровую или трехлитровую банку, тогда можно увидеть, что картофелина лежит на дне. Постепенно растворяйте соль. По мере увеличения ее концентрации картофелина начинает всплывать. Когда она окажется где-то посередине банки, объясните ребенку, что такое плотность и почему картофелина всплыла.
Рост растений. Покажите малышу, как растут растения. Для этого посадите в горшок семечко подсолнуха или любого другого растения. Ребенок будет наблюдать за тем, как растение всходит, как тянется к свету росток, распуская листочки. Для того чтобы посмотреть, как образуются корни, нужно срезать верхушку корнеплода моркови (примерно два сантиметра), положить срезкой вниз на мелкое блюдце с небольшим количеством воды и поставить на подоконник. Через некоторое время появятся корешки. Процесс образования корешков и стрелок можно наблюдать у луковицы, помещенной в маленькую баночку с водой.
Меры объема. Расскажите ребенку о мерах измерения объема жидкости. И пусть ребенок сам измерит всю посуду, которая находится у вас на кухне. Переливая воду из сосуда в сосуд, он может узнать, сколько миллиметров воды помещается в чашке (бокале, банке), и поймет закон постоянства. Для этого нужно взять длинные бутылки, кувшин или вазу, а также плоские чашки, салатницы, тарелки. Ребенок, переливая воду из одной посуды в другую, поймет, что одно и то же количество жидкости может занимать разную посуду. Вода принимает форму того сосуда, в котором находится.
Увеличительное стекло и микроскоп. Детей очень забавляют игры с увеличительным стеклом или детским микроскопом. Для них это неизвестное в известном. Детям нравится рассматривать предметы, меняющие свои пропорции или строение материи, которое не видно простым глазом. Они познают не только новые стороны известного объекта, но и знакомятся с законами оптики, которая помогает открыть эти стороны.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.