Уроки физической культуры
Оценка 4.6

Уроки физической культуры

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
физическая культура
1 кл—11 кл
11.08.2019
Уроки физической культуры
Публикация является частью публикации:
«Применение современных технологий на уроках физической культуры».docx
МБОУ «Гимназия №4 г. Пушкино» Доклад на тему: «Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно ­ воспитательном процессе»   Подготовила:  учитель физической  культуры Щеглова Н.В. 2017г Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся и  здоровьесберегающие подходы в организации учебно­воспитательного процесса Роль здоровья в нашей жизни переоценить невозможно. Именно хорошее здоровье  позволяет человеку полноценно жить. Согласно Концепции Всемирной организации здравоохранения в понятие «здоровье»  входит три основных компонента – здоровье физическое, социальное и психическое. Усовершенствованный вариант этой Концепции выделяет уже четыре компонента – к  первым трём добавляется ещё здоровье нравственное. Говоря научным языком, здоровье человека складывается из здоровья личностного, психо­ эмоционального, физического, интеллектуального, социального, духовного. Укрепление здоровья ­ это дело государственной важности. Возрастающие  психоэмоциональные и физические нагрузки современных школьников делают задачу  сохранения и укрепления здоровья детей одной из наиболее актуальных. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к  приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Проблема здоровья детей стоит сейчас особо остро. А есть ли здоровье у наших детей? Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении  здоровья детей школьного возраста. По данным Министерства здравоохранения России,  90% школьников имеют отклонения различной степени в состоянии здоровья, у 60%  наблюдаются функциональные отклонения по органам и системам, то есть те, которые  появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих  факторов исчезают, 35­40% ­ хронически больны, то есть имеют заболевания, которые  наследуются, либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений  переходят в хронические заболевания. Лишь 5­10% детей к началу обучения в школе  практически здоровы. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда  порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20­40 %  негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. ШКОЛЬНАЯ СРЕДА – один из таких мощных факторов, так как у детей от 6 до 17 лет  отмечается наиболее интенсивный рост и развитие организма, и происходит формирование  здоровья на всю оставшуюся жизнь. И этот период совпадает с важнейшим социальным  этапом развития – получением ребенком общего среднего образования. Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья  каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушений здоровья  детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для их здоровья. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по  убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся: 1. Стрессовая педагогическая тактика; 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным  возможностям школьников; 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к  организации учебного процесса; 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; 5. Провалы в существующей системе физического воспитания; 6. Интенсификация учебного процесса; 7. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; 8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; 9. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового  образа жизни. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и  укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений  деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего  поколения. Для этого используются здоровьесберегающие технологии, предполагающие  совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к нему.  Цель нашей школы  Создание воспитательнообразовательной среды, способствующей  получению обучающимися современного качественного образования, духовному,  нравственному, физическому развитию и социализации личности при сохранении  здоровья. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, ­  это все те психолого­педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его  сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности,  мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно­воспитательном процессе,  можно разделить на четыре основные группы: 1. Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса. 2. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности  школьников. 3. Разнообразные психолого­педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями. 4. Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Рассмотрим эти группы здоровьесберегающих технологий. 1.Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят  функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность  длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.  Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя. Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни  гигиенической рациональности урока представлены в таблице. Критерии здоровьесбережения Характеристика Обстановка и гигиенические условия  в классе Количество видов учебной  деятельности Средняя продолжительность и  частота чередования видов  деятельности Количество видов преподавания Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная  влажная уборка, рассадка учащихся с учётом  медицинских показаний и т.п. Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение,  слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение  примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма  – 4­7 видов за урок. Частые смены одной  деятельности другой требуют от учащихся  дополнительных адаптационных усилий. Ориентировочная норма – 7­10 минут. Виды преподавания: словесный, наглядный,  самостоятельная работа, аудиовизуальный,  практическая работа, самостоятельная работа и т.п.  Норма – не менее 3х. Чередование видов преподавания Норма – не позже чем через 10­15 минут. Наличие и место методов,  способствующих активизации Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор  способа действия, свобода творчества).  Активные методы (ученик в роли: учителя,  исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы,  направленные на самопознание и развитие  (интеллекта, эмоций, общения, самооценки,  взаимооценки) Место и длительность применения  ТСО Умение учителя использовать ТСО как средство для  дискуссии, беседы, обсуждения Поза учащегося, чередование позы Правильная посадка ученика, смена видов  деятельности требует смены позы Наличие, место, содержание и  продолжительность на уроке  моментов оздоровления Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных  точек Наличие мотивации деятельности  учащихся на уроке Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка,  соревновательный момент. Стимуляция внутренней  мотивации: стремление больше узнать, радость от активности,  интерес к изучаемому материалу Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик  (комфорт  — напряжение, сотрудничество — авторитарность,  учет возрастных особенностей); ученик —  ученик(сотрудничество — соперничество,  дружелюбие — враждебность, активность —  пассивность, заинтересованность — безразличие) Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная  картинка, поговорка, афоризм, музыкальная  минутка, четверостишие Определяется в ходе наблюдения по возрастанию  двигательных или пассивных отвлечений в процессе  учебной деятельности Спокойное завершение урока: учащиеся имеют  возможность задать учителю вопросы, учитель  комментировать задание на дом. Психологический климат на уроке Эмоциональные разрядки на уроке Момент наступления утомления и  снижения учебной активности Темп окончания урока 2.Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности  школьников. Анализ научно­методической литературы позволяет выделить четыре основных правила  построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий. Правило 1.Правильная организация урока. Главная цель учителя ­ научить ученика запрашивать необходимую информацию и  получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес,  мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Количество и качество задаваемых учеником вопросов  служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического  здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.  Организация урока должна обязательно включать три этапа:  ­1­й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);  ­2­й этап: ученики формулируют и задают вопросы  ­3­й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.  Результат урока ­ взаимный интерес, который подавляет утомление. Правило 2. Использование всех каналов восприятия. Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между  полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий  мозга:  ­ левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен  словесно­логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и  обобщению;  ­ правополушарные люди — доминирование правого полушария, развитие конкретно­ образного мышления и воображения;  ­ равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из  полушарий. На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:  ­ аудиальное восприятие;  ­ визуальное восприятие;  ­ кинестетическое восприятие. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на  доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности  умственной деятельности. Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у  школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни  учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровье сбережения,  которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными  видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:5­ 25­я минута — 80%; 25­35­я минута — 60­40%; 35—40­я минута — 10%. Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока. Часть урока 1­й этап. Врабатывание Время Деятельность 5 мин. Репродуктивная, переходящая в  продуктивную. Повторение 2­й этап.  Максимальная работоспособность 20­25  мин. Продуктивная, творческая,  знакомство с новым материалом 3­й этап. Конечный порыв 10­15  мин. Репродуктивная, отработка  узловых моментов пройденного Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее  продуктивную часть урока отводит под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока  посвятить изучению нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную. Правило 4. Уместное и правильное применение физкультпауз. Педагоги обязаны учитывать тот факт, что вынужденное ограничение двигательной  активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к  двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров,  а следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и  механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении  сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга,  осложняет его работу. Отсюда понятна необходимость выделения на уроке минут  двигательной активности. Известно, что более эффективное восстановление  работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизировать его можно с  помощью специально организованных физических упражнений. Существуют разные формы  занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная  минутка, физкультурная микропауза. Комплексы упражнений выполняются примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, особенно для детей начальной школы, среднего звена  необходима гимнастика для снятия зрительного утомления. Комплексы таких упражнений, разработанные профессором В.Ф. Базарным, можно посмотреть в приложении. 3.Психолого­педагогические технологии здоровьесбережения. Снятие эмоционального напряжения. Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных  заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно  несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им  сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость  изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности  и т. п. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые  вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы  стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных  произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Создание благоприятного психологического климата на уроке. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт  школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача  предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул  для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому  высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку  зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной  мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление  — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к  раскрытию способностей каждого ребенка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной  приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге  приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким  результатам. Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику  различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают  исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ  жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться  к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний  день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать  ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его  постоянно заботиться о своем здоровье. Комплексное использование личностно­ориентированных технологий. Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно­ ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии  проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве,  разнообразные игровые технологии. Личностно­ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм  и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые  задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;  стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов  выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения  на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность,  избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного  самовыражения ученика. 4.Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Личностно­ориентированные (антропоцентрические) технологии в центр  образовательной системы ставят личность ребёнка, обеспечение безопасных,  комфортных условий её развития и реализации природных возможностей. Личность  ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной  системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются  гуманно­личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного  воспитания. Педагогика сотрудничества   для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель школы, реализующей ПС,— разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и  возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в  полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём  наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической  адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением –  позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно  воспитывать культуру здоровья школьника.     – её можно рассматривать как создающую все условия  Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно­ воспитательного процесса, такие как любовь к детям, оптимистичная вера в них,  отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования,  терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации  отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку  зрения – способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого  уровня психологического здоровья. Этому же способствует решение одной из задач ПС – формирование положительной Я­концепции личности подростка. Технологии развивающего обучения   Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью  обучения, а лишь средством развития учащихся. Классификационные характеристики  технологии РО, разработанной Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, в определённой  части отвечают принципам здоровье сберегающей педагогики.Ориентация на «зону  ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной  программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности,  темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Вместе с тем использование  технологии развивающего обучения, особенно по методу Л. В. Занкова, таит в себе и      (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л. С. угрозу такой интенсификации образовательного процесса, которая приводит к  перегрузке учащихся, формированию у них утомления и переутомления. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных  результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития  технологии уровневой дифференциации. Среди классификационных параметров этой  группы технологии потенциальная положительная связь с воздействием на здоровье  учащихся видится в таких, как система малых групп среди типов управления  познавательной деятельностью, целевая ориентация на обучение каждого учащегося на  уровне его индивидуальных возможностей и способностей. У учителя появляется  возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание  сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно  реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше  ощущают своё отставание от сильных. Технология психологического сопровождения разработана М.Ю. Громовым и Н.К.  Смирновым. В её основе – активное участие психологов в образовательном процессе  школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно­ воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. К числу здоровье сберегающих технологий следует отнести и «  технологию  раскрепощённого развития детей   Базарным.   школе, являются:   Отличительными особенностями этой технологии, используемой в начальной   », разработанную физиологом В. Ф.  ­занятия в режиме смены динамических поз (парты, конторки); движения наглядного  учебного материала; ­использование схем зрительных траекторий, «Экологического букваря ­ картины­панно;  специальных художественно­образных каллиграфических прописей; ­обязательный предмет – хоровое пение. Здоровьесберегающие образовательные технологии   ­ это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического  здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Что может школа Современный урок с позиции здоровьесбережения Урок всегда должен быть в центре внимания. А значит, он должен быть интересным, т.е.  современным. Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель использует  возможности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного  усвоения знаний для формирования его нравственных основ. Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация  учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима,  правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и  нормативами. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников оказывает  структура урока. По мнению многих исследователей, структура урока должна быть  гибкой, но обязательно учитывать динамику работоспособности школьников. Во время  фазы врабатывания (первые 3­5 минут) нагрузка должна быть относительно невелика,  необходимо дать школьникам войти в работу. В период оптимальной устойчивости  работоспособности (следующие 20­25 минут) нагрузка может быть максимальной. Затем  нагрузку следует снизить, т. к. развивается утомление. Отсюда понятно, что не всегда  оправдана та практика, когда учитель первую, наиболее продуктивную часть урока  отводить под опрос домашнего задания: лучше эту часть урока посвятить изучению  нового материала, а опрос перенести на вторую, менее продуктивную. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная  организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются: ­ Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая  затраты времени на выполнение домашних заданий; ­ Нагрузка от дополнительных занятий в школе; ­ Занятия активно­двигательного характера: динамические паузы, уроки физической  культуры, спортивные мероприятия и т.п В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению учителя  используют различные методы и приёмы: практический метод, игровой,  соревновательный, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и  образовательные программы. Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: ­ частую смену позы, ­ потягивание, ­ встряхивание руками, ­ зевота, ­закрывание глаз, ­ подпирание головы, ­ остановившийся взгляд, ­ ненужное перекладывание предметов, ­ разговор с соседом, ­ увеличение количества ошибок в ответах, ­ не восприятие вопроса, ­ задержка с ответом, ­ частые поглядывания на часы в ожидании конца урока. Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: ­ строгая дозировка учебной нагрузки; ­ построение урока с учетом работоспособности учащихся; ­ соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим,  хорошая освещенность, чистота); ­ благоприятный эмоциональный настрой; ­ проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при  планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 ­7  смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ,  рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся  дополнительных адаптационных усилий: ­ ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных  видов учебной деятельности— 7­10 минут; ­ число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная  работа и т.д. — не менее трех; ­ чередование видов преподавания — не позже чем через 10­15 минут; ­ наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и  творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из  «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы: ­ метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия,  выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); ­ активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах,  ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); ­ методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,  воображения, самооценки и взаимооценки); ­ место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами),  умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии,  обсуждения; ­ позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся;  чередуются ли позы в соответствии с видом работы); ­ физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке — их место, содержание и продолжительность. Норма — на 15­20 минут урока по 1 минуте из 3­х легких  упражнений с 3­мя повторениями каждого упражнения; Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому  задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.  Ведь часто мы слышим от своих учеников: "Мне тогда все понятно, когда интересно”.  Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, т.к. у учащихся развита интуитивная  способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям,  стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и  т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; психологический  климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок,  использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями,  небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию  напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала. Для того чтобы дети не уставали на уроке, учителями младших классов проводятся  физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно­ двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования  правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж  для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и  улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний  органов дыхания. В группе продленного дня в нашей школе проводятся динамические  часы на свежем воздухе. В конце урока следует обратить внимание на следующее:  плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную  работу. Норма — не менее 60% и не более 75—80% ;  момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Эти признаки определяются в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и  пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма — не ранее чем через  25­30 минут в 1­м классе; 35­40 минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей  школе. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности,  мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении  психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы  учащихся в преодолении трудностей. Необходимо постоянно заботиться о том, чтобы  привести в согласие притязания ученика и его возможности. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет  учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве,  раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику  асоциального поведения. Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по  изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо,  чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры,  важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и  рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры

Уроки физической культуры
Скачать файл