Особенности формирования мотивации к урокам физической культуры у обучающихся 5.docx
Особенности формирования мотивации к
урокам физической культуры у обучающихся 5-
11-х классов
Негативные тенденции в динамике здоровья детей. Теоретические основы
мотивации к занятиям физической культурой. Формирование мотивов,
мотивация учебной деятельности школьников. Учебнофизкультурные и
спортивные занятия. Побуждения к достижению целей.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанный комплекс
мероприятий повысит уровень мотивации к урокам физической культуры.
Объект исследования: мотивация обучающихся к занятиям физической
культуры в средних и старших классах.
Предмет исследования: особенности формирования мотивации к занятиям
физической культурой у обучающихся средних и старших классов.
Цель исследования: сформировать у обучающихся 5х11х классов
положительную мотивацию к занятиям физической культуры.
Задачи исследования:
1 Выяснить уровень мотивации обучающихся 5х11х классов.
2 Разработать средства и методы для повышения мотивации к занятиям
физической культуры.
3 Опробовать методики на практике и проанализировать результаты.
Мотив это определенное явление, которое становится побуждением к
действию. Для удовлетворения определенной потребности прибегает к той,
или иной деятельности. Потребность личности это осознаваемая нужда
человека в чемлибо. Существует тесная связь мотивов и потребностей:
потребности реализуются в поведении и деятельности при посредстве
мотивов. Вместе с тем, мотивы относительно самостоятельны, ибо
потребность не определяет строго совокупность мотивов, их силу и
устойчивость. Побуждение к деятельности является не один, а несколько
взаимосвязанных мотивов, совокупность которых называется мотивацией.
Мотив не может возникнуть сам по себе необходим внешний толчок
(стимул). К числу стимулов познавательного интереса можно отнести
следующее. Вопервых, новизну информационного материала. Это
стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние заинтересованности, удивления и озадаченности. Вовторых, демонстрацию
незавершенности теоретических знаний. Учащиеся при изучении какоголибо
предмета школьной программы должны понять, что на уроках изучаются лишь
первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить
новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с
изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных
знаний. Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть
потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на
все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе
повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки
самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Ряд авторов выделяют две группы мотивов: познавательные и социальные.
Познавательные мотивы это такие, которые связаны с содержанием учебной
деятельности, с глубиной интереса к знаниям к знаменитым фактам,
явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам,
ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также те, что
свидетельствуют об интересе к способам добывания знаний методам
научного познания, само регуляции учебной работы, рациональной
организации своего труда. Познавательные мотивы становятся основой
самообразования, направленности школьников на совершенствование
способов познания. Социальные мотивы связаны с различным
взаимодействиями и взаимоотношениями учащихся как между собой, так и с
другими членами общества. Например, стремление быть полезным обществу,
чувство ответственности перед родителями, учителями. К социальным
относятся и так называемые позиционные мотивы стремление занять
определенную позицию, место среди окружающих, получить их одобрение,
заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в попытках
самоутверждения в желании занять место лидера, оказать влияние на других
учеников, доминировать в группе или классе и т.д. Мотивы социального
сотрудничества в желании общаться, взаимодействовать с другими людьми,
осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами,
совершенствовать их. Это мотив основа самовоспитания,
самосовершенствование. Изучение закономерностей возникновения у
занимающихся мотивации к занятиям физической культурой и спортом,
знание факторов, способствующих повышению мотивации, не только помогает
создать у занимающихся сознательное отношение к самим занятиям, но и
увеличивает их активность во время занятий физическими упражнениями, что
в свою очередь будет способствовать повышению эффективности процесса
обучения и решению поставленных задач.
Исследования в области физической культуры школьников показывают, что у
них значительно понижен двигательный режим, что обусловлено сегодняшними условиями жизни, характером самообслуживания и способам
передвижения, а также необходимостью усвоения огромного объема
информации и знаний.
Первые проявления интереса к физической культуре наблюдаются у учащихся
в виде положительно эмоционально окрашенной ориентировочной
деятельности, затем в виде активного отношения к урокам физической
культуры. При наличии интереса к физической культуре учащихся на уроках
наблюдается сосредоточенность, активность, самостоятельность. Выявление
заинтересованности проявляется в мимике, улыбке, блеске в глазах, а затем и
в действиях. Важным проявлением интереса к физической культуре является
характер использования учащимися свободного времени (занимаются в
секции, спортивной школе, клубе по месту жительства). Известно, что интерес
есть частное проявление мотива. Успех любой человеческой деятельности во
многом зависит от желания, стремления, интереса и потребности в
деятельности, т. е. от наличия положительных мотивов. Важно не погасить в
учащихся стремление к двигательной активности.
Мотивация к занятиям физической культурой и спортом современных
школьников имеет специфические особенности. Необходимы усилия школы,
специалистов в оптимизации процесса физического воспитания, расширения
диапазона видов двигательной активности, предложении новых форм занятий.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом
это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых
гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до
глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий физическими
упражнениями. Занятия физической культурой и спортом это одна из
возможных ступеней процесса физического и духовного совершенствования
человека.
Уроки физической культуры
Уроки физической культуры
Уроки физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.