В изобразительном искусстве под техникой (от греческого technike - искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых выполняется художественное произведение.
Техника является одним из элементов системы выразительных средств создания художественного образа.
Во второй половине 19 века в изобразительном искусстве начал превалировать взгляд, что главное в картине – ее идея, а техническое исполнение не так уж и важно. На что выдающийся русский художник И.Н.Крамской писал: «Почему я должен преклоняться, когда прекрасная идея и сюжет дурно исполнены…Надо любить искусство слишком головой и теоретически, чтобы прощать художнику небрежное исполнение ради идеи.» Художник справедливо полагал, что лишь произведение, исполненное с высокой степенью мастерства, может дать наиболее полное воплощение идеи.
К концу прошлого века в изобразительном искусстве возникает множество формалистических течений и направлений. И спор о роли художественного замысла и технического исполнения разгорается вновь. Художники-формалисты отрицали необходимость художественной идеи для создания произведения искусства. Они считали, что вполне достаточно интересной техники и мастерского исполнения, что техника сама подскажет. Такой подход имел неожиданные, в том числе и полезные результаты. В это время возникает множество новых техник и приемов (коллаж, пуантилизм и др.), художники стремятся использовать в своих работах все новые и новые материалы (анилиновые и синтетические краски, пластмассы, синтетические клеи т.д.).
Создание выразительного образа в изобразительном искусстве напрямую связано с его техническим воплощением, которое опирается на использование таких средств выразительности как линия, цвет, перспектива, композиция. В свою очередь исследователи детского изобразительного творчества указывают на то, что многие из средств выразительности доступны детям дошкольного возраста в условиях специально организованного обучения.
В дошкольном рисовании могут применяться различные материалы и техники, как простые, так и сложные. Однако, как показали исследования Н.П.Сакуниной, Т.С.Комаровой, Р.Г.Казаковой, Л.И.Головановой и др., на первых этапах обучения следует избегать очень сложных техник рисунка, так как у детей много времени и энергии будет уходить на освоение самой техники, а не на создание выразительного образа.
Техники рисунка как основа создания выразительного образа
При организации процесса обучения следует учитывать, что любая из техник рисунка обладает теми изобразительно-выразительными средствами, которые являются базой для создания выразительного образа: линией, штрихом, пятном, точкой, фактурой. В зависимости от природных свойств материала каждое из этих средств может быть применено с большими или меньшими усилиями со стороны ребенка, с большим или меньшим художественным эффектом.
Одним из основных средств выразительности рисовальных техник является штрих.
Штрих(нем. Strich от лат. Strictus — "сжатый, узкий, тесный") — изобразительное средство графического искусства.
Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть чёрным или серым. Отвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка.
Штрих
Различные сочетания видов штриха позволяют создавать светотеневые и тональные эффекты, осуществлять пластическую моделировку формы, передавать материальность предметов. Использование одного или разных видов штриха зависит от художественной задачи и передаваемого образа.
При помощи штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать его мягкость или колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.
Штрих создается параллельными линиями одинаковой толщины и наиболее удачными материалами для его исполнения являются графитный карандаш, цветные карандаши, тушь и перо.
Многие исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании. Все сошлись во мнении, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого.
Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети.
Проведенный анализ процесса изображения показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме.
Т.С.Комарова пишет: «Нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни.»
Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств.
Исследователи Т.Г.Казакова, В.Б.Косминская, Н.П.Костерин, Н.Б.Халеозова и др. рекомендуют использовать в детском изобразительном творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов: сангины, соуса, пастели, угля или угольного карандаша.
Техники акварельных мелков, рисунка кистью, монотипии, гравюры на картоне, работы с губкой и матрицами, коллажа:
значительно повышают уровень выразительности детских рисунков,
обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.
На основе изучения философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы можно выделить следующие критерии выразительности образа:
- Композиционное решение,
- Цветовое решение,
- Техника исполнения,
- Передача настроения,
- Эмоциональность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.