Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Образ
человека –
главная тема
в искусстве
цель
Познакомить учащихся с
портретным жанром.
Задачи
Закрепление знаний о жанрах
изобразительного искусства.
Знакомство с историей портрета
Знакомство с видами портретов
Развитие умений анализировать
произведения изобразительного
искусства.
Воспитание чувства прекрасного.
Задача создания портрета
заставляет нас по-новому
увидеть человека, открыть
его для себя. Как
удивительно люди не
похожи друг на друга!
Вроде устроены все
одинаково – глаза, нос,
губы, а всматриваясь в
лица, поражаешься
человеческой
индивидуальности! Особый
путь жизни каждого
Портрет – образ
определённого
реального человека.
Смысл портрета – в
интересе именно к его
личности, наделённой
индивидуальными
качествами.
Для нас всегда
существует
радость
узнавания.
Но что
значит «похож»
или «не похож» ?
Соответственно
форме и
пропорциям
воспроизведены
детали лица –
достаточно ли
этого?
Не менее важно
передать
особенности его
поведения,
манеру держать
себя,
П.-П. Рубенс. ПОРТРЕТ
КАМЕРИСТКИ
ИНФАНТЫ ИЗАБЕЛЛЫ. Фрагмент.
Масло. Фландрия. XVII в.
Искусство донесло до нас
лица разных эпох и
народов. Мы видим их
такими, какими они
представляли себя, но
каждое изображение для
нас – нечто большее, чем
сходство с одним
человеком. В каждом
образе можно увидеть
идеалы эпохи, понимание
окружающего мира,
характер жизни. И это
именно то, что мы
особенно ценим в
портретах. Понимание
жизни художником
обогащает наше
понимание самих себя.
Ф. Липпи. Фрагмент храмовой
Росписи. Фреска. Италия. XV в.
При раскопках в Фаюме,
около Каира, были
найдены дощечки с
портретами,
выполненными
восковыми красками.
Перед поражёнными
исследователями
предстали
ошеломляющие
реалистичные образы
людей, живших две
тысячи лет тому назад.
Их взор обращён к нам,
в их образах явно
преобладание
духовного начала над
телесным.
В Древнем Риме
внимание художников
сосредотачивалось на
особенностях лица –
каждая складка,
морщина или шрам,
выявляли жизненный
путь человека, его
натуру,. Здесь не
заботились о внешней
красоте, но в каждом
портрете подчёркивали
силу духа, суровую
уверенность и волю к
действию.
Портрет императора
Филиппа
Мрамор. Древний Рим. I в.
Византийская
императрица Феодора
явлена в мерцании
мозаики из кубиков
разноцветного стекла –
смальты. Она
изображена на стене
храма во главе
процессии. Эта женщина
имела противоречивый,
яркий характер и
насыщенную событиями
судьбу, но её личные
качества нельзя
усмотреть в отрешенном
выражении царственного
лица, застывшей позе.