– это картины, героями которых являются различные
предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.
С. Павлов. Натюрморт.
К. Моне.
Натюрморт с яблоками и виноградом
Натюрморт
Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века.
Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.
Очень часто натюрморты называли завтраками.
Натюрморты, написанные когда – то художниками, рассказывают нам
не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках.
Завтрак. Хеда В.-К.
Голандия
Натюрморт с ветчиной
Клас П. Нидерланды
Художники изображали самые обычные вещи, но показывали их красоту
и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим
количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много
дичи, рыбы, цветов.
Цветы и фрукты.
Аста Балтазар ван дер. Нидерланды
В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах,
Писали натюрморты, особенно художники постимпрессионизма,
для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сеззанн, Ван Гог).
В. Ван Гог. Подсолнух.
Постимпрессионизм – художественный
стиль в искусстве XIX – начала XX вв.
Художники этого направления не
придерживались только зрительных
Впечатлений, а стремились свободно
и обобщенно передать мир, прибегали к декоративной стилизации.
В русском искусстве изображение мира вещей увлекало очень
многих художников. П. Кончаловский,И. Машков, К. Петров – Водкин …
И. Машков. Натюрморт.
К. Петров – Водкин.
Натюрморт с черёмухой.
Составление натюрморта – акт творческий, в нем проявляются вкусы
и склонности художника.
Интересно смотрятся натюрморты в которых предметы тематически
объединённые и родственные по своему практическому значению.
Размещение предметов должно быть подчинено единому замыслу.
Очень важно решить, при каком освещении выгоднее написать натюрморт:
фронтальное освещение делает тени едва заметными;
боковое хорошо выявляет форму, объём, фактуру предметов;
контражурное освещение придает предметам силуэтные очертания.
Фронтальное
освещение
Боковое
освещение
Контражурное
освещение
Составление натюрморта.
Так же в натюрморте может быть несколько источников освещения.
На полотне «Плоды и свеча» И. Хруцкого тени от предметов, освещенных свечей, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней
определяется идущими от огня свечи. Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится.
И. Хруцкий. Плоды и свеча.
Схема построения
теней от свечи
Композиция натюрморта может быть вписана в любую геометрическую форму:
треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал. Композицию можно развернуть
по горизонтали, по вертикали. Натюрморт лучше смотрится по возрастающей
слева направо – как мы привыкли читать.
Ощущение устойчивости, равновесия, возникает от натюрмортов которые
построены на основе разных фигур с использованием симметрии. Ассиметричное
и диагональное размещение предметов передает движение,
неуравновешенность частей композиции.
Важно, чтобы предметы не загораживали друг друга, но и небыли
разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.
М. Сарьян. Виноград.
Гиллермо Фреска. Натюрморт.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.