«Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…», - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила.
Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее лучших питомцев за границей.
«Меня судьба, отец да мать назначили маршировать», - писал о себе Федотов.
Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного.
Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?
Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.
В одиннадцать лет был отдан в Московский кадетский корпус.
В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838.
Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и прозу, ставил домашние спектакли и рисовал.
П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840.
В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре.
Прогулка. 1837.
Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Работать ему приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способностей к живописи.
Офицер и денщик. 1850 (?).
Он верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества.
Автопортрет. Конец 1840-х
Он пишет серию рисунков нравственно-критического содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше похожие на афоризмы или поговорки.
Магазин. 1844 – 1846.
Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь.
Следствие кончины Фидельки. 1844.
Другой эскиз – «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды.
Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844.
Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.
Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846 – 1847.
Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в 1850 – 1860-е годы, будут заменены фотографиями.
Портрет М.П.Ждановича. 1846 – 1847.
Портрет О.П.Жданович. 1846 – 1847.
Портрет А.П.Жданович. 1846 – 1847.
В 1846 году он написал картину «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», обозначившую начало критического реализма в русской живописи.
Свежий кавалер. 1846.
Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем.
Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом.
Антиномия «быть и казаться», так же как и в «Свежем кавалере», - пружина сюжета картины «Завтрак аристократа» или «Не в пору гость».
Не в пору гость. (Завтрак аристократа). 1849 -1850.
Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя.
Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой назидательности. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна.
Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника.
Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: «Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!»
Карл Брюллов. Автопортрет. 1848.
Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему «подсунуть нечем», чтобы получить «местечко с соком».
В штатском важны чин и званье,
Но важней законов званье.
Впрочем, есть и там места
На которых и спроста
Без особенной науки
Можно греть порядком руки.
Не об жалованья речь –
Совесть можно сбросить с плеч!
Не такие нынче годы.
После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики три картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала «толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…».
Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:
Честные господа, сюда, сюда!
Милости просим, денег не просим:
Даром смотри.
Только хорошенько очки протри.
Начинается, начинается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
А вот извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
«Мужчина! Чужой?
Ой, стыд какой! Ой, стыд какой!..
Век в светличке я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме меня чтут младенцем!..
Ай! Ай, ай! – страм какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой –
Все насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду».
Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским.
Портрет архитектора. Около 1849 г.
Портрет Е.П.Ростопчиной. 1850.
Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник.
Портрет И.П.Жданович за клавесином. Около 1850 г.
Портрет детей Жербиных. 1850-1851.
Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех, но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.
И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица – Николай I и Федотов.
Павел Федотов. Автопортрет.
Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных.
«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах», - сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства.
В том же году П.А.Федотов скончался.
Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.
Литература:
50 великих русских художников. / Москва, 2008.
100 шедевров живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
Ермильченко Н. В. Энциклопедия живописи для детей: Знаменитые полотна русских живописцев. – М.: ООО «Белый город», 2009.
Журнал «Современный урок», № 19-20/2007. Журавлева Е.А., «Павел Андреевич Федотов».
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – 2-е изд., стереотип. /авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Карпова Татьяна, «Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни». Журнал «Крестьянка», №5/1993.
Порудоминский В. И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»; Русское энциклопедическое товарищество, 2009.
Шедевры русской живописи. / Белый город, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.