Уроки изобразительного искусства (презентации для 6 класса)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Иконка файла материала 5 урок Федотов.pptx

П. А. ФЕДОТОВ

Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи.

«Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…», - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила.

Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее лучших питомцев за границей.
«Меня судьба, отец да мать назначили маршировать», - писал о себе Федотов.



Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного.

Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?

Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.

В одиннадцать лет был отдан в Московский кадетский корпус.

В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838.

Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и прозу, ставил домашние спектакли и рисовал.

П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840.

Акварели Федотова привлекли внимание начальства. Его талант был замечен Николаем I, предложившим Федотову уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи.

Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. (Установка офицерской палатки). 1843.

В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре.

Прогулка. 1837.

Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Работать ему приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способностей к живописи.

Офицер и денщик. 1850 (?).

Он верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.

На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.

Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества.

Автопортрет. Конец 1840-х

Он пишет серию рисунков нравственно-критического содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше похожие на афоризмы или поговорки.

Магазин. 1844 – 1846.

Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь.

Следствие кончины Фидельки. 1844.

Другой эскиз – «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды.

Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844.

Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.

Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846 – 1847.

Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в 1850 – 1860-е годы, будут заменены фотографиями.

Портрет М.П.Ждановича. 1846 – 1847.

Портрет О.П.Жданович. 1846 – 1847.

Портрет А.П.Жданович. 1846 – 1847.

В 1846 году он написал картину «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», обозначившую начало критического реализма в русской живописи.

Свежий кавалер. 1846.

Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем.

Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом.

Антиномия «быть и казаться», так же как и в «Свежем кавалере», - пружина сюжета картины «Завтрак аристократа» или «Не в пору гость».

Не в пору гость. (Завтрак аристократа). 1849 -1850.

Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя.

Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью.

Появившаяся в дверях сваха уведомляет о приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином.

К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю незатейливую простоту купеческих нравов.

Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданное, которое поправит его денежные дела.

Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой назидательности. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна.

Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника.

Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: «Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!»

Карл Брюллов. Автопортрет. 1848.

Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему «подсунуть нечем», чтобы получить «местечко с соком».


В штатском важны чин и званье,
Но важней законов званье.
Впрочем, есть и там места
На которых и спроста
Без особенной науки
Можно греть порядком руки.
Не об жалованья речь –
Совесть можно сбросить с плеч!
Не такие нынче годы.

После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики три картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала «толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…».

Задание:

Передайте в наброске двусмысленность ситуации современной жизни

Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:


Честные господа, сюда, сюда!
Милости просим, денег не просим:
Даром смотри.
Только хорошенько очки протри.
Начинается, начинается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.

…Вот извольте посмотреть,
Как справа отставная
Деревенская пряха,
Панкратьевна – сваха,
Бессовестная привираха,
В парчевом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Дескать, жених изволил пожаловать.

И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком,
Он знаком с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять неучтиво.

А вот извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру места:
«Мужчина! Чужой?
Ой, стыд какой! Ой, стыд какой!..
Век в светличке я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме меня чтут младенцем!..
Ай! Ай, ай! – страм какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой –
Все насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду».

И вот извольте посмотреть –
Как наша пташка собирается улететь,
А умная мать
За платье – хвать!

И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице –
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать, до денежек доберусь…

Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные с человеком. Он обладал гениальной наблюдательностью.

Зимний день. Начало 1850-х гг.

Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским.

Портрет архитектора. Около 1849 г.

Портрет Е.П.Ростопчиной. 1850.

Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник.

Портрет И.П.Жданович за клавесином. Около 1850 г.

Портрет детей Жербиных. 1850-1851.

Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех, но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.

В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851 – 1852 гг.

Вдовушка. 1851-1852.

Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы. Известно, что работая над картиной, Федотов написал образ Мадонны, чтобы, по словам самого художника, «добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах».

С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На комоде стоит портрет умершего мужа, которому художник придал автопортретные черты.

Этот мотив не раз встречался в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!».

Анкор, еще анкор! 1851-1852.

К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки» и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге. В картине звучат ноты безысходности.

Этюд к картине «Игроки». 1851.

Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых людей застыли вокруг стола.

Игроки. 1852.

Весной 1852 года им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».

И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица – Николай I и Федотов.

Павел Федотов. Автопортрет.

Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных.


«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах», - сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства.

В том же году П.А.Федотов скончался.

Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.

В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866.

И.Е.Репин. Не ждали. 1884-1888.

И.Н.Крамской. Неутешное горе. 1884.

Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все они о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем-то рассказать, и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.

Литература:

50 великих русских художников. / Москва, 2008.
100 шедевров живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.
Ермильченко Н. В. Энциклопедия живописи для детей: Знаменитые полотна русских живописцев. – М.: ООО «Белый город», 2009.
Журнал «Современный урок», № 19-20/2007. Журавлева Е.А., «Павел Андреевич Федотов».
Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – 2-е изд., стереотип. /авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Карпова Татьяна, «Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни». Журнал «Крестьянка», №5/1993.
Порудоминский В. И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»; Русское энциклопедическое товарищество, 2009.
Шедевры русской живописи. / Белый город, 2006.