Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
Привычно думать, что деревянная церковь – уникальное и
самобытное явление древнерусской культуры. Однако это не так.
На большом пространстве северной, центральной и восточной
Европы в Средние века такие храмы возводились в огромном
количестве. До нашего времени деревянные церкви известны лишь в
трех регионах Европы:
в Норвегии
на Украине
в России
Различия
Сходство
Архитектурная традиция Норвегии в
построении деревянных храмов – самая
древняя. Практически все постройки
XII–XIII вв. Норвежские храмы относятся
к двум типам — базиликальному и
крестообразному в плане.
Храмы Украины более поздние – XVII–XVIII
вв. На Украине и в России используется
срубная конструкция, наращиваемая из
венцов (четырех бревен, врубленных друг в
друга горизонтально). Стилистическое
единство украинской группы основано на
композиции, постепенно поднимающейся от
острой крыши алтарного сруба к шпилю
башни притвора.
Представленные русские деревянные храмы, так
же как и украинские, были построены в XVII–
XVIII вв. Это был последний взлет деревянной
архитектуры во время активной европеизации
Руси. Типология древнерусских деревянных
храмов была сложной и разветвленной, чего
нельзя сказать об украинских или норвежских
церквях.
С точки зрения типологии трехсрубные храмы
более характерные для России, встречаются
и на Украине. Крестообразные в плане –
и в России, и в Норвегии.
Типологического сходства между норвежскими
и русскими или украинскими церквями найти не
удастся, так как каркасная и срубная
конструкции отличаются принципиально.
Вытянутый «готический» силуэт, использование
островерхих башенок и шпилей характерно
и для норвежских, и для украинских храмов.
В Норвегии эти элементы являются подлинно
готическими (XII–XIII вв.), а на Украине усвоены
и переработаны эпохой барокко.
Каскадные крыши предохраняют постройки от
дождя и в России, и в Норвегии. Острый угол
крыши, тоже являющийся своеобразным приемом
для того, чтобы на крышах не задерживался снег,
встречаются повсеместно.
Сложные барочные крыши, напоминающие
колокола, появляются одновременно и в России,
и на Украине.
Норвежские церкви – это ставкирки – каркасные
конструкции, основу которых составляют два огромных
бревна, верхнее и нижнее, с пазами, куда вертикально
вставляются бревна стен. Целиком эта конструкция
лучше всего видна на фотографии церкви в Увдале.
Церковь из с. Увдал. XII–XV вв.
Базиликальный тип норвежского храма
Церковь из с. Хопперстадт. XII в.
Церковь из с. Рейнли. Конец XIII в.
Церковь из с. Боргунд. XII в.
Крестообразный в плане тип норвежского храма
Церковь из с. Лом. XII–XIII вв.
Церковь из с. Увдал. XII–XV вв.
В основном украинские
храмы двухсрубные, в одном
срубе располагается алтарь,
а другой предназначен для
прихожан. Таковы церкви
в Колочаве, Крайникове,
Сокирнице и Коноре.
Церковь из с. Сокирница
Закарпатской обл.
Конец XVII в.
Церковь из с. Колочава Закарпатской обл. XVIII в.
Церковь из с. Крайниково
Закарпатской обл. 1668
Церковь из с. Конора Закарпатской обл. 1745
Более ранняя постройка – храм святого Юра XV в. в
Дрогобыче – трехсрубный.
Церковь из с. Дрогобыч Львовской обл. Конец XV в.
Типология русских деревянных
храмов сложная.
Церковь Преображения
из села СпасВежи
относится к клетскому
(наиболее близкому к
избе) типу храма.
Церковь из с. СпасВежи Костромской обл. 1628
Церковь Преображения из села Козлятьево
относится к ярусному типу храма
(распространенному в средней полосе
России).
Церковь из с. Козлятьево Владимирской обл. 1756
Церковь из села Зачачье
относится к типу восьмерик
от земли с двумя прирубами.
Церковь из с. Зачачье Емецкого рна
Архангельской обд. 1686
Церковь из села Подпорожье
относится к типу кубоватых
церквей, появившемуся
в деревянном зодчестве
в качестве реакции на запрет
патриарха Никона увенчивать
храмы шатрами.
Церковь из с. Подпорожье Онежского рна
Архангельской обл.
Храм из деревни Саунино
относится к типу восьмерик
на четверике (его аналогии
можно найти в каменном
зодчестве эпохи нарышкинского
барокко).
Церковь из с. Саунино Каргопольского рна Архангельской обл. 1665
Задание для учеников
1. Разделите 15 предложенных фотографий по регионам: деревянные храмы
России, Норвегии и Украины.
2. Сформулируйте, в чем своеобразие храма каждого региона как с точки
зрения конструкции, так и с точки зрения декорации.
3. Найдите общие черты в деревянной архитектуре этих регионов.
а) Какие типы храмов встречаются во всех трех регионах, какие в двух, а
какие являются уникальными для той или иной территории?
б) Какие конструктивные и декоративные приемы являются близкими или
общими, а какие — особенными?
11
6
15
8
10
9
4
5
3
1
14
2
7
12
13