Уроки изобразительного искусства – это мастерская творчества, где формируются первые робкие шаги в большой необъятный мир под названием «Культура». Художественное развитие детей в нашем современном обществе не остается без внимания. Это видно по количеству конкурсов, проводимых по изобразительному искусству. Сейчас все больше возрастает интерес к рисунку, детской скульптуре, ко всякому продукту, созданному ребенком. Детское творчество - драгоценный материал для становления новой, возможно, более удачной и целостной культуры, поэтому и столь активно ведется пропаганда художественной деятельности ребят разных возрастов.
« И если
иллюстратор
детских книг,
запомнивший свое
детство,видит
розовых быков,
недоступных
взгляду
равнодушных
людей, для
которых везде и
всюду быки только
черные и тучи
нельзя проткнуть
стрелой, - это
прекрасное
качество
художника »Б.Галанов
Цель:
расширить представления о
видах иллюстраций в книгах;
- привить любовь и уважение к
книге, как виду искусства,
дающего эстетическое
наслаждение;
- систематизировать знания по
теме «Книжная иллюстрация».
Задачи:
познакомить с особенностями
книжной графики;
раскрыть смысл и назначение
иллюстрации, роли художника в
её создании;
использовать иллюстрирование
литературного произведения в
формировании культурно-
изобразительного пространства.
Иллюстрация
illustration (латинское), освещение, проливать свет,
объяснять вид книжной графики.
Иллюстрация вводит
ребенка в созданный
художником мир линий,
красок, делает наглядным
то, о чем рассказывается в
книге - события и
действия; повышает
уровень художественного
восприятия, обогащает
фантазию и воображение.
Виды иллюстраций:
научно-познавательные (карты,
планы, схемы, чертежи и т.д.);
художественно-образные
(истолкование литературного
произведения средствами
книжной графики).
Иллюстрации могут
быть:
пояснительным
изображением к
тексту;
дополняющим
текст;
самостоятельным,
иногда даже
подчиняющим себе
текст.
В зависимости от размера и
расположения в книге бывают
следующие виды иллюстраций:
иллюстрация на обложке;
фронтиспис;
заставка;
концовка;
полосная иллюстрация;
полуполосная;
разворотная;
оборочная рисунки на полях.
Иллюстрация на обложке
«Это яблоко- сказочной
спелости,
Как последний
счастливый обман,
Дарит Вашей
Взрослеющей
Светлости
Христиан».
С уважением – Ганс
Леонид Филатов,
«Подарок Андерсена»
ФРОНТИСПИС (фр. frontispiеce)
заглавная иллюстрация,
помещенная на левой
половине первого
разворота книги
Титульный лист
титул (от лат. titulus
надпись, заглавие),
заглавный лист
издания, на котором
помещают выходные
сведения (заглавие,
фамилии авторов,
наименование
издающих
организаций, место и
год издания и др.).
Заставка –
помещается в начале
части или главы книги
вместе с текстом, как
бы маленькая увертюра
к тексту, говорящая о
главной теме части или
главы.
Полосная, полуполосная
иллюстрация –
располагается внутри
текста. Выбор
формата иллюстраций
определяется в
зависимости от
важности события.
Разворотная иллюстрация
Располагается на двух листах (на
развороте)
Оборочная иллюстрация
маленький рисунок,
окруженный текстом.
Концовка
Помещают в конце
частей, глав или
всей книги. Они
могут быть сюжетно-
тематическими,
орнаментально-
декоративными,
символическими.
Задание урока
Придумать свой образ
Буратино (или другого популярного
и много раз изображавшегося
разными
героя
сказки) и создать его в любой
графической технике (перо, тушь,
акварель, пастель, аппликация).
художниками
« Если ученик в школе не
научился сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет
только подражать ,
копировать, так как мало
таких, которые бы научившись
копировать, умели сделать
самостоятельно приложение
этих сведений»
Л. Н. Толстой