Классный час по теме "Уроки воспитания интереса к профессии". Урок – основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль остается центральной в решении задач раннего проявления интереса к профессиям, закрепления этого интереса и расширения знаний школьников о современном мире профессий.
кл час о профессиях.doc
ВСЕ СЧАСТЬЕ ЗЕМЛИ – ЗА ТРУДОМ
Уроки воспитания интереса к профессии
3й класс
Урок – основная форма организации познавательной деятельности детей, поэтому его роль
остается центральной в решении задач раннего проявления интереса к профессиям,
закрепления этого интереса и расширения знаний школьников о современном мире
профессий.
Задачи профинформационных уроков могут быть сформулированы следующим образом.
1. Систематически вооружать учащихся в доступной для них форме
профинформационными знаниями.
2. Стимулировать к самопознанию, воспитывать потребность в постоянной самооценке
своих реальных возможностей и самовоспитания профессионально важных качеств.
Задачи профинформационных уроков определили их тематику и содержание.
Урок 1. Что такое профессия? Какие бывают профессии?
Урок 2. Профессии родителей.
Урок 3. Кем я хочу быть.
Урок 4. Новые профессии.
Рассмотрим их.
* * *
Тема. “Что такое профессия? Какие бывают профессии?”
Цели. Выяснить уровень знаний учащихся о профессиях; расширить знания детей о мире
профессий; формировать интерес к ним.
Оборудование. Загадки, стихотворения, картинки с изображением людей разных
профессий.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое профессия.
В мире профессий тысячи. Легко ли разобраться в этом многообразии и сделать свой
выбор?
Дети. Нет.
У. При многих обязанностях человека в обществе о нем судят прежде всего по труду на
общее благо. Труд помогает человеку раскрыть свою личность, показать свои способности.
Многие учащиеся теперь не идут в десятый класс, потому что обязательно нужно
закончить только девять. Но они не знают, что на работу сразу устроиться не смогут,
потому что у них нет профессии. Профессия должна быть выбрана по душе, должна
интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость, да и дело будет
спориться.
II. Тема урока
У. Так что же такое профессия?
Д. Профессия – это название человека, который занимается работой.
– Профессия – это кем ты работаешь.
– Профессия – это важная работа.
У. А теперь я скажу вам о том, как надо понимать слово “профессия”. Самым правильным
было последнее определение: “Профессия – это важная работа”. Профессия – вид труда,
деятельности, работы. Может ли человек сразу получить профессию, без подготовки?
Д. Нет. Работать сразу нельзя, надо сначала учиться в университете, институте, училище.
У. Правильно! Итак, можно сделать вывод: профессия – это вид труда, который требует от
человека определенной подготовки, знаний и умений. III. Игра “Путешествие от А до Я”
У. А теперь мы поиграем в игру. Называется она “Путешествие от А до Я”.
Я буду называть букву, а вы – профессию, начинающуюся на эту букву. Давайте начнем с
первой буквы алфавита – А.
Д. Актер, аптекарь, адвокат, архитектор...
У. Вы назвали профессии, которые, может быть, не всем известны. Кто такой адвокат?
Д. Он защищает преступников на суде.
У. А кто такой архитектор?
Д. Архитектор придумывает разные здания, а потом по его чертежам их строят.
У. А теперь буква Б.
Дети молчат.
– Не можете ничего вспомнить? Ну тогда давайте посмотрим на эти картинки.
Учитель демонстрирует картинки с изображением библиотекаря и биолога.
Д. Я еще вспомнила: балерина, бухгалтер, банкир...
У. Буква В.
Д. Врач, водитель, воспитатель...
У. Буква Г.
Д. Грузчик...
У. Буква Д.
Д. Директор, диктор, дублер, доктор...
У. Теперь буква Ж.
Д. Журналист, железнодорожник, жонглер, животновод...
У. Буква З.
Д. Зубной врач, зоотехник...
У. Буква И.
Д. Инженер, иллюстратор...
У. Буква К.
Д. Кассир, киноактер, кондуктор, каменщик, корреспондент.
У. А теперь я загадаю загадку, отгадка которой связана с профессией, начинающейся на
букву К.
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут – положу.
Человеку я служу.
Д. Это кран.
У. А как называется человек, который управляет краном?
Д. Крановщик.
У. А теперь буква Л.
Д. Летчик, лекарь, логопед...
У. А кто такой логопед?
Д. Логопед – человек, который учит детей правильно произносить звуки.
У. Буква М.
Д. Музыкант, машинист, модельер, милиционер, массажист, монтажник...
У. Буква Н.
Д. Наладчик...
У. Буква О.
Д. Официант... У. А вот картинка. Человек какой профессии на ней изображен?
Д. Окулист.
У. Буква П.
Д. Плотник, повар, почтальон, писатель...
У. Я вам покажу инструменты, а вы мне ответите, людям какой профессии они
принадлежат.
Учитель показывает ножницы и расческу.
Д. Парикмахер.
У. А вот три загадки, назовите отгадки.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
Д. Ножницы.
У. Маленькая головка
На пальце сидит.
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
Д. Наперсток.
У. Нос стальной,
Хвост льняной.
Д. Иголка с ниткой.
У. Человек какой профессии связан с этими инструментами?
Д. Портной, портниха.
У. Буква Р.
Д. Режиссер, редактор, рабочий...
У. Буква С.
Д. Сапожник, секретарь, санитар, столяр...
У. Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, а вы ответьте на вопрос, кто построил этот
дом.
На улице Садовой
Дом построен новый.
В нем столько светлых окон!
Считать – не сосчитать!
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме десять этажей,
В доме тысячи людей.
Кто построил этот дом?
Дом, в котором мы живем.
Д. Строитель, стекольщик, слесарь, сантехник...
У. Буква Т.
Д. Телефонист, трубочист, токарь...
У. А вот загадка, отгадка которой подскажет вам профессию, начинающуюся с буквы Т.
Ходит с края да на край,
Режет черный каравай.
Д. Трактор, тракторист...
У. Буква У.
Д. Угольщик, учитель, уборщица...
У. Буква Ф. Д. Фотограф, футболист, фехтовальщик.
У. Есть еще одна очень интересная профессия, название которой начинается с буквы Ф.
Это фармацевт. Кто знает, чем занимается человек этой профессии?
Дети молчат.
– Фармацевт, ребята, это человек, который работает в аптеке и делает лекарства.
Следующая буква Х.
Д. Художник, химик...
У. Ребята, о людях какой профессии говорится в этом стихотворении?
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Д. Хлеборобы...
У. Буква Ц.
Д. Циркач, цветочник...
У. Буква Ч.
Д. Чертежник...
У. Если вы ответите на загадку, то вспомните еще одну профессию, начинающуюся на
букву Ч.
Мы дни не спим,
И ночи мы не спим.
И дни, и ночи
Мы стучим, стучим, стучим.
Д. Часы, часовщик...
У. Буква Ш.
Д. Швея...
У. Я вам загадаю еще одну загадку, а вы угадаете профессию, название которой начинается
с буквы Ш.
Что за чудо этот дом,
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Д. Это автобус.
У. Подумайте хорошенько: человек какой профессии связан с автобусом, да и с любой
другой машиной?
Д. Шофер...
У. Буква Э.
Д. Электрик, электромонтажник, экскаваторщик...
У. Буква Ю.
Д. Юрист...
У. Кто может объяснить, кто такой юрист?
Д. Это человек, который изучает законы...
IV. Подведение итогов
У. Вот и совершили мы путешествие в мир профессий. Вы узнали для себя чтонибудь
новое?
Д. Я узнала, кто такой фармацевт... – Я узнал, чем занимается логопед...
– А я увидела, что есть очень много разных профессий. И все они нужные...
– Нужно начинать выбирать профессию...
V. Домашнее задание
У. К следующему занятию узнайте у родителей, где они работают, чем занимаются. Было
бы очень хорошо, если бы вы принесли рисунки, фотографии, награды родителей.
* * *
Тема. “Профессии родителей”
Цель. Расширить представление детей о профессиях.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем еще много интересного о профессиях: вы
расскажете, где работают ваши родители. Как вы думаете, почему дети должны знать о
профессии родителей?
Дети. Если все в семье будут заниматься одним делом, то можно много сделать
хорошего...
У. Может быть, комуто понравится профессия родителей и он захочет, когда вырастет,
заниматься этим же делом. Давайте послушаем рассказы о профессиях ваших родителей.
Маша. Моя мама работает в ателье. Она шьет одежду. Ее профессия – швея. К моей маме
приходят разные люди и делают заказы, и она шьет то, что ей заказали. Я нарисовала
мамино ателье.
Девочка показывает рисунок и объясняет его:
– В одной комнате она шьет, гладит, пришивает пуговицы, а в другой – люди примеряют ту
одежду, которую мама сшила. Папа работает в “Рембыттехнике”. Он чинит домашнюю
технику: пылесосы, утюги, стиральные машины.
У. А теперь давайте продолжим разговор о профессиях ваших родителей.
Илга. Моя мама работает в музыкальной школе. Ее профессия – учитель музыки. К ней
приходят дети, она учит их петь и играть на пианино. А папа работает на корабле, он ходит
в море. Если на корабле случается поломка машины, то он ее ремонтирует.
У. А как называется профессия твоего папы?
Илга. Механик.
У. Это очень нужная профессия.
Юра. У меня папа – военный летчик. Это очень интересная работа, но и очень тяжелая.
Она интересная, потому что папа летает по всей стране и за границу. Он видел многие
страны.
У. А кем работает твоя мама?
Юра. Моя мама – продавец. Она работает в продовольственном магазине.
У. Оля тоже приготовила рассказ о профессии своих родителей. Давайте ее послушаем.
Оля. Моя мама работает на фирме. Она – главный бухгалтер. У мамы отдельный кабинет,
в котором есть компьютер. Мама заносит в него всю информацию. Папа работает там же на
складе. Он – грузчик. Его работа – разгружать машины, которые привозят разный товар,
или, наоборот, загружать их.
У. Давайте рассмотрим рисунки, которые нарисовали ребята к уроку.
Дети рассматривают выставку рисунков, подготовленную к уроку, и рассказывают о
профессиях своих родителей.
– Спасибо, ребята, все ваши рассказы были очень интересными и поучительными. Сегодня
вы узнали о многих профессиях, поняли, как они важны. В заключение я хочу прочитать
стихотворение Брюсова “Работа”. Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота.
Работай без лишнего счета,
Все счастье земли – за трудом!
III. Домашнее задание
У. Подумайте о том, кем бы вы хотели стать, когда вырастете, почему вы решили выбрать
именно эту профессию, а не другую. Постарайтесь подобрать книжки о выбранной
профессии или иллюстрации, на которых были бы изображены люди, занимающиеся
работой, которая вас заинтересовала.
* * *
Тема. “Кем я хочу быть”
Цель. Формировать у детей первоначальный интерес к какойлибо профессии.
Оборудование. Книги и иллюстрации, принесенные детьми с целью “защиты” выбранной
ими профессии.
Ход урока
Учитель. На прошлом занятии мы с вами познакомились с профессиями ваших родителей.
Теперь поговорим о том, кем вы хотите стать, есть ли у вас семейные династии и что
означает это слово.
Маша. Я хочу стать стюардессой, потому что они бывают в разных странах, а это очень
интересно.
У. Да, это очень интересная, но очень сложная работа. Подумай, ведь стюардесса целый
день на ногах, она должна улыбаться и быть вежливой с пассажирами, даже если ей плохо
или у нее нет настроения. Стюардессы должны знать иностранный язык, уметь оказывать
медицинскую помощь...
Маша. Да, я както не думала об этом.
У. Ребята, надо очень внимательно выбирать себе профессию и думать о том, что каждая
профессия требует от человека большого труда.
Наташа. Я хочу стать учительницей. Мне нравится эта работа, потому что я хочу, чтобы
дети были умные, чтобы они писали и считали хорошо. Я хочу приучать их к порядку.
Таня. Я тоже хочу стать учительницей. Мне нравится эта работа, потому что я люблю
детей. Мне нравятся и другие профессии, но больше всего эта. Я хочу учить детей
русскому языку и математике, потому что мне нравятся эти уроки.
У. Вот видите, какая, оказывается, интересная профессия. Правильно, чтобы стать
хорошим учителем, надо обязательно любить детей.
Лена. А я хочу стать воспитательницей. Мне нравятся дети, и я люблю за ними ухаживать.
Мне очень хочется играть с ними, а еще я очень хочу читать им сказки.
У. Наташу, Машу и Лену интересуют профессии учителя и воспитателя... Это очень
хорошо...
Оля. Я хочу стать парикмахером, потому что мне нравится, когда люди ходят красивые и у
них хорошее настроение.
Илга. Я хочу быть так же, как и мама, учителем музыки, потому что я люблю играть на
пианино.
У. Если в семье есть несколько человек, которые занимаются одним и тем же делом, то
говорят, что в семье образовалась трудовая династия.
Учитель записывает на доске слово “династия”. – “Династия” – греческое слово, его употребляют в том случает, когда хотят сказать о
тружениках, передающих из рода в род свое мастерство. Вот и Илга хочет, чтобы у нее в
семье образовалась династия. А теперь давайте послушаем рассказ Юры.
Юра. Я хочу стать военным летчиком, потому что мне нравится летать на самолете. Это
очень интересно.
У. Профессия летчика – очень важная и ответственная. Мы надеемся, что ты сумеешь
преодолеть все трудности.
Саша. У каждого человека есть своя мечта. Моя мечта стать милиционером. Эта
профессия необходима всегда. Мне хочется защищать людей, чтобы они в любое время
могли спокойно ходить по улицам города. Я постараюсь справиться с любыми
трудностями.
У. Ребята, вы хорошо рассказали о профессиях, которые вас интересуют. Со временем вы
еще больше узнаете о них. А может быть, вы передумаете, заинтересуетесь другой
профессией. Это не важно, главное, чтобы профессия была каждому по душе.
Для того чтобы правильно выбрать профессию, надо о многом подумать. Расскажу вам о
том, как я стала учительницей.
Эту профессию я выбрала еще в детстве. И неудивительно, ведь моя мама – мой первый
учитель. Я до сих пор помню, как она – аккуратная и подтянутая – входила в класс. Меня
поражало ее терпение, умение не сердиться на ученика, когда он чтонибудь не понимает.
Мама была строгая, но справедливая. Она привила мне любовь к профессии, любовь к
детям.
Подумайте, что же нужно каждому из вас делать, чтобы побольше узнать о выбранной вами
профессии...
Дети. Читать книги...
– Слушать рассказы о профессиях...
– Разговаривать с людьми разных профессий...
– Ходить на завод, в мастерскую, чтобы увидеть, как работают люди...
– Помогать учителю...
– Хорошо учиться...
* * *
Тема. “Новые профессии”
Цель. Познакомить детей с новыми профессиями1.
Ход урока
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми профессиями. Многие из вас
слышали их названия, но не все, наверное, знают, что они собой представляют. Ребята, кто
из вас знает, что такое биржа?
Дети молчат.
– Биржа – место, где покупают, продают, заключают сделки, подписывают договора,
подбирают клиентов для новых сделок.
В самом общем понимании биржа – одна из форм рынка. Но не того, на котором мы
покупаем овощи и фрукты или чтото вкусное для праздничного стола. На обычных
городских рынках товар покупают в небольших количествах – штуками, килограммами.
На бирже торговля идет оптом, то есть большими партиями. Сделки здесь заключаются
обычно между предприятиями и организациями, между теми, кто имеет товар, и теми, кто
желает его приобрести. Посредниками между продавцами и покупателями выступают
биржевые служащие – брокеры. Их работа состоит в том, чтобы как можно быстрее свести
продавца с нужным ему покупателем и помочь заключению взаимовыгодной сделки, от
которой биржа получит свою часть дохода. Менеджер – человек, обладающий специальными знаниями в области производства,
реализации определенного вида товара. Ребята, а какие еще новые профессии вы знаете?
Дети. Бизнесмен, коммерсант, предприниматель...
У. Правильно. Бизнесмен, предприниматель – это люди, которые занимаются бизнесом.
Бизнес в переводе с английского – дело, занятие. Под бизнесом понимается любой вид
деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды.
Коммерсант – лицо, занимающееся коммерцией. Раньше в русском языке для обозначения
этого человека использовалось слово “купец”. Теперь все лучшее, связанное с
деятельностью купечества, постепенно возрождается. Своевременно доставить товар туда,
куда нужно, и в том количестве, в котором требуется, – главная задача в деятельности
коммерсанта.
В заключение давайте поиграем в игру, которая называется “Менеджер” (можно
использовать и игру “Шанс”).
Эти игры помогут расширить знания о том, чем занимаются люди новых профессий.
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Уроки воспитания интереса к профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.