Уровни языка. Связи и отношения в языке между языковыми единицами

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 25.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уровни языка. Связи и отношения в языке между языковыми единицами
Иконка файла материала Еремина.pptx

Уровни языка.
Связи и отношения в языке между языковыми единицами

Еремина Виктория Владимировна,
учитель русского языка и литературы

Теория иерархии уровней опирается на идею одновекторного иерархического строения языковой структуры. Наиболее четко она была сформулирована Э. Бенвенистом. Он исходил из того, что еди­ницы языка планом выражения опираются на низший уровень, а планом содержания входят в высший уровень. Такое понимание языковой структуры допускает только одно на­правление анализа - от низшего уровня к высшему, от формы к содержанию.

Уровень языка - это основной ярус языковой системы, который представлен совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, которым подчиняются его использование и классификация. Ярусы языка реализуются в постоянном взаимодействии.

Принципы различения уровней следующие: 1) единицы одного уровня должны быть однородны; 2) единица низшего уровня долж­на входить в состав единицы высшего уровня; 3) единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных чем они сами, структур; 4) единицы любого уровня должны был знаками языка.

Основные и промежуточные ярусы (уровни) языка

Фонетико-фонологический уровень

Конституционная единица - звук, фонема. Этот уровень связан с графикой, т.е. с реализацией звука на письме. Фонетический анализ слова, умение распознавать звуки слабой и сильной позиции позволяют придерживаться орфографических норм. Таким образом, фонетика, фонетические единицы языка тесно связаны с орфографией. Пример — Любовь [ф'].

Фонема - членораздельный, или дискретный, звук, генетически его формирование органически связано с образованием дискретных единиц мысли, значений.

Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ) считает, что фонема как тип звука реально существует в виде своих оттенков; представители Московской фонологической школы (МФШ) полагают, что фонема реализуется в своих вариациях и вариантах. Зарубежные лингвисты в большинстве своем согласны с тем, что фонема манифестируется в аллофонах.

Фонема - абстракция, но абстракция с реальностью, предполагающая свое конкретное материальное воплощение и обязанная своим статусом в фонологической системе наличию различительных признаков этой материальной, звуковой реальности.

Морфемно-морфологический уровень

Морфология изучает части речи. Любое слово, кроме звукоподражательных и междометий относится к той или иной части речи, знание об особенностях каждой из которых позволяет нам адекватно воспринимать слово в многообразии морфологических признаков. Морфологический разбор — это всегда доказательство принадлежности слова к определенной части речи. Здесь важна взаимосвязь лексики с синтаксисом: определив часть речи, мы можем идентифицировать как член предложения.

Морфемы самостоятельно не употребляются в предложении, не являются тем самым номинативными или коммуникативными единицами языка. Они служат для образования слов и словоформ. Выделяются знаменательные морфемы (корни) и служебные (аффиксы). В свою очередь аффиксы подразделяются на словообразовательные и словоизменительные.

Морфема - явно выраженный показатель классификационной природы слова.

Грамматические категории - это предельно отвлеченные грамматические понятия, которые часто не замыкаются пределами одной части речи. С помощью категорий осуществляются сквозные грамматические классификации, охватывающие разные части речи и доказывающие тем самым единство грамматической системы языка

Лексико-семантический уровень

Главной КЕ этого уровня является слово как носитель лексического значения кроме него, к этому уровню относятся также приравниваемые к слову - по характеру своих значений и выполняемым функциям - неоднословные вторичные единицы языка: фразеологизмы, лексикализованные номинативные и предикативные сочетания слов, а также аббревиатуры.

Лексико-семантический уровень аккумулирует и закрепляет итоги познавательной деятельности говорящего коллектива, выработанные в практике общения понятия. В силу этого лексико-семантический уровень существенно отличается от всех других уровней.

Слово - знак большого обобщения, выполняющий в языке различные семантические и грамматические функции (номинативную, Предикативную, образную, характеристическую и др.). Поэтому вполне естественно и закономерно, что со словом могут совпасть семантически и функционально и быть соотносительными различного рода устойчивые сочетания слов.

Отношение слова и фразеологизма было в центре внимания фразеологов со времени формирования фразеологии как отдельной лингвистической дисциплины.

Особое место на лексико-семантическом уровне занимают глагольно-именные сочетания. Это весьма продуктивный класс лексически расчлененных устойчивых предикатов, в большинстве своем коррелятивных глаголу (участвовать = принимать участие, помогать = оказывать помощь, влиять = оказывать влияние и т. п )

Синтаксический уровень

КЕ синтаксического уровня являются словосочетание и предложение. Синтаксис, как раздел грамматики, не занимается описанием и анализом конкретных смыслов этих единиц; теоретически и практически они неисчерпаемы. Предметом изучения синтаксиса являются отвлеченные модели строения этих единиц и их типовые значения, закрепленные в системе языка.

Наиболее признанной, теоретически цельной является концепция словосочетания В.В. Виноградова. Словосочетание - номинативная единица, подобная слову; оно представляет собой строительный материал, из которого образуется предложение. Форма словосочетания зависит от грамматически главного, стержневого слова. Словосочетание - это, в сущности, семантическое распространение этого слова на основе его морфологических свойств.

Предложение - это коммуникативная единица языка. Подобно другим основным единицам языка, предложение имеет много определений. В качестве рабочего мы воспользуемся определением В.В. Виноградова: «Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная (т. е. неделимая далее не речевые единицы с теми же основными структурными признаками) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Парадигматические отношения – это отношения между единицами одного уровня, которые объединяются в классы на основе какого- то тождества (т.е. наличия какого-то сходства) и различия. Члены одной парадигмы противопоставлены друг другу, находятся в отношении оппозиции. например, парадигма падежных форм существительного, парадигма временных форм глагола и т.д.

Синтагматические отношения.
Синтагматика – это сочетаемость единиц одного уровня друг с другом и последовательность единиц одного уровня в речи. Сочетание двух слов образует словосочетание. Словосочетания могут входить в состав предложения, сочетаясь друг с другом по определенным правилам. Синтагматические отношения сравниваются часто с логическими отношениями конъюнкции (отношения «и – и»). 

 Иерархические отношения.
Отношения между единицами разных уровней. Менее сложные единицы низших уровней входят в единицы высших. Это отношения между неоднородными элементами разных уровней языковой системы их подчинения друг другу как частного и общего, родового и видового, низшего и высшего.

Деривационные отношения.
Деривация – образование языковых единиц всех уровней. Дериват – производное.
Деривационная единица представляет собой процесс преобразования языковой единицы, принимаемой за исходную, с помощью существующего в языке средства; например, существительное лес является исходной единицей для образования слова лесник с помощью суффикса.