Устный журнал «Эта хрупкая планета»

  • doc
  • 02.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эта хрупкая планета.doc

Устный журнал «Эта хрупкая планета»

Само понятие экологической культуры многогранно и включает различные аспекты взаимоотношений человека с природой. Устный журнал - одна из форм экологического воспитания школьников, включающая развитие познавательной деятельности, внимания, концентрации на важных и актуальных темах.

Задачи:

  познакомить школьников с понятием «экология» и ее составляющими;

  обратить внимание на существующих и возможных экологических проблемах;

  воспитать чувство ответственности за окружающую среду;

  развить познавательный интерес к различным про­явлениям природы.

Оборудование: мультимедийный проектор, му­зыкальное оформление, сигнальные карточки.

 

Введение в тему

Мы речь свою ведем о том.

Что вся Земля - наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом,

Мы все с рожденья в нем живем,

Еще о том ведем мы речь.

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Ведущий 1. Наша планета называется Земля. Ее ос­вещает солнышко, поэтому на ней свет­ло, ее окружает слой озона, поэтому есть кислород, которым дышит все живое, на ней есть вода - поэтому есть жизнь.

Экологическая катастрофа. Черная страница

 

Ведущий 2. Катастрофа - событие с несчастными, трагическими последствиями! Экологи­ческая катастрофа - разрушительное воз­действие на окружающую среду.

Ведущий 3, Загрязнение морей и океанов.

Ведущий 4. Загрязнение околоземного космического пространства.

Ведущий 1. Выброс в воздух вредных веществ из котельных, автопарков, химических и ремонтных заводов, выброс радиоактив­ных отходов.

Ведущий 2. Пролив и утечка горюче-смазочных ма­териалов.

Ведущий 3. Загрязнение почвы.

Выходят чтецы. Под музыку звучит стихотворение

Чтец 1

Прощай, XX век, Ты стал великой былью. Мы верили в тебя. Когда ты был неправ.


Чтец 2

Прощай XX век, Ведь мы тебя любили. Прости своих детей За их нелегкий нрав.

ЧтецЗ

Прощай, XX век. Убогий и прекрасный, Прощай, XX век, В безмерной высоте.

Чтец1

Прощай, XX век. Великий и ужасный, Мелькнувщий над Землей В крови и нищете...

Чтец 2

Прощай, XX век. Святоша и безбожник. Обманщик и мудрец. Философ и факир.

Чтец 3

Прощай, XX век. Убийца и художник. Оставишь ли в живых Безумный этот мир?!

Красная книга. Красная страница

 

Ведущий 4

Охраняется Красною книгой   . Столько редких животных и птиц. Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц.

Ведущий 1

Чтоб пустыни нагрянуть не смели. Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи. Охраняются даже цветы.

Ведущий 2

И тревога за жизнь неуаанна. Чтоб не сгинуть в космической мгле, Исчерпаемы все океаны, Исчерпаемо все на Земле.

Ведущий 3

Мы леса и поля обижаем. Стонут реки от горьких обид.

И себя мы прощаем, и себя мы прощаем. Но грядущее нас не простит.

Ведущий 1

Красная книга - красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Все живое хранить зовет. Пусть зовет не напрасно Красная книга. Красная книга!

Ведущий 2 Мы видим  чудесных животных, великолепные растения. Как мало на Земле остается прекрасного! Все чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это -единый живой организм, который тоже имеет право на существование, хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует боль, страх, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.

Все в мире взаимосвязано, продуманно, и наша задача, задача человечества, — не допускать исчезно­вения разных видов животных и растений.

Целебное лукошко. Зеленая страница.

 

Ведущий 3. Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают только те, которые помо­гают им излечиться от разных болез­ней.

Ведущий 4. Он начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называ­ли травниками: изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах трав и цветов, кото­рые нам помогают излечиться от разных недугов.

 

 

Ведущий 1

Когда ты входишь в лес,

Где все нам с детства мило.

Где чистым воздухом приятно так дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.

 


Ведущий 2

Лес - как сказочное царство,

Там кругом растут лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну а чем и как лечить.

Мы вас можем научить.

 

Ведущий 3. Сейчас мы будем вам загадывать загад­ки. Ваша задача - угадать, о каком рас­тении идет речь, и назвать его целебные свойства.

Загадки

Стоят кругом сеарички -Желтые глазки, белые реснички. (Ромашка. Помогает при простуде, жаре, зубной боли.)

Называют «ноготки» Цвета желтого цветки.

(Календула. Применяется при порезах, ожогах, га­стрите, заболеваниях печени.)

На небольших аолбах подряд

Лампы белые висят.

Расцветает он весной.

Только снег сойдет лесной.

(Ландыш. Растение ядовитое, но лекарственное. Препараты, которые готовят из листьев, цветов и се­мян, укрепляют сердце и улучшают его работу, дейст­вуют как успокоительное средство.)

Дикой розой называют.

Как лекарство применяют.

(Шиповник. Если регулярно пить отвар из шипов­ника, который содержит много витамина С, то грипп, ангина и другие простудные болезни вам не страшны.)

Ведущий 4

Увидел молодой росток -                         ,   .

Не трогай и не рви. Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года, и будет там Целебная трава.

Ведущий 1

Лес зеленый охраняй,             

Никого не обижай! Не губи деревья ты. Сохрани в лесу цветы!

Ведущий 2

Ты, человек, Смотри не подкачай!

Правдивым быть

И добрым обещай.

Не обижай ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса.

Простор полей-

Все, что зовется родиной твоей!

 

 

Знатоки природы. Желтая страница

 

Ведущий 3. На этой странице нашего журнала вас ждет викторина!

 

Викторина

1. Задание: поднять сигнальные карточки с пра­вильным ответом - {А, Б или В).

•  Какое животное в сказках превращается в царевну?

A.    Лягушка.
Б. Корова.

B. Лиса.

•  Какая птица кричит громче всех?

A. Курица.
Б. Ворон.

B. Павлин.

•  О каком животном написана повесть «МyMy»?

A. Муха.
Б. Корова.

B. Собака.

•  Сколько ногу паука?

A. 4.
Б. 6.

B. 8.

•  Какой породы был пес Артемон?

Л. Лайка. Б. Пудель. В. Такса.

•  О каком животном говорят «быстроногий»?

A. Кролик.
Б. Олень.

B. Верблюд.

•  Зачем змее язык?

A. Дразниться.

Б. Чувствовать запах.

B. Жалить.

•  У кого уши на ногах?

A. Кузнечик.
Б. Лягушка.

B. Рыба.

•  Какая рыба самая большая?

A. Синий кит
Б. Рыба-меч.

B. Китовая акула.

•  Где содержат змей?

A. Аквариум.
Б. Террариум.

B. Ванна.

В какой стране корова - священное животное?

A. Индия.

Б. России.

B. Франция.

2. Задание: дать полный ответ на вопрос. Стрекоза вредное или полезное насекомое? Чем пи­тается? (Полезное, она хищник и питается мелкими насекомыми.)

Зачем нужны змеи, ведь они опасны? (Приносят больше пользы, чем вреда, так как уничтожают ог­ромное количество вредных грызунов, а их яд ис­пользуется в медицине.)

Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? (Для кого-то они являются лекарством.) Кто трижды родится, прежде чем станет взрослым? (Бабочка: кокон, гусеница, бабочка.) Что случается с пчелой, после того как она кого-ни­будь ужалит? (Пчела погибает.)

 

3. «Хвостатая викторина». Задание: ответить на предложенные вопросы.

  Этому замечательному прыгуну его хвост помогает держать равновесие. (Кенгуру.)

  На хвосте этого представителя семейства кошачь--, их есть пушистая кисточка, а в ней острый коготь. (Лев.)

  Ее хвост похож на хлыст, им здорово отгонять куса­чих насекомых. (Корова.)

  Ее пушистый рыжий хвостик весело мелькает между зеленых веток и служит своей хозяйке парашютом во время прыжков. (Белочка,)

  У этого великана нос гораздо длиннее, чем хвост. (Слон.)

  Для этого речного строителя его хвост является и рулем, и веслом, в нем же он накапливает жир на зиму. (Бобер.)

  Это животное легко узнают по кольцам на его хво­сте, число которых колеблется от 5 до 10. (Енот)

  Этот прыгучий зверек имеет голову зайца, туловище и передние лапы мыши, задние лапы птицы, хвост льва. (Тушканчик.)

  Хвост этих грызунов является отличным средством для добывания пищи из малодоступных мест: хвост просовывается, окунается в сладость, а затем обса­сывается. (Мыши и крысы.)

  Голос у этой птиць[ самый неприятный, зато хвост самь[й красивый. (Павлин.)

  Перья из хвоста этой птицы индейцы носят на голо­ве. (Орел.)

  Она не боится потерять хвост, потому что обязатель­но вырастет новый. (Ящерица.)

 

 Книги рекордов Гиннесса: Синяя страница

 

Ведущий 4. Ответь, послушай, запомни!

Ведущие задают вопросы. Школьники на них отве­чают, а затем слушают и запоминают интересную ин­формацию о названном животном.

Ведущий 1. Самое большое животное на Земле? (Кит) Он - млекопитающее, а не рыба, дышит не жабрами, а легкими. Всего 86 видов. Самый большой - голубой или синий. Его длина примерно 33 метра. На его спине могут уместиться несколько слонов.

Ведущий 2. Самые страшные или самые древние ры­бы на земле? (Акулы.) Акулы появились 400 миллионов лет назад, раньше, чем динозавры. Насчитывается более 350 видов.

Ведущий 3. Самый быстрый зверь? (Гепард.) В пере­воде означает «собака-кошка». Развива­ет скорость до 1 20 километров в час.

Ведущий 4. Самая крупная кошка? (Тигр.) Амурские тигры достигают в длину 3,5 метров, ве­сят более 300 килограммов.

Ведущий 1. Самая маленькая птичка? (Колибри.) Их насчитывают400-500 видов. Самые ма­ленькие - величиной со шмеля. Съедают пищи в 2 раза больше своего веса.

Ведущий 2. Самая большая змея? (Анаконда.) Оби­тает в Южной Америке, Самая длинная -8,5 метра.

Ведущий 3. Самая крупная птица? (Страус.) Дости­гает высоты 2,5 метра, весит примерно 100 килограммов, развивает скорость до 50 километров в час.

Ведущий 4. Самый большой зверь на суше? (Слон.) Индийский слон весит 5-6 тонн, африкан­ский - 7-8 тонн, живут слоны 60-70 лет.

антомима. Рекламная страница

Ведущий 1

Нам солнце улыбнется веселей,

И каждый день нам радостным покажется,

Когда пройдут по всей родной земле

Отряды наших саженцев.

Так добрые волшебники -леса -

Похожи на поэтов и художников!

Природа дарит людям чудеса,

А мы - ее помощники.

Школьникам дается задание: изобразить поведе­ние человека во время разных природных явлений: ветра, дождя, мороза, жары, цунами.

Размышления по поводу... Голубая страница

Показывается инсценировка стихотворения Е. Шкловского «Я обнял глобус». Сцена оформлена как кабинет географии: парты, карты, глобус. Стихотворение читают один или несколько чтецов, сидя за партами.

 

Я обнял глобус - шар земной. Один - над сушей и водой. В руках моих материки Мне тихо шепчут: «Береги!»

В зеленой краске лес и дол Мне говорят: «Будь с нами добр. Не растопчи нас, и не жги. Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река. Свои лаская берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:                

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги,

Как старший брат, нас береги».

Я обнял глобус - шар земной, И что-то сделалось со мной, И вдруг шепнул я: «Не солгу, Тебя, родной мой, сберегу».

 

Письмо в редакцию. Белая страница

 

Ведущий 2

У всех у нас есть мать одна По имени Природа!

у ней для всех хватает доброты, И мы живем, запечатлев навеки В душе ее прекрасные черты,— , Поля, луга, леса, моря и реки.

Ведущий 3

Моя планета - человека дом.

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава - океан?!

Где вся природа поймана в капкан.

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу...»?

Ведущий 4

Что же натворил ты с природой? . Как теперь ей смотреть в глаза? В темные отравленные воды, В пахнущие смертью небеса.

Ведущий 1. Человек! По твоей вине гибнут не толь­ко птицы, звери, но и вся природа. И то, что уже сделано, нельзя исправить никаким раскаянием. Раскаяние очи­щает душу и закаляет ее для борьбы с новыми искушениями, но прошед­шее - непоправимо. Мало - не делать зла: нужно делать добро. Только тогда ты будешь счастлив и спокоен. В мире и так много страданий, и, причиняя зло, ты даешь ему силу, а сила эта нужна до­бру. Делай добро!

 

Клятва юного эколога. Оранжевая страница

 

Ведущие предлагают ребятам послушать и вместе произнести Клятву юного эколога.

Клятва

Я, юный гражданин России, клянусь:

любить и беречь окружающую среду;

всегда помогать растениям и животным;

не разводить огонь в лесу;

не нарушать покой лесных обитателей;

не разорять птичьи гнезда и муравейники;

не обращаться жестоко с животными;

не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.