Антонимами могут быть:
имена существительные (друг – враг, работа – отдых, день – ночь);
имена прилагательные (хороший – плохой, твёрдый – мягкий);
глаголы (сесть – встать, смеяться – плакать, любить – ненавидеть);
местоимения (все – никто, этот – тот);
предлоги (в – из, над – под, перед – за, благодаря – из-за).
У многозначных слов каждое значение слова может иметь свою антонимическую пару:
лёгкий вес – тяжёлый вес говорит тихо – говорит громко
лёгкая боль – сильная боль на улице тихо – на улице шумно
лёгкая задача – трудная задача едет тихо – едет быстро
лёгкий ветер – сильный ветерАнтонимы 10 класс
4. Антонимы 10 класс.docx
Тема урока: Антонимы.
10класс. «____» __________________ 2017й год
познакомить учащихся употреблением антонимов в речи; научить различать
Цели урока:
А) образовательная:
лексическое и грамматическое значение слова по теме «Антонимы»;
Б) развивающая:
В) воспитательная:
различать прекрасное в мире;
развивать знания по теме; расширить словарный запас учащихся по данному материалу;
воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка; воспитывать умения
Задачи урока (образовательные компетенции):
А) Речевые компетенции: понимать прослушанный текст со значительным преобладанием знакомой
лексики, сообщения разговорнообиходного характера;
Б) Лингвистическая компетенция: Правильно использовать ударение, интонационные модели,
простые грамматические формы и синтаксические конструкции в коммуникативных ситуациях;
В) Компетенция самосовершенствования : стремиться изучать русский язык, совершенствовать
свои знания и умения;
Оборудование: плакаты, раздаточный материал, словари (толковый, словарь антонимов)
I.
II.
Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного ученика;
ХОД УРОКА:
Повторение пройденного:
1. Проведение повторительной вопросноответной беседы по пройденному материалу темы
«Антонимы»;
2. Проверка домашнего задания – Упр. 9. Рассказать о том, как восходит солнце в горах,
употребив синонимы, использованные автором в тексте «В Алтынсайской долине»
(проверка учителем, взаимопроверка тетрадей учащимися и работа у доски);
III.
Объяснение нового материала:
Ознакомление с теоретическим материалом темы:
Слова с противоположным значением называются антонимами.
Антонимами могут быть:
имена существительные (друг – враг, работа – отдых, день – ночь);
имена прилагательные (хороший – плохой, твёрдый – мягкий);
глаголы (сесть – встать, смеяться – плакать, любить – ненавидеть);
местоимения (все – никто, этот – тот);
предлоги (в – из, над – под, перед – за, благодаря – изза).
У многозначных слов каждое значение слова может иметь свою антонимическую пару:
лёгкий вес – тяжёлый вес
лёгкая боль – сильная боль
лёгкая задача – трудная задача
лёгкий ветер – сильный ветер
говорит тихо – говорит громко
на улице тихо – на улице шумно
едет тихо – едет быстро
Закрепление пройденного материала:
IV.
Выполнение упражнений:
Упражнение 1. Подберите антонимы к данным существительным и прилагательным. Укажите род
выделенных слов. Составьте с ними словосочетания. Образец: утро – вечер, умный – глупый.
День, сила, холод, молодость, смелость, война, друг, храбрость.
Высокий, широкий, чистый, горячий, весёлый, добрый, хороший, богатый.
Упражнение 2. Подберите антонимы к данным глаголам и наречиям.
Образец: радоваться – печалиться, много – мало.
Смеяться, работать, радоваться, найти, сесть, молчать, жить, приходить.
Много, плохо, далеко, зимой, справа, туда, здесь, вверх, грустно. Упражнение 3. Подберите антонимы к слову «свежий» в словосочетаниях
свежее утро, свежая газета, свежий хлеб, свежий огурец, свежее молоко, свежая рубашка, свежий
вид.
Слова для справок: чёрствый, вчерашний, кислый, усталый, душный, солёный, грязный.
Упражнение 4.Спишите, вставив подходящие антонимы.
1. Даврон встал со стула и … на диван. 2. Это упражнение было не простое, а … . 3. В комнате было
тихо, а на улице … 4. Оля была грустная, а Наташа … . 5. Ночь была холодная, а день был … .
Упражнение 5.Ответьте на вопросы отрицательно, употребив антонимы.
Образец: Это твой старший брат? – Нет, это мой младший брат.
1. Мансур и Сергей вчера поссорились? 2. Твоя сестра любит детективы? 3. Тренер сегодня вас
ругал? 4. Ты встречаешь когонибудь на вокзале? 5. Наши спортсмены выиграли?
Слова для справок: помириться, ненавидеть, запретить, хвалить, провожать.
Упражнение 6. Замените предложения о зиме предложениями о лете, использовав антонимы.
Наступила холодная зима. Рассветает поздно. Дни стали короче, а ночи длиннее. Небо
хмурое. На улице холодно.
V.
Домашнее задание:
Упражнение 7. Прочитайте русские пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл. Выпишите
пары антонимов.
1. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого. 2. Новых друзей наживай, а старых не теряй. 3.
Много шуму, мало толку. 4. Ученье – свет, а неученье – тьма. 5. Не знаешь, где найдёшь, где
потеряешь. 6. По одежде встречают, по уму провожают. 7. Как начнёшь, так и кончишь. 8. Дружбу
помни, а злобу забывай.
Упражнение 8*.Прочитайте узбекские народные пословицы. Объясните, как вы понимаете их
смысл. Выпишите пары антонимов.
1. Рано посеешь – рано пожнёшь. 2. Меньше слов, больше дела. 3. Друг хорош старый, а
одежда – новая. 4. У дня – глаза, у ночи – уши. 5. Не учись ломать, учись создавать.
Узбекский язык
Узбекский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.