Узбекский язык
Оценка 5

Узбекский язык

Оценка 5
Презентации учебные
doc
русский язык
10 кл
09.10.2018
Узбекский язык
I. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного ученика; II. Повторение пройденного: Проверка и оценивание заданных на дом упражнений: Упражнение 8. С данными словосочетаниями составить предложения, записать их. Зам…реть от страха, зап…реть дверь на замок, прот…реть через тёрку, бл…стательный успех, выт…рать нож III. Объяснение нового материала: Ознакомление с правилами: - В корнях гар-/-гор под ударением пишется а, без ударения – о: разгар, загар–загореть, подгорелый. - В корнях – зар-/-зор- под ударением пишется гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька – заря́, зарни́ца, озаря́ть. - В корнях -лаг-/-лож- перед г пишется а, перед ж – о: предлагать – предложить, слагать – сложение. - В корнях -кас-/-кос- пишется о, если за ним стоит -н-: коснуться, прикосновение – касаться, касательная. - В корне -раст-/рос- безударная а пишется перед сочетанием ст и щ, в остальных случаях пишется о. Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов. возраст – росла, расти – вырос, выращивание - Корень -мок- имеет значение «пропускать жидкость». - Корень -мак- имеет значение «опускать в жидкость»: промокать, непромокаемый – макать кисточку в краску. - Корень -равн- имеет значение «равный, одинаковый». - Корень -ровн- имеет значение «ровный, прямой, гладкий». уравнение, сравнить – заровнять яму, уровень.Чередование гласных а-о в корне
10. Чередование гласных а-о в корне.doc
Тема урока: Чередование гласных а­о в корне 10­класс.   Цели урока:  А) образовательная: познакомить учащихся видами и закономерностями чередования гласных и  согласных в корне при словообразовании; Б) развивающая:  развивать знания по теме; расширить словарный запас учащихся по данному  материалу;  В) воспитательная:  воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка; привить уважение к  труду; воспитывать уважение к хлебу; Задачи урока (образовательные компетенции): А) Компетенция  самосовершенствования: стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; Б) Компетенции по развитию самостоятельной работы: умения самостоятельно работать при  определении способа чередования гласных и согласных в корне при словообразовании; В) Лингвистическая компетенция:  распознавать различные способы словообразования. Оборудование: плакаты, раздаточный материал. I. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного ученика; ХОД УРОКА: II. Повторение пройденного: Проверка и оценивание заданных на дом упражнений: Упражнение 8.  С данными словосочетаниями составить предложения, записать их. Зам…реть от страха, зап…реть дверь на замок, прот…реть через тёрку, бл…стательный успех,  выт…рать нож III. Объяснение нового материала: Ознакомление с правилами: яя яя ия ­ В корнях гар­/­гор под ударением пишется а, без ударения – о: разгар, загар–загореть,  подгорелый.  ­ В корнях – зар­/­зор­ под ударением пишется гласная, которая слышится, без ударения – а: зарево, зорька – зар , зарн ца, озар ть. - В корнях ­лаг­/­лож­ перед г пишется а, перед ж – о: предлагать – предложить, слагать –  сложение. - В корнях ­кас­/­кос­ пишется о, если за ним стоит ­н­:  коснуться, прикосновение – касаться,  касательная.  ­ В корне ­раст­/рос­ безударная а пишется перед сочетанием ст и щ, в остальных случаях  пишется о.  Исключения: отрасль, росток, ростовщик, Ростов. возраст – росла, расти – вырос, выращивание - Корень ­мок­ имеет значение «пропускать жидкость». ­ Корень ­мак­ имеет значение «опускать в жидкость»: промокать, непромокаемый – макать кисточку в краску. ­  Корень ­равн­ имеет значение «равный, одинаковый». ­ Корень ­ровн­ имеет значение «ровный, прямой, гладкий». уравнение, сравнить – заровнять яму, уровень. IV. Закрепление материала: Выполнение упражнений: Упражнение 1. Прочитайте, следя за ударением. Обратите внимание на гласную в корне выделенных  слов. 1. скоро наступит темнота. 4. Утром снова загорится восток. 5. Лёгкий загар покрывал его руки. 6. Лето  было в самом разгаре. А восток всё горит, разгорается. 2. В темноте светились два горящих глаза. 3. Догорел закат,  Упражнение 2. Спишите, вставив пропущенные буквы. 1. Взошла з…ря, блистает бледный день (А.Пушкин). 2. Г…рит восток з…рёю новой. 3. Красавица –  з…рька в небе заг..релась. 4. Первые лучи солнца оз…рили небо. 5. От з…ри алый свет разливается. Упражнение 3. Распределите слова в две колонки: с буквой а и с буквой о. Пол…жить, предл…гать, предл…жение, изл…гать, изл…жение, изл…гать,  сл…жение, сл…женный,  предпол…жительно, предпол…гать. Упражнение 4. Дополните предложения сказуемыми. 1. Свод правил, законов – это … . 2. Действие, обратное вычитанию – это … . 3. Добавление к чему­ нибудь – это … . 4. Письменный пересказ текста –  это … . 5. Основная единица синтаксиса – это … . Слова для справок: сложение, изложение, положение, предложение, приложение. Упражнение 5. Спишите, вставив пропущенные буквы. 1. Имя прил…гательное–это часть речи. 2. Путешественники распол…жились у реки. 3. Л…жился на  поля туман. 4. Изл…гайте мысли ясно. 5. Учитель дал задание кратко изл…жить содержание  прочитанного текста. Упражнение 7. Спишите, вставив пропущенные буквы. Выр…стать, р…сток, нар…стить, прир…ст, подр…сток, возр…ст,  отр…сль, водор…сли, зар…сли,  Р…стов, выр…щенный, р…стовщик. Упражнение 8. Прочитайте словосочетания, составьте с ними предложения. Держать р…внение, не терять р…вновесия, подр…внять клумбы, пром… к до костей, м…кать кисть в  краску. V. Домашнее задание: Выполнение упражнений: Упражнение 9. Спишите, вставив пропущенные гласные. 1. К вечеру разразилась гроза, и мы вым…кли под дождём. 2. М…кай сухарик в чай. 3. Старые сапоги  пром…кают. 4. Садовник р…внял грядки и выр…внивал дорожки между ними. 5. Мы изучаем р… внобедренные  и р…вносторонние треугольники

Узбекский язык

Узбекский язык

Узбекский язык

Узбекский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018