I. Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного ученика;
II. Повторение пройденного:
Проверка и оценивание заданного на дом упражнения:
Упражнение 9. Списать, вставив пропущенные гласные.
1. К вечеру разразилась гроза, и мы вым…кли под дождём. 2. М…кай сухарик в чай. 3. Старые сапоги пром…кают. 4. Садовник р…внял грядки и выр…внивал дорожки между ними. 5. Мы изучаем р…внобедренные и р…вносторонние треугольникиПравописание приставок
13. Правописание приставок.docx
Тема урока: Правописание приставок
10класс.
Цели урока:
А) образовательная: познакомить учащихся видами приставок и закономерностями правописания
приставок;
Б) развивающая: развивать знания по теме; развивать познавательную деятельность учащихся;
В) воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка; привить уважение к
созидательной работе;
Задачи урока (образовательные компетенции):
А) Компетенция самосовершенствования: стремится изучать русский язык, совершенствовать свои
знания и умения;
Б) Компетенции по развитию самостоятельной работы: умения самостоятельно работать при
определении правильного употребления приставок при словообразовании;
В) Лингвистическая компетенция: распознавать различные способы словообразования.
Оборудование: проектор, плакаты, раздаточный материал.
Организационный момент:
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного ученика;
ХОД УРОКА:
I.
II.
Повторение пройденного:
Проверка и оценивание заданного на дом упражнения:
Упражнение 9. Списать, вставив пропущенные гласные.
1. К вечеру разразилась гроза, и мы вым…кли под дождём. 2. М…кай сухарик в чай. 3. Старые
сапоги пром…кают. 4. Садовник р…внял грядки и выр…внивал дорожки между ними. 5. Мы
изучаем р…внобедренные и р…вносторонние треугольники
III.
Объяснение нового материала:
1. Ознакомление с правилами:
• Приставки об, от, над, под, пред пишутся всегда одинаково:
подбить, подпилить; отдать, оттолкнуть.
• В приставках на з и с (раз/рас, из/ис, без/бес, воз/ воз, чрез/ чрес) перед звонкими
согласными пишется з, а перед глухими с. Приставки з в русском языке нет.
исправить – избавить, разбить – распилить;
сделать, сбить, несгибаемый.
здоровье, здравствуй, здесь, здание – в словах нет приставки.
• После приставок на согласный перед буквами я, е, ё, ю пишется ъ:
объявление, подъезд, съёмка, предъюбилейный.
• После приставок на согласный в словах, начинающихся с буквы и, пишется ы: искать – подыскать,
интересный – безынтересный
контригра, суперидея; межинститутский, сверхидейный.
2. Ознакомление с материалом таблицы «Правописание приставок при и пре»: IV.
Закрепление материала:
Выполнение упражнений:
Упражнение 1. Образуйте новые слова приставочным способом. Придумайте и запишите три
словосочетания с ними.
Образец: шить – подшить, обшить. Подшить брюки.
Писать (над, под, пред). Бить (над, под, об). Резать (от, над, под, об).
Упражнение 2. Образуйте с помощью приставок новые слова. Объясните выбор буквы з или с в
приставке.
Бить – разбить, вести, дуть, дать, писать, шить, топить.
Тратить – истратить, резать, черпать, сушить, рубить, следовать.
Питать – воспитать, кликнуть, делать, соединить, торжествовать.
Упражнение 3. Объясните значение слов по образцу.
Образец: бесшумный – без шума.
Безбилетный, беспокойный, безграмотный, бессердечный, безболезненный, бесформенный, безвольный,
бескрайний.
Упражнение 4. Составьте предложения с данными словосочетаниями и переведите их на родной язык.
Объехать весь мир, объяснить задачу, подъезд нашего дома, подъём в гору,
съесть бананы, дружеские объятия, съёмка фильма, необъятная страна.
Упражнение 5. Перепишите слова, вставив пропущенные буквы, обьясните их значение.
Без...дейность, небез...звестный, вз...скать, пред...дущий, раз…грать, об…грать, без...нициативный.
Упражнение 6. По таблице определите, какое значение имеют слова с приставками.
Пришкольный, придорожный, приморский, прибрежный, приусадебный.
Приехать, прилететь, прибежать, прискакать, приплыть.
Приклеить, привязать, привинтить, пришить, прицепить.
Присесть, привстать, притопнуть, прищёлкнуть, прикрыть.
Прекрасный, предобрый, презлой, престарелый, прелестный.
Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы. Распределите и запишите слова в две колонки: в первую
– с приставкой при, во вторую – с приставкой пре.
Пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в
содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...мирить врагов, пр...бытие
поезда, полезное пр...обретение, жизнь без пр...крас, пр...забавный случай, пр...ломление лучей,
пр...вышение полномочий, пр...остановить слушание дела, давать пр...сягу, искатели пр...ключений.
V.
Домашнее задание:
Выполнение упражнений:
Упражнение 8. Запишите текст, правильно вставляя буквы з или с в приставки. Объясните написание
выделенных слов.
Разрубить гордиев узел
Однажды во Фригии люди пришли к предсказателю с вопросом: «Кто должен в..ойти на трон?» Тот не долго ра..думывал и во..кликнул: «Кто во..главит шествие к храму». Первым к храму пришёл
простой земледелец с телегой. Вот так Гордия и..брали царём. Чтобы жители Фригии в..поминали этот
день, Гордий привязал свою телегу в храме очень сложным узлом. Александру Македонскому
ра..сказали легенду: «Кто ра..вяжет этот узел, во..соединит Европу и Азию, станет править миром». Не
долго думая, завоеватель ра..рубил узел мечом – решительно и смело и..бавился от сложной проблемы.
Узбекский язык
Узбекский язык
Узбекский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.