Профилактическое
групповое занятие для подростков
по теме: «В дружном классе нет места буллингу»
Цель: сплочение подростков для противостояния буллингу.
Задачи:
1. Информировать подростков о буллинге как противоправном деянии группы.
2. Рассмотреть причины возникновения травли в классе и способах борьбы с данным явлением.
3. Изучить правила поведения в ситуациях травли.
4. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений в классе.
Продолжительность – 40 минут.
Материалы: презентация
этапы |
содержание педагога-психолога |
деятельность подростков |
примечания |
приветствие |
Здравствуйте ребята, я рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим о том, что каждого затрагивает и тревожит. Сейчас посмотрите на картинки и ответьте на вопросы: 1. Какие чувства испытывают ребята? 2. Хотели бы вы оказаться на их месте? |
Смотрят Ответ по желанию или выборочно |
слайд 1-3 |
мотивация |
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Знаете ли вы, что такое травля? А слово буллинг вам знакомо? Возникла необходимость сегодня поднять эту сложную и серьезную тему. |
Ответы ребят |
слайд титул 4
|
Информация |
Вот несколько мальчиков отняли у одного шапку и кидают друг другу, а он мечется между ними, пытаясь ее поймать. Они «просто играют»? Может быть. Если тот, чья шапка, тоже весело смеется. Если сегодня кидают его шапку, а завтра – другого мальчика. Если поиграв в шапку, они пойдут дальше, все вместе весело болтая. Но что, если все иначе? Если всем весело, а тому, чья шапка – вовсе нет? Потому что он знает, что сегодня, и вчера, и завтра будут бросать именно его шапку, или другую его вещь. Потому что они не просто кидают – они смеются над ним и говорят обидные вещи. Потому что потом они швырнут шапку на пол и пойдут дальше вместе, давая понять, что он – не с ними. ! Мы все знаем и чувствуем разницу между игрой и травлей. В игре весело должно быть ВСЕМ. В игру ВСЕ вступают добровольно. При травле удовольствие получают не от того, что ловко бросают и ловят предмет. Все удовольствие – в издевательстве над человеком, в веселье по поводу его бессилия, его злости, в наблюдении за тем, как он мечется в кругу громко хохочущих ребят, едва сдерживая слезы. Очень гадкое удовольствие, недостойное хорошего человека. А вот девочки сделали очень обидную картинку из фото одноклассницы и отправляют ей ссылки. А под картинкой – комментарии, в которых все изощряются в остроумии, стараясь задеть ее посильнее. И опрос: кто считает, что Даша Петрова – тупая корова? Они «просто шутят»? Нет. Это не шутки. Это издевательство. Девочки получают удовольствие от того, что делают другому человеку больно. Не остроумием они наслаждаются, а насилием. Если Даша пытается в ответ оправдываться, или сердится, или просит прекратить, расстраивается, плачет, удовольствие становится еще больше. И еще отвратительней. Мы все знаем, что издеваться над людьми – плохо. Как же так, разве эти девочки – не знают? Или, может быть, они очень плохие люди? На самом деле они, конечно, знают, что это плохо. Потому и говорят: «Мы просто шутим», «Мы просто ее не любим», «Она нас бесит». Они хотят верить, что они – хорошие, это тот, кого они обижают – «такой». Сам виноват. Никто не хочет быть плохим, да и, скорее всего, они не плохие. Просто в какой-то момент решили, что издеваться – это весело и это можно. Такое правило жизни возникло, и никто не стал с ним спорить. Травля не связана с конкретными людьми. Травля – это плохое правило, которое завелось у группы. Если в классе принято травить, то травить могут кого угодно и за что угодно. А если нельзя, то очень разные дети могут в нем жить дружно и спокойно. Но травля – это плохо не только для пострадавшего. Если в группе людей стало можно издеваться над кем-то, если это становится правилом, если те, кто травят, думают, что так и надо, и никто их не останавливает, – это меняет всю жизнь класса. Больше никто не может чувствовать себя в безопасности. Сегодня травят его – но завтра им покажется, что это я «не такой». Потому что они привыкли получать удовольствие от издевательств. Привыкли самоутверждаться за счет другого. А ну как завтра Даша свою страницу в Интернете закроет и больше не будет читать про себя гадости? Или мальчик, чью шапку кидали, просто уйдет в другую школу. Что тогда делать? Чем развлекаться? Против кого дружить? И тут уж кто подвернется, тот и будет новой жертвой. Ведь в нашем классе травить – принято. Все это знают. И все боятся, даже если делают вид, что им очень весело. А когда человек постоянно боится, ему сложно жить. И учиться сложно, и радоваться, и дружить. Психологи проверяли: если в классе есть травля, дети в нем хуже учатся. Все дети, не только те, кого обижают Именно страх самому оказаться жертвой часто заставляет участвовать в травле неплохих в общем-то ребят. Им вроде и стыдно, и противно, и неловко, но пока они с теми, кто издевается, пока они смеются вместе со всей толпой, они чувствуют себя хоть немного, но в безопасности. Сегодня жертва – он, а не я. И очень важно, чтобы всё так и осталось. Заступиться еще страшней – получится, что я не со всеми, значит и мне достанется. И, скорее всего, достанется. Ведь на самом деле все знают, что ведут себя недостойно. И если кто-то начинает возражать, он всем об этом напоминает. Надо поскорее про него какую-нибудь гадость сказать, чтобы перестал. Всем неприятно, но все продолжают. Потому что сложилось правило: есть те, кого травят, и есть те, кто травят. Выбирай свое место. Жизни без травли, жизни в дружном классе уже никто себе и представить не может. Иногда, став старше, люди с болью и стыдом вспоминают, как травили кого-то в детстве. Но тогда это казалось им единственным выходом. Или они просто не понимали до конца, что происходит. Итак, давайте еще раз посмотрим, что происходит. Вот группа ребят, среди которых Коля и Марина, издевается над одноклассницей Олей. Говорят про нее гадости, кричат вслед оскорбления, смеются, пальцами показывают, картинки рисуют противные, делают вид, что боятся, будто Оля их коснется. Они уверены, что с ними все хорошо, а вот жертва «какая-то не такая». Но давай подумаем. Вот Коля крикнул: «Оля тупая!». Что в результате этого его действия произошло с Олей? Стала ли она хуже решать задачи? Забыла ли что-то, что знала? Нет, Оля осталась ровно такой же, как была минуту назад. Чужие слова нас не могут менять. И это, на самом деле, прекрасно. А то одному покажется, что ты тупой, другому – что слишком умный, а тебе что, каждый раз сразу меняться в ответ? Еще не хватало. Но можем ли мы сказать, что Колины слова вовсе ничего не значат и ничего не меняют? Нет. Кое-кто от них изменился. И это не Оля, а как раз Коля. Он обидел человека, сказал грубость и глупость. Это он стал после этих слов хуже, чем был до них. ПОТОМУ ЧТО НАШИ СЛОВА НАС МЕНЯЮТ, ВЕДЬ СЛОВО – ЭТО ПОСТУПОК. А тут еще Марина подоспела и начала: «Это что на тебе надето? Ты это где взяла, на помойке?». Опять внимательно смотрим. Изменилось ли после слов Марины что-то в Олиной одежде? Стала ли она лучше или хуже одета? Нет. Как было, так и осталось. Ни одна пуговица не переместилась ни на сантиметр. А что произошло с Мариной? Увы, Марина стала после своих слов хуже. Она потренировалась в том, как быть грубой и злой, поучила саму себя плохим манерам и плохому способу общаться с людьми. Что бы вы сказали о человеке, который специально тренируется делать что-то как можно хуже? Постоянно падать с велосипеда, как можно хуже играть в компьютерную игру или делать побольше ошибок в контрольной? Очень умно он себя ведет? И хотя сейчас Оля, скорее всего, расстроена, а Коля и Марина довольны собой, на самом деле, если бы они минутку подумали, они бы увидели, что все должно быть наоборот. С Олей ничего не произошло. А Коля и Марина всего за пару минут стали хуже, чем были. Обидно должно быть не Оле. Еще раз вдумайтесь: кто-то хочет тебя обидеть. О ком эта информация? О нем или о тебе? У кого-то есть потребность издеваться над другими, самоутверждаться за чужой счет. Ты здесь причем? Это информация о нем. |
Вовлечены в беседу – отвечают на вопросы, рассуждают
Дождаться ответа ребят
Услышать ответы ребят, их размышления |
слайд 5
слайд 6
слайд 7
слайд 8
слайд 9
|
О насилии |
Бывает, что обидчики запугивают и говорят: «Если скажешь кому-нибудь – вообще убьем!». Не стоит им верить. Такие люди всегда связываются только с беззащитными. Достаточно будет твоим родителям или учителю один раз с ними серьезно поговорить, и они станут обходить тебя стороной. Если взрослые решат, что одного разговора недостаточно, они обратятся в полицию. |
|
слайд 10
|
|
Если травля – это болезнь группы, лечить ее надо тоже всем вместе. И на самом деле это совсем не сложно, если захотеть. Достаточно хотя бы нескольким ребятам договориться, что они больше не будут пассивно смотреть, как над кем-то издеваются Все это очень простые действия, но они работают. Травля держится на идее «все против одного». Если вы ясно покажете, что никаких «всех», кому нравится издеваться в вашем классе нет, травля быстро сойдет на нет. В своем классе каждый имеет право быть в безопасности. Гораздо полезнее уметь отстаивать хорошие правила, чем из страха поддерживать плохие. Намного лучше дружить и нормально общаться, чем постоянно бояться травли. |
|
слайд 11
|
мультфильм |
Просмотр и обсуждение поступка героя фильма. Повторение алгоритма действий при буллинге |
Свободно высказывают свою точку зрения |
слайд 12
|
практикум |
Проигрывание ситуаций: ролевые игры. Подумать, как помочь ребятам, которые подвергаются насилию со стороны ровесников. Что сказать и как поступить. |
По группам или по желанию отвечают все. Пробуют применить алгоритм действий |
Слайд 13
|
итоги |
Правила против буллинга |
Выходят к доске по одному и зачитывают рекомендации-правила |
Слайд 14
|
рефлексия |
Хештег / для 8 континента от 6а |
Весь класс организовывается для видеозаписи |
слайд 15
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.