"В этом слове - сущего душа"
Оценка 4.9

"В этом слове - сущего душа"

Оценка 4.9
Культурные мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
8 кл—11 кл
06.11.2017
"В этом слове - сущего душа"
Публикация является частью публикации:
МОУ.docx

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

« В этом слове – сущего душа»

Литературно – музыкальная композиция

ко Дню Матери

(материал для аттестации)

 

 

 

 

Ионова Г.В.

Заведущая библиотекой

МОУ «Лотошинская СОШ№1»

 

 

 

п.Лотошино

·         Цели:
— вовлечь школьников в мысленную и познавательную активность при подготовке и проведении встречи;
— помочь увидеть роль женщины в жизни каждого человека;
— формировать познавательный интерес к культурному наследию, к изучению поэзии и прозы;
— развивать умение подбирать нужный материал, четко формулировать и излагать свои мысли;
— развивать творческие способности;
— привитие чувства любви, почитания матери, женщины;

·         Оборудование:
Технические средства обучения (презентация), видеозаписи, фотоматериалы, музыкальные файлы, выставка ко Дню Матери.

 

Ход занятия:

         Учитель             

                Сегодня мы  будем говорить о самом дорогом человеке, с которым мы встречаемся, когда впервые приходим в этот мир,  который всегда думает о нас, заботится, помогает, защищает и надеется, что мы будем здоровы и счастливы. Речь, конечно же, пойдет о Маме.   

                Мама – это первый человек, которого мы любим в жизни.
 Многие поэты и писатели обращались в своем творчестве к теме материнства. Одни –  с трогательной  печалью, другие – с юмором, вспоминая детские проделки. Но всё  же эти произведения отличает общее настроение: мама – это основа всей жизни, начало понимания, любви и  гармонии в семье. Слайд 2

                 Мать  приобщает  ребенка  к родине. В  его  уста  она  вкладывает  родной  язык,  вобравший в себя красоту и  богатства окружающего мира,  мысли  и  чувства  поколений. Она  наполняет  его  жизнь  духовной  силой, помогая  постичь  вечные  ценности: трудолюбие, уважение, любовь, искренность, справедливость.  У мамы  самое  доброе  сердце.

Вот как об особом трепетном  отношении к женщине, матери, о  святости материнского сердца говорит поэт Расул Гамзатов:

 

Чтец:

Встаньте все и выслушайте стоя 
Сохранённое во всей красе 
Слово это древнее, святое! 
Распрямитесь! Встаньте! Встаньте все! 
Слово это сроду не обманет, 
В нём сокрыто жизни существо, 
В нём исток всего. Ему конца нет. 
Встаньте, я произношу его: 
Мама! 
Воспеваю то, что вечно ново. 
И хотя совсем не гимн пою, 
Но в душе родившееся слово 
Обретает музыку свою… 
Слово это – зов и заклинанье, 
В этом слове – сущего душа. 
Это искра первого сознанья, 
Первая улыбка малыша. 
Слово это сроду не обманет, 
В нём сокрыто 
Жизни существо. 
В нём - исток всего. 
Ему конца нет. 
Встаньте!..Я произношу его: 
Мама! 
                                                                               (Р. Гамзатов.)  Слайд 3

Учитель

Праздник “День Матери” стали проводить сравнительно недавно.  Почему  же  в эти ноябрьские дни мы говорим о Маме? Привычнее для нас делать это 8 марта в международный женский день. Во время Великой Отечественной  войны, в 1944году, когда страна знала, что Победа – скоро, что надо заживлять самую страшную рану – потерю павших солдат и убитых фашистами граждан, был учрежден орден «Мать-героиня». 1 ноября он был вручен жительнице Подмосковья Анне Савельевне  Алексахиной, воспитавшей 12 детей. Прошли годы. 30 января 1998 года  президентом Российской Федерации был подписан указ  о праздновании « Дня Матери», сейчас мы отмечаем его в последнее воскресенье ноября. В этот день поздравляют всех мам и женщин, которые ждут малыша. Каждую  секунду  в  мире  рождается  три  человека (Слайд 4), и  они  тоже  вскоре  смогут  произнести  слово  «мама». С первых  дней  жизни  ребёнка  мать  живёт  его  дыханием, его  слезами и улыбками.

                Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». 

 

 

                Без материнского благословения невозможно ни одно благое дело. Давайте послушаем одну известную историю. ( читает учитель)

Начал один купец строить церковь на Покровке. Стены поставили. Сделали свод. А он обрушился. Сделали еще раз - опять рухнул. В третий раз повторилось то же.

Купец пошел к Василию блаженному:
-  Что мне делать?        

Тот развел руками: мол, мне-то откуда знать? И добавил:
- Ты в Киев поезжай, к Иоанну. Он тебе скажет.

Купец поехал. Нашел в Киеве хибарку Иоанна, вошел. А тот сидит и качает пустую люльку.
-  Ты кого качаешь? - спрашивает купец.
-   Родную матушку. Долг ей плачу - за рождение, за воспитание...

И купец все понял. Он выгнал свою мать из дома. А тот, кто не почитает родителей, разве может быть благ на земле?
Конечно, нет.

Вернулся путешественник в Москву. Нашел родную матушку, попросил прощения, поселил в своем доме. Исповедал свой страшный грех на исповеди.

И церковь была достроена.  Слайды 5-11

 

- Ребята, прошу вас поделиться мыслями об услышанном. Какие жизненные заповеди были нарушены? ( ответы детей)

 

Настоящая Мать, Женщина с большой буквы, всегда помнит о детях, молит Бога, просит здоровья, терпения, ума, прощения, счастья и благополучия для них. Слайд 12

 

Услышим  же молитву Матери.

Звучит песня « Материнская молитва» в исполнении Светланы Маловой. Слайды 13-20.

 

                Пройдет совсем немного времени, вы, ребята, станете взрослыми, и уже вам  будет тревожно за маму, вы станете беспокоиться о ней, о её здоровье и обращать к Богу слова молитвы.

 

 

 

Чтец

Помоги, Господь, моей маме, 
Сохрани её и спаси. 
Утоли все её печали, 
Все тревоги прочь унеси. 

Отведи от неё недуги, 
Все болезни её исцели. 
Поцелую мамины руки 
И Тебе поклонюсь до земли… 

Будь к ней милостив, Боже Святый, 
Укрепи её силы и дух. 
Бог-Спаситель, за нас распятый, 
Не отринь, приклони Свой слух 

Ты к молитве моей тревожной, 
Ради Мати Пречистой Твоей. 
Всё, Господь, для Тебя возможно. 
Ты же слышишь молитвы детей. 

Не оставь, Господь, мою маму, 
Исцели её, благослови, 
Мою милую, добрую самую. 
Благодать ей Свою яви… Слайд 21

 

Учитель

                Во всех жанрах устного народного творчества раскрывается тема материнства: сказки, колыбельные и обрядовые песни, пословицы и поговорки. Современным людям остаётся лишь восхищаться мудростью наших предков. ( Дети называют пословицы, которые одновременно появляются на экране) Слайд 22

 

  • При солнце тепло, а при матери добро.
  • Нет такого дружка, как родная матушка.
  • Мать кормит детей, как земля людей.
  • Мать праведна - ограда каменна.
  • Возлюбленная любит всего сильнее, жена всего лучше, а мать - всего дольше.
  • Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота. 

 

- Ребята, объясните смысл понравившейся вам пословицы. (ответы детей)

 

- Сегодня уже неоднократно звучала мысль о том, что мама – это основа всей жизни. «В этом слове – сущего душа»,- сказал поэт Расул Гамзатов.

        Хочу познакомить вас с притчей « Крылья матери» Её автор -  Василий Александрович Сухомлинский – выдающийся педагог- новатор.

 

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

 

Крылья матери

В. Сухомлинский

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.

Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них стала нужна, ой как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней.

А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей – об этом известно каждой матери. Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи – холодно и опасно.

Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

       Почему израненная мать все-таки была счастлива? Обидела ли ее неблагодарность детей?

        Как вы думаете, когда гусята вырастут, вспомнят ли они о жертвенной материнской любви, смогут ли оценить ее?

       Есть ли «крылья» у вашей мамы?

       Были ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали, как «крылья материнской любви» ограждают, защищают и оберегают вас от всех бед и опасностей?

       Чему научила вас притча Василия Сухомлинского? О чем заставила задуматься?             Слайды 23-24

 

                Готовясь к нашей встрече, я нашла еще одну притчу – «О матери, у которой не было глаза», это произведение будоражит душу, не может оставить  никого равнодушным, хочу поделиться этим потрясением с вами.

 

                Всю жизнь я стыдился своей матери. У нее не было одного глаза, и она казалась мне безобразной. Жили мы бедно. Отца я не помнил, а мать… Кто даст хорошую работу, такой как она, – одноглазой. И если меня мать старалась приодеть получше и в школе я не отличался от одноклассников, то она по сравнению с мамами других детей, такими красивыми и нарядными, казалась уродливой нищенкой. Я, как мог, скрывал ее от друзей.

                Но однажды она взяла, да и пришла в школу – соскучилась, видите ли. И подошла ко мне при всех! Как только я сквозь землю не провалился. В бешенстве убежал, куда глаза глядят. А на следующий день, конечно же, вся школа только и говорила о том, какая у меня мать уродина. Ну, или мне так казалось. И я возненавидел ее. «Уж лучше бы у меня вообще не было матери, чем такая, как ты, лучше бы ты умерла!» - кричал я тогда. Она молчала.

                Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери. Да и что она могла мне дать? Я усердно учился в школе, потом, чтобы продолжить образование, переехал в столицу. Начал работать, женился, обзавелся своим домом. Вскоре появились дети. Жизнь улыбалась мне. И я гордился тем, что всего достиг сам. О матери я не вспоминал.

                Но однажды она приехала в столицу и пришла в мой дом. Дети не знали, что это их бабушка, они вообще не знали, что у них есть бабушка, и начали смеяться над ней. Ведь моя мать была так безобразна. Давняя обида захлестнула меня. Опять она! Теперь хочет опозорить меня перед детьми и женой?! «Что тебе здесь надо? Решила напугать моих детей?» - шипел я, выталкивая ее за дверь. Она промолчала.

                Прошло несколько лет. Я добился еще больших успехов. И когда из школы пришло приглашение на собрание выпускников, решил поехать. Теперь мне нечего было стыдиться. Встреча прошла весело. Перед отъездом решил побродить по городу и сам не знаю как вышел к своему старому дому. Соседи узнали меня, сказали, что моя мать умерла, и передали ее письмо. Я не особенно огорчился, да и письмо сначала хотел выбросить не читая.

                Но все-таки вскрыл. «Здравствуй, сынок. Прости меня за все. За то, что не смогла обеспечить тебе счастливое детство. За то, что тебе приходилось стыдиться меня. За то, что без разрешения приехала в твой дом. У тебя красивые дети, и я вовсе не хотела их пугать. Они так похожи на тебя. Береги их. Ты, конечно, не помнишь этого, но когда ты был совсем маленьким, с тобой случилось несчастье, и ты потерял глаз. Я отдала тебе свой. Больше я ничем не могла тебе помочь. Ты всего добился сам. А я просто любила тебя, радовалась твоим успехам и гордилась тобой. И была счастлива. Твоя мама»   Слайды 25-31

 

- Какой вы увидели мать главного героя?

- Можно ли «перелюбить» своего ребенка?

- Чем это опасно?

 

                Вы видите на экране материнское сердце, а рядом – маленькие сердца, это сокровища, которые включает себя большое материнское сердце. Давайте назовем их. (ответы детей, работа со слайдом 32)

 

Звучит песня « Моя мама лучшая на свете» Слайды 33-67

 

Чтец

Тёплых глаз твоих нежная радость
Дарит мне и надежду, и веру!
Твои руки в жару или в холод
Лёгким бризом овеют… согреют.

Ты улыбкой своей обнадёжишь
И в минуты сомненья поддержишь,
Каждый раз своим словом волшебным
И ободришь меня и утешишь!

Самый преданный друг и надёжный,
Ты уверенность в сердце вселяешь,
Своей мудростью, верою нежной
Ты ведёшь меня и окрыляешь!  Слайд 68

 

                Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, она переносит все наши беды вместе с нами.

                Давайте познакомимся с авторами сегодняшнего дня. Многие из вас, возможно,  впервые слышат имя Ирины Полянской.

 

Сообщение ученика :

       Родилась 22 февраля 1952 года в городе Касли Челябинской области. Окончила Ростовское театральное училище  и Литинститут. В Литературном институте она занималась не только прозой, но и поэзией. Её первые произведения были опубликованы в середине 1980-х годов.

       Её проза наделена просветлённой и одухотворённой надеждой.   Слайд 69

 

Послушаем рассказ Ирины Полянской «Мама» ( в сокращении)

 

Я держала мамину когда-то полную, упругую и теперь еще сильную руку, точно ее рука, только она могла вытащить меня из пучины отчаяния, а другая моя рука была свободна, из нее только что выпала рука моей дочери, которую унесли. Я держала мамину жесткую руку, точно через нее крепила единство со всеми родными, далекими предками, со всем своим родом, всеми теми, кто, сцепившись руками, не даст моей дочери уйти. Темная рука моей мамы была их рукою, силы ее были невелики, но за нею стояли наши ушедшие в землю родные, поэтому я как клещами сомкнула пальцы на ее запястье и не давала себе забыться сном, чтобы моя дочь не ускользнула в яму этого сна, я должна была бодрствовать и во имя всех поколений держать ее жизнь в руке.

Еще вчера вечером она просто чувствовала недомогание, хныкала, поскрипывала, чмокала губами, требуя соску, ночью нас забрала "скорая", но некому было помочь: шла ночь с субботы на воскресенье, и на шесть отделений дежурил один измученный врач. К вечеру этого дня ей стало совсем плохо, и ее положили на капельницу и долго не могли попасть иглой в вену. Она вдруг перестала кричать, как кричала до этого, жалобно, надрывно, беспомощно, и стала смотреть и смотреть на меня своими серыми глазами.

Через полчаса ее унесли в реанимацию, а я вышла на больничное крыльцо и, увидев стоящую с испуганно поднятым лицом маму, припала к ней и завыла. Мама, глубоко неверующий человек, всю жизнь посвятивший науке, не верящий ни в бога, ни в мир иной, ни в переселенье душ, заклинающим жестом простерла руку и грозно вскричала: "Нет, нет! Бог не допустит! не смей об этом и думать!" И тут-то я вцепилась в ее руку. Мы сели на широкую скамью перед дверьми реанимационного отделения. Потом мы валетом легли на эту скамью, но я все так же крепко держала ее руку, боясь соскользнуть в сон.

И вдруг ясное утро ударило меня по глазам прежде, чем я осознала, что мамы нет рядом, а я сжимаю свою собственную окоченевшую руку. И я вскочила в таком тесном ужасе, точно меня живую похоронили, и два окна реанимации двумя пустыми бельмами посмотрели на меня: два белых запечатанных письма. И все это произошло за считанные секунды. Я тут же увидела маму: она выскочила из дверей реанимации, прижимая обе руки к сердцу, торопясь донести до меня счастливое известие. Она подробно, взахлеб по нескольку раз повторяла одно и то же, рассказывая, как врач Нелли Петровна отперла ей дверь спозаранок и на ее рыдающие слова "Жива ли девочка?" удивленно, да, удивленно ответила: "Почему же нет?" Она сказала, сердясь: "А вы что тут делаете? Езжайте спокойно домой, придите в одиннадцать часов да привезите нам сосок для бутылок".

Мы, покачиваясь, как пьяные, пошли за сосками, и я уже как о прошлом, как о миновавшем ужасе, рассказывала маме о том, как смотрела на меня дочка. Мы остановились, кружа по больничному двору, вспоминая слова Нелли Петровны. (Уже потом, когда дочка выздоравливала и мы с ней просто лежали в больнице, я каждый день к одиннадцати часам ходила к дверям реанимации. Каждый день в это время перед ними собирались женщины. Глаза у них были разные: голубые, черные, карие, но взгляд был как оголенный провод, и я каждый день рассказывала им свою историю и показывала выздоравливающую дочку. Они собирались вокруг меня, я с дочкой на руках оказывалась в тесном кругу одинаковых страшных лиц, которые, пока я говорила, зажигались безумною верой, как лицо моей мамы, когда она воскликнула: "Бог не допустит!" Каждый раз, договорив мою историю, я принималась плакать с ощущением непреходящего отчаяния, пронзенного, как солнечным лучом, таким же сильным, чистым, опустошающим счастьем. Спустя несколько дней я обнаружила, что всякий раз мы странным, забытым образом прощаемся с этими женщинами, расходясь, мы кланялись друг другу, не просто кивали, как в очереди или во дворе, а смиренно отдавали поклон - теперь я ни за что не сумею повторить это движение.)

В одиннадцать часов уже другой врач подтвердила: "Опасность миновала, через пару дней выпишем дочку в отделение, полежите с ней пару недель". "Да хоть вечность". - "Ну куда столько сосок накупили? Идите, идите, все будет хорошо".

Мы, пошатываясь, пошли в столовую, я встала в очередь, а мама села за столик. Когда я подошла с омлетом, то увидела, что мама спит, положив свою седую голову на сильно сжатые в кулаки руки.

 

- Почему рассказ называется «Мама», ведь  их в рассказе двое? (Заглавие «Мама» символизирует духовную связь поколений, ведь имеется в виду не мама, а бабушка заболевшей девочки, родственное единство близких людей.

В произведении Ирины Полянской чувствуется глубокая духовная связь между маленькой дочкой, матерью и бабушкой)

 

- Какой вы увидели бабушку? – А молодую маму? Слайд 70

- Как часто вы открыто говорите маме о своей любви к ней?

- Давайте потренируемся и все вместе напишем открытое письмо маме:

 

Здравствуй, _____________________!

                В этот особенный день я хочу признаться тебе в том, что___________.

                Сегодня праздник, и я хочу_____________.

                Я не всегда бываю _______________, но я всегда_____________________.

                Я редко говорю тебе об этом, но сейчас я хочу сказать, что ты______________.

                Я знаю, что ты меня любишь за____________, и что бы ни случилось в жизни, я люблю тебя , потому что ____________________________.

                Всегда любящий (ая) тебя __________________. Слайд 71

 

Просмотр социального видеоролика «Мамы»              Слайд 72

 

 

Вот и подходит к концу наш литературно-музыкальный вечер. Мы благодарим  наших мам за ту любовь, что несут они нам ещё задолго до нашего рождения.

 Благодарим их за то, что любят они нас всякими – добрыми и вредными, смешными и угрюмыми, умными и упрямыми, ленивыми и болтливыми. Наверно, потому, что они – наши мамы! Не забудьте поздравить маму с праздником,  своими добрыми делами, достойными поступками доказывайте им свою любовь. Слайд73

 

Интернет – ресурсы:

1. http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/94-o-lubvi/1166-mama

2. http://moiarussia.ru/glavnyj-simvol-rossii-hram-vasiliya-blazhennogo/

3. http://happy-school.ru/publ/v_a_sukhomlinskij_krylja_materi/8-1-0-1816

4. http://lib.ru/NEWPROZA/POLYANSKAYA_I/r_mama.txt

5. http://nemaloknig.info/read-106700/

6. http://mp3-pesnja.com/song/

7. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki6_4_1.htm

8. http://www.inpearls.ru/comments/460241

9. http://www.torrentino.com/torrents/618649

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» «

МОУ «Лотошинская средняя общеобразовательная школа №1» «

Цели: — вовлечь школьников в мысленную и познавательную активность при подготовке и проведении встречи; — помочь увидеть роль женщины в жизни каждого человека; — формировать…

Цели: — вовлечь школьников в мысленную и познавательную активность при подготовке и проведении встречи; — помочь увидеть роль женщины в жизни каждого человека; — формировать…

В нём - исток всего. Ему конца нет

В нём - исток всего. Ему конца нет

Чтец Помоги, Господь, моей маме,

Чтец Помоги, Господь, моей маме,

Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки

Гусыня стала учить деток щипать стебельки молодой травки

Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери

Больше всего я хотел поскорее уйти из дома, уйти от матери

Сообщение ученика : •

Сообщение ученика : •

В одиннадцать часов уже другой врач подтвердила: "Опасность миновала, через пару дней выпишем дочку в отделение, полежите с ней пару недель"

В одиннадцать часов уже другой врач подтвердила: "Опасность миновала, через пару дней выпишем дочку в отделение, полежите с ней пару недель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017