В гости к пернатым друзьям
Экологическая игра, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля).
Составила: педагог – организатор
МБОУ «Морозовская СОШ»,
Мелентьева Лариса Николаевна.
Цели:
1. Экологическое воспитание;
2. Прививать любовь к родной природе;
3. Помощь учебному процессу.
Место и время проведения мероприятия: актовый зал
Участники мероприятия: 2-4 классы
Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А. Яшин. Покормите птиц.
Оборудование: чёрный ящик, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.
Музыкальное сопровождение: голоса птиц.
Ход мероприятия
Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.
Каждый день,
Когда встаём,
Мы с братишкою вдвоём,
Взяв крупы
И хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых,
Хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушках сидя,
Птицы
Чистят клювики свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Ждут нас также терпеливо
И красавцы снегири…
Все привыкли –
Не пугливы,
Хоть руками их бери!
Г. Ладонщиков. Наши друзья.
Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре, которая посвящена Дню птиц. Для проведения игры от каждого класса выбираем по 8 человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.
Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.
За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.
ОТБОРОЧНЫЙ ТУР ( Или: назвать птиц, которых знаете, кто назовёт последним, тот и первым начинает игру).
Предлагается 3 загадки. Команда, которая первой отгадает, та и будет первой, вторая – второй и третья – третьей.
1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина. (Туман).
2. Пушистая вата плывет куда – то. (Облака).
3. На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град).
Раунд 1. «Вспомни наше имя».
Кто изображён на фотографии? (Ведущий показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц).
Портреты птиц:
1команда: ЖУРАВЛЬ, ДЯТЕЛ, СТРАУС.
2 команда: ГЛУХАРЬ, ЛЕБЕДЬ, ГУСЬ.
3 команда: СОВА, АИСТ, ОРЕЛ.
Раунд 2. «Чей нос лучше?»
У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Ребята, вы читали её? (Дети отвечают). Давайте сейчас проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам).
Команда 1. Назовите, чьи это клювы.
(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).
Команда 2. Назовите, чьи это клювы.
(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной
пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).
Команда 3. Назовите, чьи это клювы.
(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).
Раунд 3. «Кто как летает?»
По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).
Команда 1. Назовите, кто летит.
(1 – утка; 2 – ласточка).
Команда 2. Назовите, кто летит.
(1 – сорока; 2 – цапля).
Команда 3. Назовите, кто летит.
(1 – ворона; 2 – гусь).
Раунд 4. «Кто как поёт?»
Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи голосов птиц. Каждой команде предложено угадать по пять мелодий).
1 команда: 2 команда: 3 команда:
* Воробьи * Страус * Малиновка
* Грач * Ворон * Синица
* Гусь * Ворона * Снегирь
* Иволга * Чайка * Сова болотная
* Кукушка * Ястреб * Сорока
Раунд 5. «Что у нас сегодня на обед и ужин?»
Этот раунд я предлагаю проиграть для учителей.
1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)
2. В черном ящике лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).
3. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).
4. Какая птица ест и пьёт прямо в полёте? (Стриж ловит насекомых на лету).
5. Назовите самую тяжёлую летающую птицу России. (Дрофа)
6. Назовите самую крупную современную птицу? (Африканский страус).
Рост африканского страуса свыше 2 м, а масса тела до 75 кг. Живет в Африканской саванне. Все его тело приспособлено к быстрому бегу. У страусов хорошо развитое зрение. Яйца страусов в 30 раз тяжелее куриных. В кладку откладывают яйца сразу несколько самок, а самец их насиживает. Африканского страуса разводят на фермах с целью получения мяса, яиц и перьев.
Физминутка: В лесу.
Вверх руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели -
Это жучок пьёт росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем -
Сели все дружно назад.
Раунд 6. «Из какой мы сказки?»
Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.
1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).
2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).
3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).
4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).
5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).
6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).
7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).
8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).
9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).
10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).
Раунд 7. «Птицу года выбираем».
Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Для этого проводятся различные мероприятия, акции, конкурсы и т. д.
Так 2007 год был годом зимородка, 2008 – снегиря, 2009 – лебедя, 2010 – чибиса. А какая птица была выбрана птицей года в 2011 году вы сейчас узнаете, отгадав кроссворд.
|
|
|
|
1 |
С |
Т |
Р |
А |
У |
С |
2 |
К |
О |
Л |
И |
Б |
Р |
И |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Д |
Я |
Т |
Е |
Л |
|
|
|
|
|
|
4 |
С |
О |
К |
О |
Л |
|
|
|
|
5 |
Г |
О |
Л |
У |
Б |
Ь |
|
|
6 |
П |
И |
Н |
Г |
В |
И |
Н |
|
|
|
7 |
П |
О |
П |
У |
Г |
А |
Й |
|
8 |
П |
О |
П |
О |
Л |
З |
Е |
Н |
Ь |
|
|
|
|
|
|
9 |
К |
И |
В |
И |
|
|
|
|
10 |
П |
А |
В |
Л |
И |
Н |
1. Самая крупная птица в мире (вес до 160 кг, рост до 3 м). (Страус).
2. Самая маленькая птичка (вес 2 г). (Колибри).
3. Какая птица считается санитаром леса? (Дятел).
4. Самая быстрая птица в мире (скорость до 1000 км/ч) и одновременно название города в Вологодской области. (Сокол).
5. Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (Голубь).
6. Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге Австралии, Африки, Южной Америки и в Антарктиде. (Пингвин).
7. Амазон, ара, какаду, какапо, кеа, корелла, лорикет, неразлучник, розелла. Всё это… Кто? (Попугай).
8. Птица, которая умеет по деревьям передвигаться как вверх, так и вниз. (Поползень).
9. Название этой нелетающей птицы, живущей только в Новой Зеландии, совпадает с названием сладкой сочной ягоды. (Киви).
10. Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин).
По горизонтали: 1. Страус; 2. Колибри; 3. Дятел; 4. Сокол; 5. Голубь; 6. Пингвин; 7. Попугай; 8. Поползень; 9. Киви; 10. Павлин.
По вертикали: ТРЯСОГУЗКА.
Трясогузка белая – птица 2011 года. Трясогузка – маленькая размером с воробья бело-чёрная птичка с длинным трясущимся хвостиком. Из-за этой особенности в народе про трясогузку говорят: хвостом лёд разбивает, а также её зовут птицей – ледоломкой. Трясогузку часто можно встретить на асфальтовых дорожках городов, у мусорных свалок, на складах брёвен в деревнях. Там она ловко хватаем мух, пауков, жуков, гусениц и других насекомых. Белые трясогузки – перелётные птицы, на зиму улетают в Африку и на юг Европы. Гнёзда устраивают недалеко от воды в деревянных сооружениях, в дровах, между корнями деревьев и других местах. Кладка состоит их 5-6 яиц. Насиживание яиц продолжается около 13 дней. Птенцы покидают гнёзда, ещё почти не умея летать.
Известный детский писатель Николай Сладков в книге «Азбука леса» о трясогузке написал очень интересный рассказ. Послушайте его. (Ведущий читает рассказ на стр. 75).
- Как вы думаете, какая птица в этом году является ПТИЦЕЙ ГОДА?
ОТВЕТ:
Орлан белохвост – птица 2013 года. орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) – птица, которая отвечает всем требованиям данной номинации: она распространена на большей части территории России, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.
Орлан-белохвост населяет огромную территорию Северной Евразии от степей и полупустынь Прикаспия на юге до лесотундр Ямала и Таймыра на севере. Гнездиться предпочитает вблизи водоёмов. Устраивать гнёзда старается на деревьях в лесной зоне. Крупные популяции орлана-белохвоста сосредоточены на Балтике и в северной Феноскандии, в бассейнах Днепра, Дона, Волги, Тобола, Оби, Иртыша, Амура. В России по последним оценкам гнездится не менее 8 - 10 тыс. пар, однако реальная численность орлана-белохвоста не известна, так как вид достаточно обычен на обширных пространствах Западной Сибири и Дальнего Востока, и на большей части территории его обитания учёты просто не проводились.
Игра для зрителей.
Какая птица иногда кричит как "драная кошка"? (Иволга.)
Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик.)
Какая птица носит название танца? (Чечетка.)
Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.)
У каких наших певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.)
Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка.)
Птенцы какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки.)
Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)
Какая птица сама себя называет? (Утка кряква.)
10 ) У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).
Раунд 8. «Пословица недаром молвится».
В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.
1 команда:
Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).
У каждой птицы… (своя песня).
Цыплят по осени… (считают).
2 команда:
Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).
Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).
Всякий кулик своё… (болото хвалит).
3 команда:
Одна ласточка… (весны не делает).
Гусь свинье… (не товарищ).
Как с гуся… (вода).
Раунд 9. «Ну-ка, прочитай!».
На карточках написаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом ряду нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы.
1 команда:
ПБДАКМКВЛОМДИОБН (павлин)
2 команда:
РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК (зяблик)
3 команда:
КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ (курица)
Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).
Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).
Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.
Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сетки.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я.
Г. Ладонщиков. Люблю птиц.
Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин. Покормите птиц.
Сейчас давайте подведём итоги нашей игры.
В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II и III места с загадками о птицах.
Использованная литература:
1. Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.
2.Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).
3.Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] : записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов . – М. : ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).
4.Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.
5.Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.
6. Интернет – ресурс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.