В гости к пернатым друзьям.
Оценка 4.8

В гости к пернатым друзьям.

Оценка 4.8
Мероприятия
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.01.2017
В гости к пернатым друзьям.
Предложен сценарий общешкольного мероприятия для начальной ступени в виде экологической игры, посвящённой Международному дню птиц (1 апреля). Цели: 1. Экологическое воспитание; 2. Прививать любовь к родной природе; 3. Помощь учебному процессу. Для проведения игры от каждого класса выбирается по 8 человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами. Правила игры: педагог - организатор (либо другой ведущий) зачитывает вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал. Предложен отборочный тур, а затем основная игра, состоящая из 9 раундов. А также предложена игра со зрителями и список использованной литературы.
В гости к пернатым друзьям..doc

В гости к пернатым друзьям

Экологическая игра, посвящённая Международному дню птиц (1 апреля).

 

                                                        Составила: педагог – организатор

 МБОУ «Морозовская СОШ»,

Мелентьева Лариса Николаевна.

Цели:

1.     Экологическое воспитание;

2.     Прививать любовь к родной природе;

3.     Помощь учебному процессу.

 

Место и время проведения мероприятия: актовый зал

 

Участники мероприятия:  2-4 классы

 

Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин. Покормите птиц.

 

Оборудование: чёрный ящик, ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.

 

Музыкальное сопровождение: голоса птиц.

 

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.

 

         Каждый день,

Когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы

И хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых,

Хороших

Прилетает к нам друзей.

На кормушках сидя,

Птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири…

Все привыкли –

Не пугливы,

Хоть руками их бери!


Г. Ладонщиков. Наши друзья.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в игре, которая посвящена Дню птиц. Для проведения игры от каждого класса  выбираем по 8  человек. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 минуты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

 

ОТБОРОЧНЫЙ  ТУР  ( Или: назвать птиц, которых знаете, кто назовёт последним, тот и первым начинает игру).

Предлагается 3 загадки. Команда, которая первой отгадает, та и будет первой, вторая – второй и третья – третьей.

1. Над рекою, над долиной повисла белая холстина.     (Туман).

2. Пушистая вата плывет куда – то. (Облака).

3. На дороге переполох – с неба сыплется горох. (Град).

 

Раунд 1. «Вспомни наше имя».

Кто изображён на фотографии? (Ведущий показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц).

Портреты птиц:

 

1команда:  ЖУРАВЛЬ, ДЯТЕЛ, СТРАУС.

2 команда: ГЛУХАРЬ, ЛЕБЕДЬ, ГУСЬ.

3 команда: СОВА, АИСТ, ОРЕЛ.


 

Раунд 2. «Чей нос лучше?»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Ребята, вы читали её? (Дети отвечают). Давайте сейчас проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам).

 

Команда 1. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

 

Команда 2. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной

пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

 

Команда 3. Назовите, чьи это клювы.

 (1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

 

Раунд 3. «Кто как летает?»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

Команда 1. Назовите, кто летит.

 (1 – утка; 2 – ласточка).

 

Команда 2. Назовите, кто летит.

 (1 – сорока; 2 – цапля).

Команда 3. Назовите, кто летит.

 (1 – ворона; 2 – гусь).

 

Раунд 4. «Кто как поёт?»

Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи голосов птиц. Каждой команде предложено угадать по пять мелодий).

1 команда:                                          2 команда:                              3 команда:

* Воробьи                                           * Страус                                 * Малиновка

* Грач                                                  * Ворон                                  * Синица

* Гусь                                                  * Ворона                                * Снегирь

* Иволга                                              * Чайка                                  * Сова болотная

* Кукушка                                          *  Ястреб                               * Сорока

 

Раунд 5. «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

Этот раунд я предлагаю проиграть для учителей.

1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

2. В черном ящике лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

3. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

4. Какая птица ест и пьёт прямо в полёте? (Стриж ловит насекомых на лету).

5. Назовите самую тяжёлую летающую птицу России. (Дрофа)

6. Назовите самую крупную современную птицу?  (Африканский страус).

   Рост африканского страуса свыше 2 м, а масса тела до 75 кг. Живет в Африканской саванне. Все его тело приспособлено к быстрому бегу. У страусов хорошо развитое зрение. Яйца страусов в 30 раз тяжелее куриных. В кладку откладывают яйца сразу несколько самок, а самец их насиживает. Африканского страуса разводят на фермах с целью получения мяса, яиц и перьев.

 

Физминутка:      В лесу.

                    Вверх руки подняли и покачали -

                    Это деревья в лесу.

                    Низко присели, вниз посмотрели -

                    Это жучок пьёт росу.

                    В стороны руки, плавно помашем -

                    Это к нам птицы летят,

                    Где они сядут, тоже покажем  -

                    Сели все дружно назад.

 

Раунд 6. «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохновения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

2. С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

6. В каких птиц злая королева превратила одиннадцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких  лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

 

Раунд 7. «Птицу года выбираем».

Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Для этого проводятся различные мероприятия, акции, конкурсы и т. д.

Так 2007 год был годом зимородка, 2008 – снегиря, 2009 – лебедя, 2010 – чибиса. А какая птица была  выбрана птицей года в 2011 году вы сейчас узнаете, отгадав кроссворд.

 

 

 

 

 

1

С

Т

Р

А

У

С

2

К

О

Л

И

Б

Р

И

 

 

 

 

 

 

 

3

Д

Я

Т

Е

Л

 

 

 

 

 

 

4

С

О

К

О

Л

 

 

 

 

5

Г

О

Л

У

Б

Ь

 

 

6

П

И

Н

Г

В

И

Н

 

 

 

7

П

О

П

У

Г

А

Й

 

8

П

О

П

О

Л

З

Е

Н

Ь

 

 

 

 

 

 

9

К

И

В

И

 

 

 

 

10

П

А

В

Л

И

Н


1. Самая крупная птица в мире (вес до 160 кг, рост до 3 м). (Страус).

2. Самая маленькая птичка (вес 2 г). (Колибри).

3. Какая птица считается санитаром леса? (Дятел).

4. Самая быстрая птица в мире (скорость до 1000 км/ч) и одновременно название города в Вологодской области. (Сокол).

5. Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (Голубь).

6. Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге Австралии, Африки, Южной Америки и в Антарктиде. (Пингвин).

7. Амазон, ара, какаду, какапо, кеа, корелла, лорикет, неразлучник, розелла. Всё это… Кто? (Попугай).

8. Птица, которая умеет по деревьям передвигаться как вверх, так и вниз. (Поползень).

9. Название этой нелетающей птицы, живущей только в Новой Зеландии, совпадает с названием сладкой сочной ягоды. (Киви).

10. Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин).

По горизонтали: 1. Страус; 2. Колибри; 3. Дятел; 4. Сокол; 5. Голубь; 6. Пингвин; 7. Попугай; 8. Поползень; 9. Киви; 10. Павлин.

По вертикали: ТРЯСОГУЗКА.

Трясогузка белая – птица 2011 года. Трясогузка – маленькая размером с воробья бело-чёрная птичка с длинным трясущимся хвостиком. Из-за этой особенности в народе про трясогузку говорят: хвостом лёд разбивает, а также её зовут птицей – ледоломкой. Трясогузку часто можно встретить на асфальтовых дорожках городов, у мусорных свалок, на складах брёвен в деревнях. Там она ловко хватаем мух, пауков, жуков, гусениц и других насекомых. Белые трясогузки – перелётные птицы, на зиму улетают в Африку и на юг Европы. Гнёзда устраивают недалеко от воды в деревянных сооружениях, в дровах, между корнями деревьев и других местах. Кладка состоит их 5-6 яиц. Насиживание яиц продолжается около 13 дней. Птенцы покидают гнёзда, ещё почти не умея летать.

Известный детский писатель Николай Сладков в книге «Азбука леса» о трясогузке написал очень интересный рассказ. Послушайте его. (Ведущий читает рассказ на стр. 75).

- Как вы думаете, какая птица в этом году является ПТИЦЕЙ ГОДА?

ОТВЕТ:

Орлан белохвост – птица 2013 года. орлан-белохвост (Haliaeetus albicilla) – птица, которая отвечает всем требованиям данной номинации: она распространена на большей части территории России, легко узнаваема, нуждается во внимании и помощи человека.

Орлан-белохвост населяет огромную территорию Северной Евразии от степей и полупустынь Прикаспия на юге до лесотундр Ямала и Таймыра на севере. Гнездиться предпочитает вблизи водоёмов. Устраивать гнёзда старается на деревьях в лесной зоне. Крупные популяции орлана-белохвоста сосредоточены на Балтике и в северной Феноскандии, в бассейнах Днепра, Дона, Волги, Тобола, Оби, Иртыша, Амура. В России по последним оценкам гнездится не менее 8 - 10 тыс. пар, однако реальная численность орлана-белохвоста не известна, так как вид достаточно обычен на обширных пространствах Западной Сибири и Дальнего Востока, и на большей части территории его обитания учёты просто не проводились.

Игра для зрителей.

Какая птица иногда кричит как "драная кошка"? (Иволга.)

Какие птицы ночуют в снегу? (Куропатка, тетерев, рябчик.)

Какая птица носит название танца? (Чечетка.)

Какое растение носит название глаза птицы? (Вороний глаз.)

У каких наших певчих птиц самцы желтые, а самки зеленые? (У клестов.)

Какие птицы еду себе добывают, ныряя в воду под лед? (Олепка.)

Птенцы какой птицы шипят в дупле, как змеи? (Вертиголовки.)

Какая самая маленькая птица в России? (Королек.)

Какая птица сама себя называет? (Утка кряква.)

10 ) У какой птицы  язык покрыт  шипами?  (У пингвинов, чтобы удерживать во рту скользкую рыбу).

 

Раунд 8. «Пословица недаром молвится».

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

 

1 команда:

Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

У каждой птицы… (своя песня).

Цыплят по осени… (считают).

 

2 команда:

Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).

Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

Всякий кулик своё… (болото хвалит).

 

3 команда:

Одна ласточка… (весны не делает).

Гусь свинье… (не товарищ).

Как с гуся… (вода).

 

Раунд 9. «Ну-ка, прочитай!».

 

На карточках написаны названия птиц. Чтобы их прочесть, в каждом ряду нужно зачеркнуть повторяющиеся буквы.

1 команда:

ПБДАКМКВЛОМДИОБН (павлин)

2 команда:

РЗТЯСТЮБДЛЮСИДРК (зяблик)

3 команда:

КЛТУВБРЫВИБЦЫТАЛ (курица)

 

Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.


Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками,

Ни в сетки.

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки,

Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья

Не обидел в жизни я.

Г. Ладонщиков. Люблю птиц.


Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…


Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

 

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

 

А. Яшин. Покормите птиц.


 

Сейчас давайте подведём итоги нашей игры.

В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II и III места  с загадками о птицах.

 

 

Использованная литература:

 

1. Кудряшёва Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшёва // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.

2.Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М. : Мир энциклопедий, 2006. – 184 с. : ил. – (Самые красивые и знаменитые).

3.Птицы средней полосы России [Электронный ресурс] : записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов . – М. : ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).

4.Сладков Н. И. Азбука леса : рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск : Русич, 2002. – 104 с. : ил.

5.Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.

6. Интернет – ресурс.



В гости к пернатым друзьям Экологическая игра, посвящённая

В гости к пернатым друзьям Экологическая игра, посвящённая

Муравейник» предложил возродить день птиц

Муравейник» предложил возродить день птиц

ЖУРАВЛЬ, ДЯТЕЛ, СТРАУС. 2 команда:

ЖУРАВЛЬ, ДЯТЕЛ, СТРАУС. 2 команда:

Команда 3. Назовите, кто летит

Команда 3. Назовите, кто летит

Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь

Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь

Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге

Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге

Какая самая маленькая птица в

Какая самая маленькая птица в

Ни ловушками, Ни в сетки. Не держу их дома в клетке

Ни ловушками, Ни в сетки. Не держу их дома в клетке

В гости к пернатым друзьям.

В гости к пернатым друзьям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017