В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл
23.03.2017
Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе, посвящённое народным промыслам, и проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства, которые известны не только в России, но и во всём мире. А так же расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.Документ Microsoft Word с конспектом мероприятия.
В гостях у народных умельцев..docx
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ
Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
Тема: Народные промыслы — творческий труд народов России.
Цель:
Создание представления о характерных особенностях народных промыслов
Хохлома, Дымково, а также таких изделий, как русская матрёшка.
Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии,
национального самосознания, творческих способностей.
Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
Расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи,
обычаях и традициях Дона.
Оборудование: Изделия народных промыслов: хохломская посуда, матрёшки;
репродукции, изображающие изделия народных промыслов; стенд, к которому
прикреплены карточки с изображением отдельных элементов каждого из
представленных промыслов.
Организация:
При подготовке к уроку учащиеся класса делятся на 3 команды по числу
промыслов, представляемых на уроке. В каждой команде — Скоморох, Историк,
Мастер, Художник, может быть ещё и Сказочник, которые готовят материал для
презентации одного из промыслов в соответствии со своей ролью. Заставка
Ход мероприятия:
У ч и т е л ь . Мы уже знаем, что окружающий нас мир состоит из природных
объектов и вещей, предметов, которые создал человек своим трудом.
Сегодня наше мероприятие посвящено народным промыслам, и пройдёт оно в
форме презентации предметов декоративноприкладного искусства, которые
известны не только в России, но и во всём мире.
Я приглашаю вас в уникальное путешествие, посетить минимузеи, которые
размещены прямо в нашем классе. Вы познакомитесь с особенностями уникальных
искусств, узнаете их историю и покажите, какие работы получились у вас.
Каждый из вас готовился рассказать об одном из видов народных промыслов,
показать образцы работ мастеровумельцев.
Скоморохи:
Все сюда честной народ!
Скомороший наш приход
Объявляет ярмарку:
Весёлую и яркую!
Подходи и стар и млад.
Скоморох любому рад.
Вам на удивление
Будет представление! Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из
России.
Слово предоставляется команде «Матрёшки».
С к о м о р о х ( демонстрирует несколько матрёшек, вынимая их одну за
другой).
Матрёшки:
1. Русские Матрёшеньки,
2. Девицы белёшеньки.
3. Все с аленькими щёчками,
4. Покрытые платочками.
И с т о р и к .
Впервые матрёшка появилась в 90х гг. XIX в. в Москве. Она была сделана по
эскизу известного художника С. Малютина.
И с т о р и к .
Новая игрушка всем очень понравилась, её стали создавать в Сергиевом
Посаде, в городе Семёнове (под Нижним Новгородом) и во многих других городах
и сёлах России.
И с т о р и к .
Эти матрёшки различаются и размером, и росписью, но общим для всех
является то, что это деревянная, разъёмная игрушка, в которой из каждой фигурки
вынимается следующая, меньшего размера.
(Демонстрирует, как это
происходит.)
М а с т е р.
Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной
берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней — нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так
весь ряд многоместной игрушки.
М а с т е р.
Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в
туловище. Основание у фигурки устойчивое.
(Рассказ мастера сопровождается показом матрёшки.)
Х у д о ж н и к .
После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе
приступает художник. В каждой местности матрёшку расписывают поразному. Мы
вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада.
Х у д о ж н и к .
Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним
щёчки. Изпод платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор.
Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.
Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.
(Описание сопровождается показом на самой матрёшке или на иллюстрации.)
Слово предоставляется команде «Дымково».
С к о м о р о х .
Мы из Дымково пришли,
Вам игрушки принесли.
(Демонстрирует игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)
Купец
(Показывает барашка.)
Барашексвисток,
Левый рог — завиток, Правый рог — завиток,
На груди — цветок.
Купец (Показывает утку.)
УткаМарфутка
Бережком идёт,
УточекМарфуточек
Купаться ведёт.
Купец
(Показывает индюка.)
Индяиндяиндючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок непростой,
Красный, белый, золотой.
И с т о р и к .
А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от
города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но
игрушечное дело было для них самым любимым.
И с т о р и к .
В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные
ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушкисвистульки,
исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но
и взрослые, ими украшали свои дома.
С к а з о ч н и к . До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. «Каждую весну
чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо
колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских
игрушках появились яркие круги, полосы».
М а с т е р .
Старая дымковская игрушка — сложная ручная работа. Весной собирали
красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали
шарики, которые превращали в «блины», а затем сворачивали «блин» так, чтобы
получилась нужная форма игрушки.
М а с т е р .
Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре.
Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая
тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем
обжигали в русской печи и остужали.
Следующий этап работы — «отбеливание»: фигурку погружают в раствор
мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.
(Рассказ сопровождается показом элементов игрушек.)
Х у д о ж н и к .
Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются
краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и
несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так
сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной.
Кроме того, игрушку украшали сияющими листочкамиромбиками сусального
золота, что делало её ещё нарядней, богаче.
Слово предоставляется команде «Хохлома». С к о м о р о х (демонстрирует деревянную посуду с хохломской росписью).
Хохломская роспись
— Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощиперелески,
Шёлковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы.
С к о м о р о х
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
И с т о р и к .
Названа эта роспись деревянной посуды, и мебели по имени села,
расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках
продавалась эта замечательная посуда. А когда и как родилось это чудо народных
умельцев, расскажет вам Сказочник.
С к а з о ч н и к .
В давние времена жил в Москве мастер живописец. Царь высоко ценил его
мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и
перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая
обычная, а переступишь через порог — глаз нельзя отвести от мебели да от посуды,
что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из
простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для
этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом
и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото
становилось похоже.
Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя.
Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная
молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего
ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким
пламенем изба мастерахудожника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали,
нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали
красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.
М а с т е р .
Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской
росписью. Я вам ещё напомню, что вытачивается она на токарном станке или
вырезается ножом из липы и берёзы.
Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают,
покрывают олифой.
Х у д о ж н и к .
Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть
серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными
красками. Х у д о ж н и к .
Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего
серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом
и чёрном фоне.
Х у д о ж н и к .
Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Вот
элементы хохломской росписи (берёт образцы со стенда и показывает):
«травка», «яблочко», «ягодка», «виноград» и др. Самые главные виды росписи:
«травка» и «Кудрина».
Учитель: Спасибо, ребята, за ваши выступления. А сейчас я предлагаю вам
подойти к столам других команд и посмотреть работы ваших товарищей.
Физминутка.
Учитель:
Мы продолжаем наше путешествие. И сейчас мы отправляемся с вами в гости
по Донской земле. Я хочу вас познакомить Семикаракорским народным
художественным промыслом «Аксинья». Это единственное предприятие в
ростовской области. Выпускающее фаянсовые изделия из экологически чистого
природного материала.
Семикаракорской керамика – это яркое явление народной художественной
культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего
края, его местную духовную культуру, традиции донского искусства, овеянные
свободолюбивым духом казачества.
Первое упоминание о станице Семикаракорской относится к 1594 году. Это
одно из самых ранних поселений казаков на Дону. Первоначально оно находилось
между левым берегом Дона и устьем Сала, потом передвинулась в урочище Чершава. Но и здесь весенние воды часто затопляли станицу, и она была вынуждена
переселиться на правый берег в луг Панова Гряда, отсюда на север, в Бугры. На
нынешнем месте Семикаракорск с 1895 года.
Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего
города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен
везде стихийно возникали кустарные гончарные мастерские, используя богатые
местные ресурсы сырья: различные глины и песок. Достаточно близко от города
при раскопках обнаружены древние многослойные поселения периода
средневековья, в развалах которых обнаружена характерная традиционная
керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон
Художникам и мастерам удалось создать оригинальное художественно
стилевое направление – Семикаракорское письмо с использованием в росписи
букетнорастительного орнамента с акцентом на более крупном центральном
цветке. В орнамент включаются сюжетные композиции стилизованной флоры и
фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы.
У ч и т е л ь . Теперь, дети, вы имеете представление о различных народных
промыслах. Давайте посмотрим. Как вы усвоили материал. А помогут нам в этом
загадки:
1. Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девицакрасавица
По улице пешком,
Что это за игрушка?
(Дымковская барыня.)
2. Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница.
(Матрешка)
3. Золотом сверкает эта чаша,
Светом она солнечным полна.
Вы уже, конечно, догадались;
Родина той чаши... (Хохлома.)
4. В деревянной Машеньке
Внутри кукла Сашенька.
Открой куклу Сашеньку,
А там крошка Дашенька.
А в сестрице Дашеньке
Есть малютка Пашенька.
(Матрешка)
5. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога.
(Дымковский баран.)
6. Откуда я? С Дона! Где высь да простор,
Где сладкие звоны Семикаракор,
Где поле широко, работа красна, Где песня далёкодалёко слышна…
(Семикаракорская керамика)
Учитель: Вот и подошла к концу наша сказка... Да сказка ли это? Волшебные руки
человеческие превратили ее в быль. Поклон вам, мастера до земли! За то, что
славите вы нашу страну по всему свету!
Заставка.
Литература:
Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М.:
Просвещение, 1995.
Барабанщикова Н. В. Здравствуй, лето. Праздник искусств // Начальная
школа. — 1996. — № 6. — С. 56. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального
экологического воспитания // Начальная школа. — 1994. — № 2. — С. 32.
Беркутова А. А. Тематические уроки русского языка // Начальная школа. —
1995. — № 9. — С. 21.
В гостях у природы: Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и
временах года / Сост. В. В. Волина. — СПб.: Виктория, 1997.
Марченко Т. В. Занимательные задачи // Начальная школа. — 2000. — № 5.
— С. 73.
Нилова Т. В. Игры с цифрами и числами на уроках в школе и дома. — М.:
АСТПРЕСС, 1998.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол. — М.: Самовар, 1995.
Сироткина Е. Я. Как поддержать интерес ребёнка к изобразительному
искусству // Начальная школа. — 1997. — № 2. — С. 57.
Соболева О. Л., Агафонов В. Б. Тайны страны Акитаммарг, или
Удивительные путешествия с Запятайкиным: Книга для внеклассного чтения по
русскому языку в начальной школе. — Рос товн/Д: Феникс, 1995.
Шпикалова Т. Я. Воспитание памяти исторической, культурной и народной //
Начальная школа. — 1994. — № 1. — С. 49.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.