В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.
Оценка 4.9

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа
1 кл
23.03.2017
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.
Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе, посвящённое народным промыслам, и проходит в форме презентации предметов декоративно-прикладного искусства, которые известны не только в России, но и во всём мире. А так же расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи, обычаях и традициях Дона.Документ Microsoft Word с конспектом мероприятия.
В гостях у народных умельцев..docx
В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе. Тема: Народные промыслы — творческий труд народов России. Цель: Создание представления о характерных особенностях народных промыслов  Хохлома, Дымково, а также таких изделий, как русская матрёшка. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии,  национального самосознания, творческих способностей. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.  Расширить представление обучающихся о Семикаракорской росписи,  обычаях и традициях Дона. Оборудование: Изделия народных промыслов: хохломская посуда, матрёшки;  репродукции, изображающие изделия народных промыслов; стенд, к которому  прикреплены карточки с изображением отдельных элементов каждого из  представленных промыслов. Организация: При подготовке к уроку учащиеся класса делятся на 3 команды по числу  промыслов, представляемых на уроке. В каждой команде — Скоморох, Историк,  Мастер, Художник, может быть ещё и Сказочник, которые готовят материал для  презентации одного из промыслов в соответствии со своей ролью. Заставка Ход мероприятия: У ч и т е л ь .  Мы уже знаем, что окружающий нас мир состоит из природных объектов и вещей, предметов, которые создал человек своим трудом. Сегодня наше мероприятие посвящено народным промыслам, и пройдёт оно в форме   презентации   предметов   декоративно­прикладного   искусства,   которые известны не только в России, но и во всём мире.  Я  приглашаю вас в уникальное путешествие, посетить мини­музеи, которые размещены прямо в нашем классе. Вы познакомитесь с особенностями уникальных искусств, узнаете их историю и покажите, какие работы получились у вас. Каждый из вас готовился рассказать об одном из видов народных промыслов, показать образцы работ мастеров­умельцев.  Скоморохи: Все сюда честной народ! Скомороший наш приход Объявляет ярмарку:  Весёлую  и яркую! Подходи и стар и млад. Скоморох любому рад. Вам на удивление Будет представление! Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из  России. Слово предоставляется команде «Матрёшки». С к о м о р о х   ( демонстрирует несколько матрёшек, вынимая их одну за  другой). Матрёшки: 1. Русские Матрёшеньки,  2. Девицы белёшеньки.  3. Все с аленькими щёчками,  4. Покрытые платочками. И с т о р и к .   Впервые матрёшка появилась в 90­х гг. XIX в. в Москве. Она была сделана по эскизу известного художника С. Малютина.  И с т о р и к .   Новая   игрушка   всем   очень   понравилась,   её   стали   создавать   в   Сергиевом Посаде, в городе Семёнове (под Нижним Новгородом) и во многих других городах и сёлах России.  И с т о р и к .   Эти   матрёшки   различаются   и   размером,   и   росписью,   но   общим   для   всех является то, что это деревянная, разъёмная игрушка, в которой из каждой фигурки вынимается   следующая,   меньшего   размера.  (Демонстрирует,   как   это происходит.) М а с т е р.  Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней — нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки. М а с т е р.  Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое. (Рассказ мастера сопровождается показом матрёшки.) Х у д о ж н и к .   После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник. В каждой местности матрёшку расписывают по­разному. Мы вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада.  Х у д о ж н и к .   Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки.   Из­под   платочка   видны   русые   волосы,   уложенные   на   прямой   пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан. Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак. (Описание сопровождается показом на самой матрёшке или на иллюстрации.) Слово предоставляется команде «Дымково». С к о м о р о х .   Мы из Дымково пришли,  Вам игрушки принесли. (Демонстрирует игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)  Купец (Показывает барашка.)  Барашек­свисток,  Левый рог — завиток, Правый рог — завиток,  На груди — цветок.            Купец (Показывает утку.)  Утка­Марфутка  Бережком идёт,  Уточек­Марфуточек  Купаться ведёт. Купец  (Показывает индюка.)  Индя­индя­индючок,  Ты похож на сундучок,  Сундучок непростой,  Красный, белый, золотой. И с т о р и к .   А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от  города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но  игрушечное дело было для них самым любимым. И с т о р и к .   В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные  ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки­свистульки,  исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но  и взрослые, ими украшали свои дома. С к а з о ч н и к . До наших дней дошла легенда о дымковском коньке. «Каждую весну  чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо  колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских  игрушках появились яркие круги, полосы». М а с т е р .   Старая дымковская игрушка — сложная ручная работа. Весной собирали  красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в «блины», а затем сворачивали «блин» так, чтобы  получилась нужная форма игрушки.  М а с т е р .   Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре.  Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая  тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем  обжигали в русской печи и остужали. Следующий этап работы — «отбеливание»: фигурку погружают в раствор  мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой. (Рассказ сопровождается показом элементов игрушек.) Х у д о ж н и к .   Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются  краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и  несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так  сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной.  Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками­ромбиками сусального  золота, что делало её ещё нарядней, богаче. Слово предоставляется команде «Хохлома». С к о м о р о х  (демонстрирует деревянную посуду с хохломской росписью). Хохломская роспись  — Алых ягод россыпь,  Отголоски лета  В зелени травы,  Рощи­перелески,  Шёлковые всплески  Солнечной медовой  Золотой листвы. С к о м о р о х   Роспись хохломская,  Словно колдовская,  В сказочную песню  Просится сама,  И нигде на свете  Нет таких соцветий.  Всех чудес чудесней  Наша Хохлома. И с т о р и к .   Названа эта роспись деревянной посуды, и мебели по имени села,  расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках  продавалась эта замечательная посуда. А когда и как родилось это чудо народных  умельцев, расскажет вам Сказочник. С к а з о ч н и к .   В давние времена жил в Москве мастер ­ живописец. Царь высоко ценил его  мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и  перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая  обычная, а переступишь через порог — глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из  простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для  этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото  становилось похоже. Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя.  Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная  молва. Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего  ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким  пламенем изба мастера­художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали,  нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали  красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет. М а с т е р .   Из легенды вы уже многое узнали о том, как получается посуда с хохломской росписью. Я вам ещё напомню, что вытачивается она на токарном станке или  вырезается ножом из липы и берёзы.  Затем вещь покрывают тончайшим слоем глины, тщательно просушивают,  покрывают олифой. Х у д о ж н и к .   Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть  серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными  красками. Х у д о ж н и к .   Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего  серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом  и чёрном фоне. Х у д о ж н и к .   Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Вот  элементы хохломской росписи (берёт образцы со стенда и показывает):  «травка», «яблочко», «ягодка», «виноград» и др. Самые главные виды росписи:  «травка» и «Кудрина». Учитель: Спасибо, ребята, за ваши выступления. А сейчас я предлагаю вам  подойти к столам других команд и посмотреть работы ваших товарищей. Физминутка. Учитель: Мы продолжаем наше путешествие. И сейчас мы отправляемся с вами в гости по   Донской   земле.   Я   хочу   вас   познакомить   Семикаракорским   народным художественным   промыслом   «Аксинья».   Это   единственное   предприятие   в ростовской   области.  Выпускающее  фаянсовые   изделия  из  экологически  чистого природного материала. Семикаракорской керамика – это яркое явление народной художественной культуры Донской земли. Она впитала все краски этого прекрасного и могучего края,  его   местную   духовную   культуру,  традиции   донского   искусства,  овеянные свободолюбивым духом казачества. Первое упоминание о станице Семикаракорской относится к 1594 году. Это одно из самых ранних поселений казаков на Дону. Первоначально оно находилось между   левым   берегом   Дона   и   устьем   Сала,   потом   передвинулась   в   урочище Чершава. Но и здесь весенние воды часто затопляли станицу, и она была вынуждена переселиться на правый берег в луг Панова Гряда, отсюда ­ на север, в Бугры. На нынешнем месте Семикаракорск с 1895 года. Многочисленные археологические исследования в окрестностях нынешнего города Семикаракорска подтверждают, что здесь еще с дохристианских времен везде   стихийно   возникали   кустарные   гончарные   мастерские,   используя   богатые местные ресурсы сырья: различные глины и песок. Достаточно близко от города при   раскопках   обнаружены   древние   многослойные   поселения   периода средневековья,   в   развалах   которых   обнаружена   характерная   традиционная керамика с местной глиной в тесте из обрывов реки Дон Художникам   и   мастерам   удалось   создать   оригинальное  художественно­ стилевое   направление   –   Семикаракорское   письмо   с   использованием   в   росписи букетно­растительного   орнамента   с   акцентом   на   более   крупном   центральном цветке.   В   орнамент   включаются   сюжетные   композиции   стилизованной   флоры   и фауны Дона, идущие от казачьего фольклора и современные мотивы. У ч и т е л ь .  Теперь, дети, вы имеете представление о различных народных  промыслах. Давайте посмотрим. Как вы усвоили материал. А помогут нам в этом  загадки: 1. Зонтик грибком,             Руки крендельком,            Ходит девица­красавица             По улице пешком,             Что это за игрушка?                                                 (Дымковская барыня.) 2. Ростом разные подружки, Не похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке,  В этой молодице Прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница.                                                                   (Матрешка) 3. Золотом сверкает эта чаша,            Светом она солнечным полна.  Вы уже, конечно, догадались;  Родина той чаши... (Хохлома.) 4. В деревянной Машеньке  Внутри кукла Сашенька.  Открой куклу Сашеньку,  А там ­ крошка Дашенька.  А в сестрице Дашеньке  Есть малютка Пашенька.                                                                 (Матрешка) 5. Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога.                                              (Дымковский баран.) 6. Откуда я? С Дона! Где высь да простор, Где сладкие звоны Семикаракор, Где поле широко, работа красна, Где песня далёко­далёко слышна…                                          (Семикаракорская керамика) Учитель: Вот и подошла к концу наша сказка... Да сказка ли это? Волшебные руки человеческие превратили ее в быль. Поклон вам, мастера  до земли! За то, что славите вы нашу страну по всему свету! Заставка. Литература: Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М.:  Просвещение, 1995. Барабанщикова Н. В. Здравствуй, лето. Праздник искусств // Начальная  школа. — 1996. — № 6. — С. 56. Барковская О. М. Содержание, цель и задачи программы начального  экологического воспитания // Начальная школа. — 1994. — № 2. — С. 32. Беркутова А. А. Тематические уроки русского языка // Начальная школа. —  1995. — № 9. — С. 21. В гостях у природы: Сборник рассказов, сказок, стихов о природе России и  временах года / Сост. В. В. Волина. — СПб.: Виктория, 1997. Марченко Т. В. Занимательные задачи // Начальная школа. — 2000. — № 5.  — С. 73. Нилова Т. В. Игры с цифрами и числами на уроках в школе и дома. — М.:  АСТ­ПРЕСС, 1998. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол. — М.: Самовар, 1995. Сироткина Е. Я. Как поддержать интерес ребёнка к изобразительному  искусству // Начальная школа. — 1997. — № 2. — С. 57. Соболева О. Л., Агафонов В. Б. Тайны страны Акитаммарг, или  Удивительные путешествия с Запятайкиным: Книга для внеклассного чтения по  русскому языку в начальной школе. — Рос­ тов­н/Д: Феникс, 1995. Шпикалова Т. Я. Воспитание памяти исторической, культурной и народной // Начальная школа. — 1994. — № 1. — С. 49.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в 1 «В» классе.

В ГОСТЯХ У РУССКИХ УМЕЛЬЦЕВ. Внеурочное мероприятие в  1 «В» классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017