Тема: Традиции и обычаи казахского народа.
Цель: Дать понятия о традициях и обычаях казахского народа.
Задачи обучения: 1) Формировать знания учащихся о традициях и обычаях казахского народа. Познакомить с государственной символикой, с национальным костюмом, обычаями и традициями. Дать понятия о сплочённости народов во время ВОВ; 2)Развивать знания учащихся о многонациональном Казахстане, о дружбе, мире и согласии между народами, проживающими на территории Казахстана; 3) Воспитывать дружеские отношения между учащимися независимо от национальности, уважительное отношение к любой нации, патриотические качества и гордость за свою Родину, за свой народ и свою нацию.
Тип классного часа: Комбинированный.
Методы: Фронтальный, наглядный, практический, интерактивный.
Ход классного часа
1.Организационный момент. Психологический настрой детей.
Мы на свет родились, чтобы радостно жить,
Чтобы радостно жить, чтобы крепко дружить,
Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.
Мы сегодня проведём классный час на тему: «Традиции и обычаи казахского народа»
Составной частью культуры каждого народа является сохранение своих обычаев, традиций и обрядов, передаваемых из поколения в поколение. Обычаи, традиции и обряды казахcкого народа формировались на протяжении нескольких столетий. На казахские традиции и обычаи оказали влияние и кочевой образ жизни и мусульманская религия. В настоящее время возродился интерес к прошлому у молодого поколения. И это естественно, ведь люди должны знать историю того места, гне они живут, помнить и передавать обычаи, традиции и обряды будущим поколениям. Время неумолимо бежит, и каждый прожитый день становится частичкой истории. И чем дольше, тем меньше у нас возможности узнать о прошлом наших предков. Поэтому сохранение, изучение культурного наследия, традиций и обычаев казахского народа является одной из актуальных задач.
Характерной чертой казахского народа было и есть гостеприимство. Гостей всегда встречали радушно и обязательно усаживали отведать угощений за дастарханом в нарядной юрте - национальном жилище казахов. Казахская кухня славится главным образом большим разнообразием мясных деликатесов и вкуснейших блюд из мяса, а также полезнейшими напитками, такими как кумыз, шубат и айран.
Другой характерной чертой казахского народа является трепетное, уважительное и внимательное отношение к старшим. Детям с колыбели прививают почитание, уважение к старшему поколению, учат прислушиваться к их мудрым мыслям. Казахский народ очень дружный. Правило для любого казаха - никогда не оставлять близких и родственников в беде, хранить честь и достоинство своей семьи и рода. Таким образом, казахский народ соблюдая свои обычаи и традиции и по сей день может с гордостью сказать что чтит и уважает своих предков не забывая то через, что прошёл их народ.
Традиции казахов
Казахи вели кочевой образ жизни. Этот образ жизни повлиял на их
традиции, приготовление еды, образ одежды и традиции. Их национальная кухня
состоит в основном из мясных блюд, которое было доступно в любое время.
Наречение ребенка. Когда в молодой семье появляется малыш бабушка,
дедушка или самый старший из родственников дает ему имя. Он наклоняется к уху
малыша и говорит три раза: - Твое имя!
Колыбель. Когда малышу исполнится несколько дней, его
укладывают в колыбель, которую для него дарит родственница мамы. Ей доверяют в
первый раз уложить ребенка. Сначала она изгоняет злых духов над кроваткой с
помощью зажженной палочки. Стелит маленькие подушки и одеяла. Потом пеленает
малыша и специально сшитыми лентами перевязывает его в трех местах. Накрывает
шапаном (головной убор), шубкой, чтобы малыш был сыном народа, вешает уздечку и
плетку, чтобы стал хорошим наездником, прикрепляет тумар (талисман), чтобы не
сглазили, привязывает когти беркута, чтобы имел зоркий глаз.
Ребенку 40 дней. В этот день ребенка купают в воде с
серебряными монетами и кольцами. Самая старшая женщина выливает на ребенка 40
ложек воды и говорит: «Пусть твои позвонки будут крепкими, пусть быстрее
окрепнут твои ребра».
Кольца и монеты разбирают женщины, которые купают малыша. Состриженные в этот
день волосы кладут в тряпочку и пришивают к плечу его одежды. А ногти закапывают
в укромное место, где никто не ходит. В рубашку, которую малыш носил до сорока
дней, заворачивают сладости, привязывают на шею собаки и отпускают. Дети
догоняют собаку, отвязывают рубашку и делят между собой сладости.
Резание пут. Малышу, который только научился ходить,
перевязывают ноги полосатой веревкой. Разрезать эту веревку поручают человеку с
красивой походкой и доброй душой. Это делалось для того, чтобы ребенок перенял
для себя эти качества.
Посвящение в наездники. Когда мальчику исполняется 4-5
лет, его посвящают в наездники. Для него делают ашамай-ер (специальное седло из
дерева). Выбирают самого спокойного жеребенка-трехлетку и садят на него
ребенка. Отец водит коня по всему аулу для того, чтобы малыш поприветствовал
всех людей. Женщины бросают шашу (подарки и сладости). Оседлав своего первого
коня, мальчик по праву может считать себя мужчиной.
Токум кагу. Когда ребенок научится самостоятельно ездить верхом, он
впервые выезжает из дома. В этот день приглашают уважаемых людей почтенного
возраста. Гости играют на домбре, поют песни, играют в разные
игры.
Козы жасы (возраст ягненка 10-13 лет). В 10
лет мальчики пасут ягнят. Поэтому этот возраст считали «возрастом ягненка». Кой
жасы (возраст овцы 13 - 20 лет). После 13 лет мальчикам доверяли пасти овец.
Жылкы жасы (возраст лошади 25 - 40 лет). В 25 - 40 лет джигиты пасли лошадей.
Патша жасы (царский возраст 40 лет). В это время человеку можно доверить управлять
народом, считают казахи.
Народные обычаи
Суйынши – сообщение
радостной вести. Когда произносят «Суйынши», все сразу понимают, что человек
пришел с хорошей новостью. А тому, кто приносит известие, надо обязательно
подарить подарок.
Сэлемде – знак приветствия и уважения. Давно не
встречавшиеся люди дарят друг другу драгоценности, сувениры, угощение. Не
обязательно, чтобы вещь была дорогая, но памятная.
«Коримдик» от слова «кору» - смотреть, видеть. Подарок,
который дают за увиденное впервые (молодую невестку, новорожденного и т.д.).
Значение обычая не в том, чтобы взять или дать подарок, а для выражения добрых
намерений смотрящих.
Базарлык – не очень дорогие вещи или
памятные сувениры. Обычно привозит человек, который вернулся из дальней поездки
для своих близких и знакомых.
Жети ата – семь поколений. Все потомки одного деда до
седьмого колена считаются близкими родственниками. Древний обычай требует знать
семь поколений предков и запрещает браки внутри рода.
Тыйым – Запрет. У казахов, как и у многих других народов,
существуют запреты. Например, нельзя наступать на порог, дарить близким людям
нож или собаку – это может привести к вражде. Свистеть в доме – прогонять
счастье и деньги. Но есть и другие запреты – этнические. Например, нельзя
переходить дорогу старшему.
Араша – возглас, чтобы остановить тех, кто
спорит или дерется. Если кто-то решает свой спор кулаками и услышит: «Араша!»,
«Араша!», они должны немедленно прекратить скандал. Ослушание строго
наказывалось штрафом.
Кутты болсын айту – поздравление. Этот
древний обычай говорит «Кутты болсын!» при значительном событии, например,
рождении ребенка. Традиционное пожелание достатка и благополучия, знак добрых
чувств и умение вместе радоваться.
Токымкагар – обряд для уезжающих в дальнюю дорогу. Нужно
зарезать барана, накрыть дастархан (праздничный стол), позвать гостей. Во время
этого обряда поют песни и говорят пожелание тому, кто уезжает.
Тизе бугу – преклонить колено, присесть. Знак почета дому.
Если человек пришел в чей-то дом, он обязательно должен присесть или преклонить
колено, иначе он может нанести неизгладимую обиду хозяину дома, изложив цель
своего посещения стоя.
Шашу – осыпание. Во время радостного события (свадьба,
сватовство и т.д.) на виновников торжества бросают конфеты или деньги. Дети с
радостью собирают разбросанные конфеты. Казахи верят, что сладости, подобранные
во время «Шашу» приносят удачу.
Национальные обычаи,традиции и праздники Казахстана
Национальные обычаи казахского народа уходят корнями в языческие культурные традиции Великой степи.
С распространением ислама казахи переняли и основные религиозные праздники и традиции арабского Востока, которые, появившись в Центральной Азии, изменились, включив и местные обычаи.
Казахские обычаи и традиционные праздники поражают своей красочностью, богатством смыслового наполнения и в полной мере отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного и стремящегося жить в гармонии с окружающим миром.
Свадебный обряд
В полной мере эти замечательные черты находят свое отражение в свадебном обряде. Как и у других народов, у казахов существовало мистическое представление о соединении двух людей в супружеский союз. В народе говорили: “В жизни невозможно предугадать три вещи: с кем будет заключен супружеский союз, пол будущего ребенка и дату смерти”. Люди считали, что брачный союз заранее предписывался судьбой еще со времени появления их на свет. Весь процесс вступления в брак разделялся на ряд этапов, каждому из которых соответствовал свой комплекс традиций и обычаев.
Первым этапом было сватовство. Оно начиналось с предварительного сговора. С этой целью отец будущего жениха посылал к отцу невесты свата – своего родственника или всеми уважаемого человека в качестве жаршы, реже двух или трех человек.
Сват, садясь на коня, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, на другой выпускал её на сапог, что должно было способствовать более снисходительному отношению отца засватываемой девушки к предлагаемому зятю. В этом обычае заложена древняя народная символика ритуала нарушения порядка в одежде, что должно было извещать о том, что пришли с целью нарушить существующее положение, установившийся порядок в данной семье.
На сватовство посылали в “счастливый день”. У отдельных людей были свои “счастливые дни”. Обычно такими днями считались среда и четверг. Если отец девушки выражал свое согласие, то приехавшему свату преподносили подарок шеге шапан (гвоздь-халат). Халат, как гвоздь, должен был скреплять предварительный сватовской договор.
После определенной платы, калыма, жених совершал первый официальный визит в аул невесты – урын бару и привозил подарки – коржын (одежду для родителей, для их родственников), продукты животноводства (курт, ирымшик), сушеные фрукты (урюк) и другие сладости. Кроме этого, жених привязывал к порогу юрты кобылу – подарок тестю.
Переступая порог дома тестя, жених обязан поклониться трижды. Эти поклоны посвящались старухам, отцу и матери невесты. Мать невесты подносила ему молока или кумыса и благословляла его. Потом жениха подводили к огню, разведенному в очаге юрты, и вручали железный ковш, наполненный растопленным жиром, который он выливал в огонь, а все присутствующие должны были шагать через пламя. Этот обряд уходит корнями в древнейшие религиозные традиции: он связан с культом огня. Кто-либо из женщин сыпал на жениха сушеные фрукты и плоды, сладости – символ изобилия, которые тут же подбирались присутствующими. Этот обряд назывался шашу. Наконец, все удалялись из юрты и молодых оставляли наедине до возвращения родителей невесты, делающих вид, что не замечают жениха. Этот приход жениха в юрту невесты назывался есик ашау (“отворить дверь”).
Казахи предпочитали выдавать замуж дочерей и женить сыновей осенью или в конце летнего сезона, когда заканчивался религиозный пост (ураза) и появлялись в изобилии плоды летних трудов.
Свадьбу старались играть в период полнолуния. Этот выбор был неслучаен: сравнительно светлые ночи удобны и для проведения ночных игр алтыбакан (качели), аксуйек (игра с белой костью) и для выполнения некоторых хозяйственных работ, которые нельзя было проводить днем из-за свадьбы. Считалось нежелательным присутствие бездетных людей на свадьбе, поскольку они могли “сглазить” будущее семейное счастье.
По поверью, существует связь между днем свадьбы и будущей судьбой самой семьи. Если в день свадьбы стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь вступающих в брак будет счастливой. Свадьба проходила в два этапа: вначале в доме невесты, затем в ауле жениха.
Церемония Неке (религиозное сочетание) происходила до первой брачной ночи, но бывали случаи, когда это совершалось после всех свадебных церемоний и брачной ночи. Происходила церемония в юрте отца невесты или же в особой юрте. Призывали муллу, ставили перед ним чашку с водой, покрытую платком. В воду опускали соль и сахар, что должно было обеспечить новобрачным счастливое будущее. Считалось также, что неке су(венчальная вода с солью и сахаром) карает того, кто нарушит супружескую верность.
Наурыз
Самый долгожданный и радостный праздник у казахского народа – это Наурыз мейрамы(“рождение весны”), торжество весеннего обновления.
Наурыз возник у народов Востока задолго до принятия мусульманства, поэтому лишен религиозной обрядности и направленности. По восточному календарю Наурыз - первый день нового года, который совпадает с днем весеннего равноденствия. Иными словами, это древний праздник Нового года. У него есть и другое название: Улыс Куны (“Первый день Нового Года”) или Улыстын Улы Куны (“Великий день народа”).
Для казахов этот праздник является символом весеннего обновления, торжества любви, плодородия и дружбы. В старину до прихода Наурыза люди приводили свои дома и хозяйство в порядок, в честь праздника сажали деревья, цветы. Считалось, что если Наурыз входит в чистый дом к хорошему хозяину, то болезни, неудачи, невзгоды обойдут его стороной, а щедрое празднование этого праздника принесет в дом изобилие и успех на целый год. Эти убеждения объясняют изобилие праздничных ритуалов и обычаев.
С приходом праздника казахи одеваются в праздничные одежды, ходят друг к другу в гости и обмениваются поздравлениями и пожеланиями благополучия в наступающем году.
Празднования сопровождаются повсеместным весельем, играми, лошадиными скачками и другими увеселениями. Главным ритуальным блюдом этого праздника является наурыз-коже. Наурыз-коже обязательно должен состоять из 7 ингредиентов, символизирующих 7 элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Они символизируют радость, удачу, мудрость, здоровье, благосостояние, скорость, рост и божественную защиту.
Когда казахи празднуют Наурыз, наличие цифры 7 является обязательным: она заключает в себе 7 дней недели - временные единицы бесконечности Вселенной. По обычаю 7 чаш с наурыз-коже должны стоять перед самым уважаемым аксакалом (“белобородый старик”). В этот праздник каждый казах должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.
“Коктем Туды” (“С рождением весны”) – так казахи поздравляют друг друга на улицах, в парках, скверах и на стадионах с праздником Наурыз. Тысячи людей наблюдают за соревнованиями слова народных певцов (акынов), состязаниями в национальных видах спорта (казахша курес, тогуз кумалак) и, разумеется, лошадиными скачками (кыз-Куу ибайга). Разнообразные театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана.
В советское время Наурыз считался пережитком прошлого, и его празднование было запрещено, поэтому с 1926 г. по 1988 г. народ был лишен этого удивительного праздника весеннего обновления. Память народа и древние традиции, однако, оказались сильнее искусственных запретов, и в свободном, независимом Казахстане с 2001 г. Наурыз (празднуется 22 марта) был объявлен государственным праздником и нерабочим днем.
Дастархан
Нигде открытость казахского народа не выражается так ярко и полно, как в освященных временем традициях и обычаях гостеприимства и торжественного угощения гостя -дастархане.
Издавна у казахов существовал обычай обильно угощать гостя, усаживать его на самое почетное место (торь). Не подать руку человеку в трудную минуту, не сделать ему добро, не пустить на ночлег, не угостить его считалось зазорным. В народе бытовали сказки о скупцах и щедрых хозяевах. В одной из таких сказок говорится о том, как был поглощен землей скупец за то, что не пожелал принять гостя, а его богатство (бесчисленные стада скота) так и пропало без пользы для людей. Стремление к наживе и скупость привели в конце концов и другого богатого скупца к тому, что он, проклятый людьми, превратился в волка и его заклевали хищные птицы.
Принять любого путника из дальних краев или из близкого аула – древний дедовский обычай казахов, существующий до сих пор. “Хлеб-соль бери, правду расскажи”,– говорят в народе. При этом было принято не спрашивать гостя, кто он, откуда, друг или недруг, пока гость не утолит жажду и голод. Богат праздничный дастархан. В ауле, где проводился той (пир), ставили на лужайке юрты и готовили специально кумыс и шубат. Мясо варили в больших котлах - тайказанах, а число гостей не ограничивалось.
Совершенно случайные путники могли заглянуть в аул, где проходил той, и получить угощение.
Конакасы — так называется по-казахски угощение для гостя, которому хозяева предоставляли самые лакомые куски. Считалось зазорным, если гостю не был оказан почет. Гостя не отпускали, пока он не насытится.
На большой праздник существовал обычай приходить с подарком в виде еды, так называемым шашу. В подарок приносили иримшик, курт, баурсаки, сладости, печенье.
В старину в особо торжественных случаях, например, при рождении долгожданного наследника, забивали белого верблюда и готовили из свежего мяса различные блюда. Существующая в народе поговорка “распоролся желудок белого верблюда” (“ак туйешн карны жарылды”), видимо, связана с обычаями подобного рода.
Дастархан устраивался и в случае Уме салу – так называется соседская помощь друг другу. Если не под силу, скажем, одному построить дом или нужно сделать это быстрее, собирали соседей, родственников, знакомых для помощи. После окончания работы хозяин ставил обильное угощение. Перед дальней дорогой также собирали людей и угощали их (жол аяк). Если в ауле появлялась новая семья, она также устраивала угощение соседей (ерулик). Когда запасали мясо на зиму (со-ғым), то угощали старейших. Когда сын садился впервые на коня или в первый раз покидал родной аул, устраивали праздник токым қагар. Многие праздники у казахов были связаны с хозяйственными работами. Например, первый день на зимовье отмечали дастарханом жұрт майлар, начало жатвы – қырман майлар, окончание — сабан той, первый день дойки кобыл отмечали дастарханом бие бау и т. д.
До настоящего времени сохранился обычай в день убоя скота на согым (заготовка на зиму) приглашать в гости родственников, соседей и знакомых. При этом готовили любимое национальное мясное блюдо ет, которое в прошлом было гвоздем пира.
Обычаи дастархана
Если вам доведется побывать в гостях за традиционным дастарханом, вы можете стать свидетелем древнего обычая. Хозяин дома преподносит самому уважаемому гостю приготовленную особым образом голову барана. Тот принимает ее и затем разделывает на части, которые делит между остальными гостями. При этом каждой части головы придается определенный смысл. Наделяя каждого гостя той или иной частью головы, почетный гость, которому поручено это дело, в шутливой форме сопровождает эту процедуру дружескими намеками и добрыми пожеланиями. Например, он отрезает уши (кулак) и подает их молодым мужчинам (юношам) с пожеланиями быть внимательными, нёбо (таңдай) – девушкам или молодым женщинам: от этого они якобы будут трудолюбивыми, красноречивыми. Таким образом почетный гость отрезает от головы мясо небольшими кусочками и раздает его остальным. Он может также передать голову сидящему справа, и тогда она переходит от одного гостя к другому. После этой процедуры большое блюдо с мясом и отваренными кусочками тонко раскатанного теста ставят посередине стола или низенького столика. Мясо принято подавать на стол вместе с костями. Здесь на виду у гостей хозяин начинает мелко крошить его, а ароматно пахнущие кости с небольшими кусочками оставшегося на них мяса раздает гостям. Здесь снова вступает в силу освященный временем и традициями порядок распределения лакомых костей: тазовые кости (жанбас) и голень (асык-жілік) дают почтенным, старшим по возрасту гостям, чтобы они съели мясо, грудинку (төсь) – невестке или зятю, шейный позвонок (мойын омыртқа) – замужним женщинам или девушкам.
Некоторым кускам мяса с костью придавалось особое значение. Например, трахею не давали девушкам, так как существовало поверье, что они могут остаться бесприданницами. Если угощали жениха при первом его посещении семьи невесты, ему давали грудинку.
По казахским обычаям считалось признаком дурного тона (нескромностью или бестактностью), если, например, при живом отце сыну давали голову, детям – мозг, девушкам – локтевую кость. В тарелку приемного сына непременно надо было класть мясо с большой берцовой костью.
Традиционным обеденным столом у казахов служил низкий круглый столик (устел), который застилали скатертью или клеенкой. Сидели на кошмах (войлочных подушках или покрывалах), на которые клали длинные неширокие ватные одеяла. Почетное место предоставлялось старшим, уважаемым гостям или хозяину. Разливала чай и подавала пищу чаще всего невестка, которая сидела около самовара.
Традиционный знак почета женщине, будущей матери, приготовление специального желаемого ею блюда. В блюдо для молодой женщины клали мясо с большой берцовой костью, грудинку, сычуг, женщине постарше – мясо с тазовой костью вместе с другими частями. Невестке после свадебного обряда подавали специальное блюдо – беташар табақ.
Сервировка дастархана
В казахской кулинарии издавна было принято подавать еду в красивой посуде. Так, кумыс наливали в широкие миски, отделанные серебром, или в раскрашенные чашки. Мясо накладывали в посуду с широкими краями. Своеобразные кушанья – кауншек (сушеная дыня) и жоргем (тонкая кишка) сплетали различными узорами и формами. На поверхность хлебных изделий наносили рисунки цветов, раскрашивали соком вишен и различных ягод. Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кесе. В далекие времена из целого куста дерева казахи вытачивали блюда, табак, с плоским круглым дном. В них подавали чаще всего ет – мясо по-казахски. Для молочных напитков – кумыса или айрана – служили большие по размеру и более глубокие миски,тегене. Деревянные корытца – астау – предназначались для замешивания теста, но иногда в них подавали мясо. Весьма разнообразными были деревянные ковши, ожау, которые нередко украшали серебром, костью и резьбой. В каждой семье имелись деревянные ложки,касык.
Из дерева казахские мастера делали различные чашки, аяк, некоторые из них имели ручку,сапты-аяк. Из этих чашек пили кумыс, айран и другие напитки, позднее они были заменены пиалами. Для перевозки посуды делали войлочные или деревянные чехлы (аяккап). Для хранения продуктов, посуды и других вещей домашнего обихода широко применяли деревянные шкафчики (кебеже), украшенные резьбой, росписью, серебром или костью. Из дерева также делали ведра, кадушки (кубі), ступы (келі) с пестами (піспек). Из металлической посуды в каждой семье был чугунный котел, казан, в котором готовилась пища. Казаны были разных размеров. Для кипячения чая употребляли медный или чугунный кувшин (кұмған), а у самых зажиточных имелись самовары.
Особым почетом пользовались большие обеденные блюда, табак. Их делали из дерева, отделывая различными узорами края и дно. Позднее стали появляться металлические и стеклянные миски. В настоящее время табак означает посуду с едой. Раньше под словом “табак” понималось дастархан (стол), шанрак (дом, хозяйство). Составлять табак приглашались знающие обычай и традиции народа люди. Так, существовало четыре вида табака — главный, средний, почетный и малый. В каждый табак клали определенные части туши животного. В главном и почетном табаке обязательно должна быть голова и мясо с тазовой костью, в среднем – мясо с большой берцовой костью, а иногда и тазовой, малый табак состоял из мяса других частей туши.
В большом разнообразии у казахов была представлена посуда и утварь из сыромятной кожи (көн). Самый большой по размеру был мешок из специально выработанной конской кожи –саба, который использовался для приготовления кумыса и масла. Форма его была конической: квадратное основание внизу постепенно переходило в узкую горловину, в отверстие которой вставляли деревянный пест, предназначенный для взбалтывания.
Чайная церемония по-казахски
В казахском дастархане особое место занимает чай. Заваривают его в специальном фарфоровом чайнике – аккумане. Кипяток наливают из самовара. Считается, что чай, заваренный из самовара, имеет особый вкус. Чай по-казахски пьют с небольшим количеством кипяченых сливок или молока.
Чаепитие у казахов перекликается с древними традициями. Так, собравшиеся на свадьбу почетные люди принимали пиалу с чаем только из рук невестки. За дастарханом строго следили за тем, правильно ли она разливает чай. В такой ситуации ей приходилось обслуживать не один десяток гостей. Очень важно было не перепутать пиалы, каждому подать свою чашку. Невестка не должна была оставить без внимания ни одного гостя, вовремя предложить так называемый сый аяк – чашку почета.
Дастархан – это не только традиция пира, но и целая философия гостеприимства, семейных и общественных отношений. У тех, кто хоть раз был принят в качестве гостя на казахском дастархане, навсегда остаются в памяти не только экзотические блюда, но и древние ритуалы, суть и смысл которых не обветшали со временем – они до сих пор призваны хранить единство и традиции дружной казахской семьи.
Национальные виды спорта
Байга — скачка на расстояние 10 шакырым (один «шакырым» — приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» — «звать».)
Аламан-байга — скачки на длинные дистанции (40 шакырым)
Жорга-жарыс — скачки иноходцев
Кыз куу (погоня за девушкой) — догонялки на лошадях между девушкой и парнем
Кокпар — козлодрание (борьба конников за тушу козла)
Тенге алу — подними монету на скаку и прочая джигитовка
Саис — борьба сидя на лошадях
Казакша курес — национальная казахская борьба
Тогыз кумалак — девять шариков (настольная игра)
Асык — игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки)
Жамбы ату — стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
Тартыспак — командная верховая игра на стаскивание с лошадей
Средняя школа №1 имени Р.Кошкарбаева
Классный час
«В традициях душа народа»
Ахметжанова С.С.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.