Вебинар "Развитие исследовательских навыков"
Оценка 5

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Оценка 5
Семинары
docx
технология
4 кл
03.01.2019
Вебинар "Развитие исследовательских навыков"
Публикация является частью публикации:
Развитие исслед. навыков.docx
Развитие исследовательских навыков у учащихся  на первой ступени общего среднего образования Роль учителя в настоящее время состоит не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации   такой   образовательной   среды,   которая   направлена   на   индивидуальную самореализацию учащегося и развитие его личностных характеристик.  Уже с  первых шагов школа должна учить:  думать искать сотрудничать приниматься за дело адаптироваться В своей практике я использую исследовательское обучение.  Исследовательская   деятельность   включает   в   себя   знания   и   умения   целеполагания, планирования,   анализа,   рефлексии,   самооценки   учебно­познавательной   деятельности,   а именно, «уметь учиться» : 1. Умение видеть проблему. Основная предпосылка развития данной группы умений ­ способность смотреть на мир чужими глазами, смотреть на изучаемый объект с разных сторон. Для развития данного умения использую следующие методы и приемы: проблемные ситуации,   составление   описаний,   повествований   от   имени   разных   персонажей; придумывание   различных   окончаний   одной   и   той   же   истории;   дополнение   сюжета событиями, РАФТ­технология и т.д. РАФТ­технология   —   это   педагогический   прием,   направленный   на   создание письменных   текстов   определенной   тематики.   Творения   могут   различаться   по   жанру   и оформлению.   Данный   метод   учит   учащихся   рассматривать   тему   с   различных   сторон   и точек зрения, обучает навыкам устной и письменной речи. Он является одним из способов обучения критическому мышлению, формирует систему суждений, способствует умению анализировать   предметы,   содержание,   проблемы,   формулировать   свои   обоснованные выводы, выносить свои оценки.  Таблица РАФТ (Роль, аудитория, форма, тема) Роль Кто может написать данную тему?   (выявление социальных групп) Аудитория Для   кого   может   быть написан текст? (предполагаемая аудитория)    Форма В   какой   форме может быть написан   текст (выбор жанра)   Тема О   чем   будет   тот   или иной   текст?   Какие постарается идеи   донести   автор? (определение тематики) Например, после прочтения рассказа Г.Снегирева «Бобрёнок» предложила учащимся составить   рассказ   от   имени   бобренка.   Вместе   с  ребятами   мы   определили,   что   рассказ адресуем   родителям   бобренка.   Рассказ   о   периоде   времени,   когда   бобренок   был   не   с родителями. На уроке человек и мир обобщения темы «Разнообразие животного мира» учащиеся работали по группам. Каждая группа соответствовала одной из групп животных. Их задача была   определить,   от   чьего   имени   будет   вестись   сообщение,   кому   адресовано.   Все   что хотели сказать фиксировали на листе бумаги. Например, бабочка рассказывала волку о своем строении. Метод   RAFT   способствует   более   полному   погружению   ученика   в   предметное содержание,   его   самореализации,   заставляет   проявлять   творчество,   импровизировать, анализировать   возможные   действия   в   заданных   обстоятельствах,   давать   нравственную оценку событиям и личностям. 2. Умение выдвигать гипотезы.  Одним из главных, базовых умений исследователя является   умение   выдвигать   гипотезы,   строить   предположения.   В   этом   процессе обязательно   требуется   оригинальность   и   гибкость   мышления,   продуктивность,   и   даже такие   личностные   качества,   как   решительность   и   смелость.   В   своей   практике   слово «Гипотеза» я не использую, а предлагаю детям начинать свой ответ словами:   «Может быть…  Я   думаю…  Я   считаю,   что…  Предположим…  Мне   кажется…  Возможно…  Что если…» Использование тренировочных заданий по выдвижению гипотез, провокационных идей, обсуждение   проблем,   прием       «Чтение   с   остановками»   формируют   умение   выдвигать гипотезы. Например:   предположить,   о   чем   будет   рассказ   по   названию   и   иллюстрации. Интересные   предположения   получаются,   когда   название   и   иллюстрация     различны   по тематике. Предположить, что такое грибы, к какой группе относятся.  Для   развития   орфографического   чутья   я   предлагаю   учащимся   на   уроках   русского языка предположить, как пишется незнакомое словарное слово. И что интересно, многие учащиеся правильно делают предположение. Наряду   с   верными   предположениями   учащиеся     выдвигаются   и   неверные.   Нельзя отвергать неверные предположения. В ходе урока они сами  сделают вывод о верности их гипотезы.   Главное,   обязательно   вернуться   к   их   предположению.   Например,   на   уроке «Грибы» во 2 классе при знакомстве со значением грибницы, один учащийся предположил, что грибница служит для размножения. В ходе урока я именно к нему обратилась с данным вопросом, и он сам себя исправил. Не   надо   бояться   давать   возможность   детям   делать   предположения   о   теме   урока, задачах. Уже в первом классе учащиеся могут после наводящих вопросов,  актуализации знаний сделать предположение о теме урока и о том, чем будут заниматься на данном уроке.   3. Умение задавать вопросы.  Важным умением для любого исследователя является умение   задавать   вопросы.   Дети   очень   любят   задавать   вопросы,   и   если   их   от   этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.  Свою работу над развитием умения задавать вопросы я начинаю уже с 1 класса. Предлагаю  детям  составить вопросы по прочитанному, начиная словами «Кто? Где? Что делает?»  (Вопросы написаны на доске). Затем начинаю использовать  метод 6 вопросов «Кто (что)?  Что делает? Где? Когда? Как? Почему?». Со второго класса использую прием Ромашка Б.  Блума. Однако детям я называю этот прием «Ромашка вопросов». Ромашка состоит из  шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. «Ромашка  Блума» помогает научить  детей задавать вопросы.  Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь,   активизирует   мыслительную   деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом    даёт   возможность   общения, Хочу подробнее остановиться на уточняющих вопросах. К составлению   уточняющих вопросов   дети   подходят   стандартно,   т.е.   ответ   предполагается     утвердительный. Например,   на   вопрос   к   сказке     «Аист   и   Соловей»   В.   Берестова   «Верно   ли,   что   аист прилетел первым?» ответ будет «Да.» Я стараюсь показать своим учащимся, что ответ может быть и отрицательным. «Верно ли, что аист понял, что хотел сказать ему мудрец?» Я   считаю,   что   такие   вопросы   более   сложные   и   способствуют   развитию   мышления   и нестандартного подхода. Прием   «Ромашка   вопросов»   я   часто   сочетаю   с   выборочным   чтение.   Учащиеся, подтверждают свой ответ отрывком либо предложением из текста. После определения темы урока предлагаю учащимся определить вопросы, на которые будем находить ответы. Например, на уроке «Корень слова» учащиеся с помощью моих подсказок составили такие вопросы:  Что такое «корень»?  Как найти?  Как обозначается? Где находится?  Зачем изучать «корень»? 4. Умение классифицировать по различным признакам. Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, чувственному отражению. Оно   предполагает   выделение   в   предметах   и   явлениях   общих   существенных   признаков. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность. Для развития данного умения я использую следующие основные методы формирования: упражнения на разбиение объектов на группы, выделение главных признаков; сравнение объектов   по   различным   признакам;   дидактические   игры   на   классификацию,   игра «четвертый лишний», приемы «линия сравнения», «круги Эйлера».  Например: при изучении темы «Грибы» на уроке человек и мир дети отнесли грибы к растениям. Но проведя линию сравнения «грибы­растения» учащиеся сделали вывод, что грибы к растениям не относятся.  На уроке русского языка при изучении темы «Разделительный твердый знак», учащиеся провели   «линию   сравнения   между   разделительным   твердым   и   разделительным   мягким знаком».  Прием   «линия   сравнения»   я     использую   и   при   работе   над     художественными произведениями.   Например,   при   анализе   произведения   «Гадюка»   я   предложила   детям сравнить гадюку и ужа. На   уроке   человек   и   мир   я     использовала   «круги   Эйлера»   для   сравнения   жабы   и лягушки, реки и озера, песка и глины. С   помощью  данного приема учащиеся не только закрепили знания о этих земноводных, но и наглядно увидели их сходства и различия.    5. Умение давать определение понятиям. Понятие – это одна из форм логического мышления. Определить понятие – значит, указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание.  Важным   средством   развития   умения   давать   определение   понятиям   у   младших школьников являются обычные загадки. При разгадывании загадок уточняю, какие слова помогли найти отгадку.  Для   развития   умения   давать   определение   понятиям   использую   упражнение   на раскрытие   лексического   значения,   подбор   синонимов,   антонимов,   задание   «Найди загаданное   слово»,     игра   «Угадай»,   сочинение   –   описание,   приемы   «Опиши   предмет», «Миникроссворд»,   «Лексическое   значение   слова»,   «синквейн»,   составления   загадок, составления метафор.  Прием   «Миникроссворд»   использую   при   подготовке   к   восприятию   нового   текста. Например   в   1   классе   перед   чтением   текста   «Школа»   учащиеся   составили   такой миникроссворд.   Школьник  Книга  урОк      Линейка  клАсс На уроке русского языка «Слова, которые обозначают признак предмета» учащиеся  составляли миникроссворд, подбирая слова – признаки к слову – предмету «Весна».    приВетливоя        зЕленая    краСочная    солНечная веселАя С составлением синквейна познакомила учащихся во 2 классе, когда были пройдены  части речи.  Я всегда прошу учащихся обосновать свой выбор слова­резюме. 6.Умения   и   навыки   наблюдения.  Наблюдение   можно   без   преувеличения классифицировать   как   самый   популярный   и   самый   доступный   метод   исследования. Наблюдение   служит   ценнейшим   и   совершенно   незаменимым   источником   получения разнообразных сведений о мире. Для развития данного навыка использую такие приемы как «четвертый   лишний»,   «найти   общее»,   «найти   закономерность»   и   конечно   метод наблюдения. Умения наблюдения широко использую на своих уроках.  Уже в первом классе на уроке обучение грамоте «Звук [ш], буквы Ш»   работая со слоговой таблицей, дети делают вывод, что буква «ША» «не дружит» с буквами Ы, Э, Ю, а с гласными И, Е произносится твердо.  На   уроке   человек   и   мир   учащиеся   называют   отличительные   особенности   каждого класса животных, объясняют название класса животных. На   уроках   русского   языка   при   изучении   новой   темы   так   же   использую   метод наблюдения. Например, на уроке «Правописание слов с разделительным твердым знаком» предложила   учащимся   «понаблюдать»   за   словами  объявить,   разъединить,   съезд, объявление,   разъяренный  и сделать вывод о том, где в слове пишется разделительный твердый знак. На уроке «Правописание приставок раз­, рас­» используя метод наблюдения, учащиеся самостоятельно сформулировали правило о правописание этих приставок.   7. Умение структурировать материал, работы с текстом. Основная задача здесь – умение находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи.  Учащихся необходимо научить ориентироваться в разнообразии книг, найти нужную книгу,   с   помощью   которой   можно   найти   ответ   на   поставленный   вопрос,   найти необходимую информацию в энциклопедиях, словарях, развить умение разбивать текст на смысловые части, в каждой части выделять главное, определить, получил ли он ответ на свой вопрос. Для   формирования   данных   умений   использую   упражнения,   требующие   анализа предложенного   материала;   коллективное   (индивидуальное)   построение   алгоритмов решения   учебных   задач;   разбиение   объектов   на   структурно   оправданные   группы, составление плана текста, подготовка сообщения на заданную тему и т.д.  Учащиеся   с   удовольствием   находят   дополнительный   материал   по   теме   урока. Например, интересные факты из жизни писателя либо дополнительный материал к уроку человек и мир. Прием   «кластер».   Это   способ   графической   организации   материала,   позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.  Этот   прием   я   использую   и   на   этапе   подготовки   к   написанию   сочинения­описания. Посередине классной доски   я пишу ключевое слово, которое является названием   или идеей  темы.   Например, «Лиса». Затем учащиеся «прикидывают», о чем можно сказать по данной теме.  Составление «Логических цепочек». Данный прием помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких­либо событий, явлений. Прием работает   на   развитие   критического   мышления,   развитие   памяти   и   умение   логически мыслить.   Например,   на   уроке   человек   и   мир   по   теме   «Охрана   животных»   с  помощью логической  цепочки  учащиеся  определили,  почему  стал  вопрос  об  охране  животных,  и какие   меры   необходимо   предпринимать   человеку,   чтобы   животный   мир   оставался разнообразным. Вырубали  Леса  Осушали  болота               луди            исчезли                 охрана                                                  животные          животных      меры     Распахивали                                   луга                                             Загрязняли водоемы                  законы                 об охране      вымерли       редкие         Красная      быстро уменьшаются        книга      мало      мыло изучены      спасены        Хочу   подробно   остановиться   на     приеме   «Дом   с   колоннами».   Я   его   использую   на первом уроке изучения темы. На крыше пишется предмет изучения (разделительный знак, часть речи, однородные члены предложения, суффикс и т.д.). На колонах   записываются факты, изученные в ходе урока. Затем учащиеся делают обобщение того, что записано на колонах. В результате получается правило. Это правило записывается на фундаменте. При изучении   темы,   которая   рассчитана   не   на   один   урок,   «Дом   с   колонами»   заполняется постепенно. Так же этот прием можно использовать на уроке обобщения.   –  Прием   «Зигзаг» «обучение   сообща», «обучение   в   сотрудничестве» или взаимообучение, заключается   в   организации   работы   учащихся   вместе:   в   парах   или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Используются для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого   предстоит   сначала   разбить   текст   на   смысловые   отрывки.   Количество   отрывков должно совпадать с количеством членов групп. • Индивидуальная работа.  • Групповая работа.   8.Оценка своей деятельности. Цель развития данного умения в том, чтобы учащийся научился   анализировать   свои   действия   в   ходе   работы,   отмечать   удачные   творческие находки, отвечать   на вопросы «Все ли получилось?», «Если не все, то почему?» «Добился ли поставленной цели», «Все ли для этого сделал».  Учащиеся учатся сравнивать себя в начале урока и себя в конце урока, отвечая на вопрос   «Что   нового   узнал?   Все   ли   получается?   Есть   ли   еще   вопросы,   требующие уточнения».  Метод   ПОПС   –   формула   –   интерактивный   прием.   Ее   составные   части   позволяют разобрать   учебную   проблему,   закрепить   пройденный   материал,   выявить   существующие пробелы в знаниях учащихся. Учит учащихся аргументировать свою точку зрения. Метод ПОПС – формула я использую так же и на уроках литературного чтения, когда предлагаю   детям   дать   характеристику   герою   или   дать   свою   оценку   поступку   героя. Учащиеся начинают свой ответ со слов «Я думаю…», «Мне кажется…»  П – позиция О – обоснование (потому что) П – пример (доказательство) С – следствие  Для   доказательства   своей   позиции   учащиеся   могут   использовать     отрывок   из произведения. Можно   предложить   детям в   конце   урока   облако   «тэгов», которые   необходимо дополнить: сегодня я узнал... • • было трудно… • я понял, что… • я научился… • я смог… • было интересно узнать, что… • меня удивило… • мне захотелось… и т.д.  Учебно­исследовательская деятельность направлена на   развитие личности, подготовку учащихся начальных классов к дальнейшему обучению на второй и третьей ступени общего среднего образования; дает возможность каждому проявить свои способности; вооружить учащегося   знаниями,   умениями   исследовательской   деятельности,   способами   действий, развивает   способности   к   постоянному   обучению,   адаптации   в   социальной   и профессиональной сфере.        В заключение хочу отметить, что учебно­исследовательская деятельность  не только развивает   творческое   мышление,   инициативность,   уверенность   в   себе,   адекватную самооценку,   умение   сотрудничать,   но   и   способствуют   формированию   учебно­ познавательной компетенции. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей,­ Пока идёшь за кем­ то в след, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"

Вебинар "Развитие исследовательских навыков"
Скачать файл
Бесплатно учителям.
Свидетельство СМИ.
Приз 150 000 руб. ежемесячно.
10 документов.