Развитие
исследовательск
их навыков у
учащихся на
уроке
Е.Б. Кланюк,
учитель
начальных
классов
Главная цель
исследовательского
обучения –
формирование у
учащегося способности
самостоятельно, творчески
осваивать новые способы
деятельности в любой
сфере.
Учебно-познавательные компетенции
включают в себя следующие умения и
навыки:
• умение видеть проблемы,
• умение задавать вопросы,
• умение выдвигать предположения,
• умение давать определение понятиям,
• умение классифицировать,
• умение и навыки наблюдения,
• умение и навыки проведения экспериментов,
• умение делать выводы и умозаключения,
• умение
навыки
и
материала,
структурирования
• умение и навыки работы с текстом,
• умение доказывать и защищать свои идеи.
Умение видеть
проблему.
Основные методы формирования:
•проблемные ситуации,
•составление описаний,
•повествований от имени разных
персонажей;
•стратегия «РАФТ»
•придумывание различных
окончаний одной и той же истории;
•дополнение сюжета событиями и
т.п.
стратегия «РАФТ»
• Роль (от чьего имени ведется
повествование)
• Аудитория (кому может
предназначаться данный текст);
• Форма повествования (эссе,
монолог из спектакля, письмо,
рассказ, фельетон);
• Тема (о чем будет текст, какие
основные идеи будут раскрыты в
нем)
Основные методы формирования:
Умение выдвигать
гипотезы
использование тренировочных
заданий по выдвижению гипотез,
провокационных идей, обсуждению
проблем, прием «Чтение с
остановками»
Предлагаю детям начинать свой ответ
словами
• Может быть…
• Предположим…
• Допустим…
• Мне кажется…
• Я думаю …
Умение задавать
вопросыОсновные методы
формирования:
• создание воображаемых
ситуаций,
•составление диалогов,
•упражнения «Зададим друг
другу вопрос», «Тонкий и
толстый вопрос»,
• игра «Да – нет»,
•Ромашка Б.Блума
Ромашка Б.Блума
• Простые («Кто?», «Что?», «Когда?»,
«Где?»).
• Объясняющие («Почему?»).
• Уточняющие («Правильно ли я
поняла?..», «Верно ли?..»).
• Оценочные («Чем отличается?..»,
«Как ты относишься..?»).
• Практические («Как бы ты
поступил?..», «Где в обычной
жизни?..»).
• Творческие («Что было бы,
если?..»).
Умение классифицировать
по различным признакам
Основные методы
формирования:
• упражнения на разбиение
объектов на группы,
•выделение главных
признаков,
•сравнение объектов по
различным признакам,
• дидактические игры на
классификацию,
•линия сравнения,
•круги Эйлера.
Выделение главных
признаков
Умение давать определение
понятиям.
Приемы формирования:
• задание «Найди загаданное
слово»,
• игра «Угадай»,
• прием «Опиши предмет»,
• прием «Миникроссворд»,
• прием «Лексическое значение
слова»,
• прием составления загадок,
• прием составления метафор.
• сочинение – описание
• синквейн
Круглая, но не
тарелка.
Большая, но не
тыква.
Голубая, но не
Земля
вода.
Школьник
Книга
урОк
Линейка
клАсс
приВетливоя
зЕленая
краСочная
солНечная
веселАя
Синквейн
сущетвителсьное (понятие)
2 прилагательных
3 глагола
Предложение из 4 слов
Слово – синоним (ассоциация)
Животные
Дикие, домашние
Охраняют, кормят,
одевают
Животные приносят
человеку пользу.
Помощь
Воробей
Отважный, заботливый
Сорвался, ринулся,
защитил
Воробей заслонил свое
детище.
Любовь
Иван Тургенев «Воробей»
Умения и навыки
наблюдения.
Приемы:
• «четвертый лишний»,
• «найти общее»,
• «найти закономерность»,
• метод наблюдения.
Наблюдение
объявить, разъединить,
съезд, объявление,
разъяренный
Запишите в левый столбик слова с Ъ, в правый – без
Ъ
выезд, приезд, подъезд,
отъезд, съезд, заезд.
Умение структурировать материал,
работать с текстом
Основные методы формирования:
• упражнения, требующие анализа
предложенного материала,
•коллективное (индивидуальное)
построение алгоритмов решения учебных
задач,
•разбиение объектов на структурно
оправданные группы, составление плана
текста,
•подготовка сообщения на заданную
тему ,
•«Логическая цепочка»
•Кластер,
•Прием «Зигзаг»
Визуальный метод организации
материала
Выглядит как…
Лес
Звучит как…
Визуальный метод
организации материала
Лес
Звучит как…
шелестит
поет
свистит
стучит
звенит
Выглядит как…
деревья
кусты
цветы
птицы
звери
насекомые
Зигзаг
используются для изучения и
систематизации большого по
объему материала. Для этого
предстоит сначала разбить текст
на смысловые отрывки. Количество
отрывков должно совпадать с
количеством членов групп.
• Индивидуальная работа.
• Групповая работа.
Умение оценивать свою
деятельность
Цель развития данного умения в
том, чтобы учащийся научился
анализировать свои действия в
ходе работы, отмечать удачные
творческие находки, отвечать на
вопросы «Все ли получилось?»,
«Если
почему?»
«Добился ли поставленной цели?»,
«Все ли для этого сделал?».
все,
не
то
ПОПС –
формула
П – позиция
О – обоснование (потому что)
П – пример (доказательство)
С – следствие
Облако "тегов"
• сегодня я узнал...
• было трудно…
• я понял, что…
• я научился…
• я смог…
• было интересно узнать,
что…
• меня удивило…
• мне захотелось…
• т.д.
не
Учебно-исследовательская
только
деятельность
творческое
развивает
мышление, инициативность,
в
уверенность
себе,
адекватную
самооценку,
умение сотрудничать, но и
способствуют формированию
учебно-познавательной
компетенции.
Хоть выйди ты не в белый
А в поле за околицей,-
Пока идёшь за кем- то в
свет,
след,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.