Величины, характеризующие колебания.
Оценка 4.7

Величины, характеризующие колебания.

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
физика
13.11.2021
Величины, характеризующие колебания.
Технологическая карта урока.docx

Технологическая карта урока.

«Величины характеризующие колебательное движение»

 

Предмет

Физика

Класс

9 а

УМК

Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2017

Тип урока

Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности

Тема урока

Величины, характеризующие колебательное движение.

Цель урока

·                                                     ознакомление обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;       

·                                                     умение  пользоваться ими для характеристики этих движений;

·                                                     развитие умения рассуждать и делать выводы

Задачи урока (планируемые результаты)

а) формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное движение.

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметные результаты);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностные результаты).

Методы обучения

Репродуктивный, проблемный

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Коллективная, индивидуальная, групповая.

 

Средства обучения

·                   учебник

·                   два длинных нитяных маятника, один короткий;

·                   два пружинных маятника и два груза различной массы.

·                   презентация к уроку

·                   карточки  для работы

·                   Нить

·                   Грузы различной формы и массы

·      Линейка

·     Смайлики (для рефлексии)

·     Компьютер

·     Проектор

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

 

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Форми-руемые способы действий

 

1. Организационный момент.

 

Добрый день! Я рада всех вас видеть!

 

 

Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы

Отвечают на приветствие учителя

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя

Мобилизуют силы и энергию, прогнози-руют результат и уровень усвоения

Умение настраи-ваться на занятие

 

2. Постановка цели и задач урока

 

Актуализация опорных знаний. Записываем тему урока, ставим цели урока.

 

Ранее мы с Вами изучали равномерное движение и говорили о том, что данный вид движения характеризуется  скоростью и путем. На прошлом уроке мы начали изучать какой новый вид движения? Мы рассмотрели определение колебательного движения и написали, какие виды различают колебательного движения. Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока будет? Давайте в соответствии с темой поставим перед собой цели на сегодняшний урок. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала

Обсуждает с учащимися ранее изученное.

Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том, что тема урока связана с колебанием

Выделение существенной информации из слов учителя. Осущест-вление актуализации личного жизненного опыта

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний

 

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся

 

3. Актуализация знаний

 

Повторение изученного материала.

Урок начинается с повторения  ранее изученного материала. Решение самостоятельной работы с самопроверкой.

Вариант 1.

1.                 Общая черта колебательного движения: через определенный промежуток времени движение любого тела _________

2.                 Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называется________________

3.                 Повторяющиеся через равные промежутки времени движения, при которых тело многократно и в разных направлениях проходит положение равновесия, называется ___________________

4.                 В каждой точке его траектории на него будет действовать сила упругости пружины, направленная к _______

5.                 Условия существования колебаний:__________

Вариант 2.

1.                 Системы те, которые  способны совершать свободные колебания, называется ____________

2.                 _______________называется твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси.

3.                 Существует два вида маятников _______ и _______________. (рисунки)

4.                 Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются __________________

5.                 Движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени, называются _________.

 

Даёт задания обучающимся.

Следит за самостоятель-ностью выполнения заданий.

Выводит на экран ответы правильных решений для самопроверки и выставления оценок.

 

Выбирают задание.

Работают с раздаточным материалом.

Рецензируют ответы товарищей

Компетен-ция обучаю-щихся в области физики

Сотрудни-чают с учителем и сверстни-ками.

Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации

Слушание учителя и сверстни-ков.

Умение выражать свои мысли.

Развитие моноло-гической речи.

Регулиро-вание своего поведения и поведения товарищей

Развитие регуляции учебной деятельности. Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах.

 

Регуляция учебной деятель-ности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

 

4. Первичное усвоение новых знаний

 

Для достижения поставленных целей, необходимо заполнить следующую таблицу , с помощью работы с учебником:

Рассматриваем графики и учимся по ним работать.

 

Выдает карточки с заданиями. Демонстрирует заполненную таблицу и еще раз все проговаривается.

Рассматриваем графики с слайда и учимся по ним работать.

Слушают учителя и работая с учебником заполняют таблицу. Смотрят на презентацию и вносят по необходимости коррективы. Смотрим в розданные листы и работаем с графиками.

Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы.

В парах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы

Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Работа с графиками.

 

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказы-ваний обучаю-щихся.

 

5. Первичная проверка понимания

 

Где в жизни мы встречаемся с колебательными движениями?

Работа нашего сердца (сокращение сердечной мышцы) представляет яркий пример колебательного движения.

Где можно наблюдать эти колебания на теле человека?

Обратимся за информацией к биологам. (слайд)

Пульсом называют ритмические  колебания стенок артериальных сосудов, возникающие при работе сердца

Измеряете ли вы пульс на уроках физкультуры? Как?

Легко прощупать пульсацию артерий, которые лежат на кости       (лучевая, поверхностная височная и др).

Каков нормальный пульс взрослого человека?

В покое- 60-70 ударов.

Во время нагрузки-до200 ударов

Частота выше 90- тахикардия

Ниже 60- брадикардия

А можно ли определить период и частоту колебаний артериальных сосудов?

Как вы думаете, от чего зависит период и частота колебаний сердечной мышцы?

Как это подтвердить на опыте?

Предлагаю вам исследовать, как зависит период и частота колебаний сердечной мышцы от физической нагрузки. Кроме того, предлагаю Вам рассмотреть и другие зависимости.

Лабораторная работа по выявлению зависимостей.

Раздаются задания по группам. Обеспечивают осмысление метода исследования изучаемых знаний.

Обеспечивают усвоение методики воспроизведения изучаемого материала

Рассказывают о полученных результатах.

Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы

В группах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы

Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.

 

6. Первичное закрепление

 

Задания на функциональную грамотность.

Задание №2 тема «Колебания и волны»

Задача 1. Ответе на вопросы.

1) «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

2) Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу – далече

В полях отвечает зеленый двойник. А.А. Блок

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?

Задача 2. Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

А) 3/4 с. и 4/3 Гц

Б) 4/3 с. и 3/4 Гц

В) 3/4 с. и 3/4 Гц

 

Формулирует условие задания.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.

Закрепляет методику изучения материала

Распознают и воспроизводят изученный материал.

Принимают участие в обсуждениях.

Ставят вопросы своим товарищам и учителю.

Объясняют более слабым учащимся непонятные места.

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения

Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме.

Рецензиро-вание ответов товарищей.

Оценивание ответов и их корректи-ровка

Участвуют в обсужде-нии ответов на вопросы во фронталь-ном режиме.

Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации.

Показыва-ют владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответс-твии с граммати-ческими и синтакси-ческими нормами родного языка

Понимать на слух ответы обучаю-щихся.

Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию.

Уметь использо-вать речь для регули-рования своего действия

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Само-контроль понимания вопросов и знания правиль-ных ответов

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохране-ние учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.

Осущест-вление само-контроля

 

7. Домашнее задание

 

1.   Записывают домашнее задание: параграф 26, упр 26, Эксперимент «Исследование зависимости периода и частоты колебаний сердечной мышцы от умственной нагрузки»

 

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает условия для выбора учащимися домашнего задания

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя

Взаимо-действуют с учителем

Слушание учителя

Осознают качество и уровень усвоения.

Определя-ют последо-вательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Составля-ют план и последо-ватель-ность действий

Регуляция учебной деятель-ности.

Мотивация волевой саморегу-ляции

 

 

8. Итог урока

 

Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока, что мы узнали и чему научились?

Подводит итоги учебного занятия

Отвечают на вопросы

Осознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной форме

Умение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режиме

Понимают на слух ответы обучаю-щихся.

Формули-руют собствен-ное мнение и позицию

Проводят контроль, само-контроль и коррекцию правильно-сти ответов обучаю-щихся

Умение слушать в соответст-вии с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся

 

 

9. Рефлексия

 

Все мы привыкли выражать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью картинок или как Вы говорите смайликов. Я предлагаю дать оценку нашему уроку с помощью как раз смайликов. И с обратной стороны опишите свои эмоции.

Проводит рефлексию

Рефлексируют

Умение делать выводы

Взаимо-действуют с учителем

Уметь формули-ровать собствен-ное мнение

Проводят саморегу-ляцию эмоцио-нальных и функцио-нальных состояний

Саморе-гуляция

 


 

Технологическая карта урока. «Величины характеризующие колебательное движение»

Технологическая карта урока. «Величины характеризующие колебательное движение»

Методы обучения Репродуктивный, проблемный

Методы обучения Репродуктивный, проблемный

Ход урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

Ход урокаДеятельность учителяДеятельность учащихся

На прошлом уроке мы начали изучать какой новый вид движения?

На прошлом уроке мы начали изучать какой новый вид движения?

Давайте в соответствии с темой поставим перед собой цели на сегодняшний урок

Давайте в соответствии с темой поставим перед собой цели на сегодняшний урок

Урок начинается с повторения ранее изученного материала

Урок начинается с повторения ранее изученного материала

В каждой точке его траектории на него будет действовать сила упругости пружины, направленная к _______ 3

В каждой точке его траектории на него будет действовать сила упругости пружины, направленная к _______ 3

Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются __________________ 2

Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются __________________ 2

Рассматриваем графики и учимся по ним работать

Рассматриваем графики и учимся по ним работать

Работа нашего сердца (сокращение сердечной мышцы) представляет яркий пример колебательного движения

Работа нашего сердца (сокращение сердечной мышцы) представляет яркий пример колебательного движения

Каков нормальный пульс взрослого человека?

Каков нормальный пульс взрослого человека?

Кроме того, предлагаю Вам рассмотреть и другие зависимости

Кроме того, предлагаю Вам рассмотреть и другие зависимости

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? 2)

Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? 2)

Б) 4/3 с. и 3/4 Гц В) 3/4 с. и 3/4

Б) 4/3 с. и 3/4 Гц В) 3/4 с. и 3/4

Создает условия для выбора учащимися домашнего заданияСлушают учителя и записывают домашнее задание в тетради

Создает условия для выбора учащимися домашнего заданияСлушают учителя и записывают домашнее задание в тетради

Подводит итоги учебного занятияОтвечают на вопросыОсознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной формеУмение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режимеПонимают на слух ответы обучаю-щихся

Подводит итоги учебного занятияОтвечают на вопросыОсознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной формеУмение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режимеПонимают на слух ответы обучаю-щихся

Все мы привыкли выражать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью картинок или как

Все мы привыкли выражать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью картинок или как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2021