Технологическая карта урока.
«Величины характеризующие колебательное движение»
Предмет |
Физика |
||||||||||
Класс |
9 а |
||||||||||
УМК |
Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2017 |
||||||||||
Тип урока |
Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности |
||||||||||
Тема урока |
Величины, характеризующие колебательное движение. |
||||||||||
Цель урока |
· ознакомление обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ; · умение пользоваться ими для характеристики этих движений; · развитие умения рассуждать и делать выводы |
||||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) |
а) формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное движение. б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметные результаты); в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностные результаты). |
||||||||||
Методы обучения |
Репродуктивный, проблемный |
||||||||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся |
Коллективная, индивидуальная, групповая.
|
||||||||||
Средства обучения |
· учебник · два длинных нитяных маятника, один короткий; · два пружинных маятника и два груза различной массы. · презентация к уроку · карточки для работы · Нить · Грузы различной формы и массы · Линейка · Смайлики (для рефлексии) · Компьютер · Проектор |
||||||||||
|
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||
|
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||||
|
Осущест-вляемые учебные действия |
Формиру-емые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Форми-руемые способы действий |
Осущест-вляемые учебные действия |
Форми-руемые способы действий |
|||||
|
1. Организационный момент. |
||||||||||
|
Добрый день! Я рада всех вас видеть!
|
Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы |
Отвечают на приветствие учителя |
Выделение существенной информации из слов учителя |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя |
Мобилизуют силы и энергию, прогнози-руют результат и уровень усвоения |
Умение настраи-ваться на занятие |
|||
|
2. Постановка цели и задач урока |
||||||||||
|
Актуализация опорных знаний. Записываем тему урока, ставим цели урока.
|
Ранее мы с Вами изучали равномерное движение и говорили о том, что данный вид движения характеризуется скоростью и путем. На прошлом уроке мы начали изучать какой новый вид движения? Мы рассмотрели определение колебательного движения и написали, какие виды различают колебательного движения. Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока будет? Давайте в соответствии с темой поставим перед собой цели на сегодняшний урок. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала Обсуждает с учащимися ранее изученное. Ставит проблемные вопросы |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том, что тема урока связана с колебанием |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осущест-вление актуализации личного жизненного опыта |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний
|
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся |
|||
|
3. Актуализация знаний |
||||||||||
|
Повторение изученного материала. Урок начинается с повторения ранее изученного материала. Решение самостоятельной работы с самопроверкой. Вариант 1. 1. Общая черта колебательного движения: через определенный промежуток времени движение любого тела _________ 2. Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называется________________ 3. Повторяющиеся через равные промежутки времени движения, при которых тело многократно и в разных направлениях проходит положение равновесия, называется ___________________ 4. В каждой точке его траектории на него будет действовать сила упругости пружины, направленная к _______ 5. Условия существования колебаний:__________ Вариант 2. 1. Системы те, которые способны совершать свободные колебания, называется ____________ 2. _______________называется твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси. 3. Существует два вида маятников _______ и _______________. (рисунки) 4. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются __________________ 5. Движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени, называются _________.
|
Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятель-ностью выполнения заданий. Выводит на экран ответы правильных решений для самопроверки и выставления оценок.
|
Выбирают задание. Работают с раздаточным материалом. Рецензируют ответы товарищей |
Компетен-ция обучаю-щихся в области физики |
Сотрудни-чают с учителем и сверстни-ками. Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации |
Слушание учителя и сверстни-ков. Умение выражать свои мысли. Развитие моноло-гической речи. Регулиро-вание своего поведения и поведения товарищей |
Развитие регуляции учебной деятельности. Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах.
|
Регуляция учебной деятель-ности. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
|||
|
4. Первичное усвоение новых знаний |
||||||||||
|
Для достижения поставленных целей, необходимо заполнить следующую таблицу , с помощью работы с учебником: Рассматриваем графики и учимся по ним работать.
|
Выдает карточки с заданиями. Демонстрирует заполненную таблицу и еще раз все проговаривается. Рассматриваем графики с слайда и учимся по ним работать. |
Слушают учителя и работая с учебником заполняют таблицу. Смотрят на презентацию и вносят по необходимости коррективы. Смотрим в розданные листы и работаем с графиками. |
Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы. |
В парах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы |
Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других |
Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Работа с графиками.
|
Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказы-ваний обучаю-щихся. |
|||
|
5. Первичная проверка понимания |
||||||||||
|
Где в жизни мы встречаемся с колебательными движениями? Работа нашего сердца (сокращение сердечной мышцы) представляет яркий пример колебательного движения. Где можно наблюдать эти колебания на теле человека? Обратимся за информацией к биологам. (слайд) Пульсом называют ритмические колебания стенок артериальных сосудов, возникающие при работе сердца Измеряете ли вы пульс на уроках физкультуры? Как? Легко прощупать пульсацию артерий, которые лежат на кости (лучевая, поверхностная височная и др). Каков нормальный пульс взрослого человека? В покое- 60-70 ударов. Во время нагрузки-до200 ударов Частота выше 90- тахикардия Ниже 60- брадикардия А можно ли определить период и частоту колебаний артериальных сосудов? Как вы думаете, от чего зависит период и частота колебаний сердечной мышцы? Как это подтвердить на опыте? Предлагаю вам исследовать, как зависит период и частота колебаний сердечной мышцы от физической нагрузки. Кроме того, предлагаю Вам рассмотреть и другие зависимости. Лабораторная работа по выявлению зависимостей. |
Раздаются задания по группам. Обеспечивают осмысление метода исследования изучаемых знаний. Обеспечивают усвоение методики воспроизведения изучаемого материала |
Рассказывают о полученных результатах. |
Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы |
В группах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы |
Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других |
Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах |
Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся. |
|||
|
6. Первичное закрепление |
||||||||||
|
Задания на функциональную грамотность. Задание №2 тема «Колебания и волны» Задача 1. Ответе на вопросы. 1) «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? 2) Кругом – возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу – далече В полях отвечает зеленый двойник. А.А. Блок Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»? Задача 2. Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний. А) 3/4 с. и 4/3 Гц Б) 4/3 с. и 3/4 Гц В) 3/4 с. и 3/4 Гц
|
Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения материала |
Распознают и воспроизводят изученный материал. Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю. Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения |
Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме. Рецензиро-вание ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректи-ровка |
Участвуют в обсужде-нии ответов на вопросы во фронталь-ном режиме. Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации. Показыва-ют владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответс-твии с граммати-ческими и синтакси-ческими нормами родного языка |
Понимать на слух ответы обучаю-щихся. Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию. Уметь использо-вать речь для регули-рования своего действия |
Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Само-контроль понимания вопросов и знания правиль-ных ответов |
Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохране-ние учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся. Осущест-вление само-контроля |
|||
|
7. Домашнее задание |
||||||||||
|
1. Записывают домашнее задание: параграф 26, упр 26, Эксперимент «Исследование зависимости периода и частоты колебаний сердечной мышцы от умственной нагрузки»
|
Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради. Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы) |
Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя |
Взаимо-действуют с учителем |
Слушание учителя |
Осознают качество и уровень усвоения. Определя-ют последо-вательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составля-ют план и последо-ватель-ность действий |
Регуляция учебной деятель-ности. Мотивация волевой саморегу-ляции
|
|||
|
8. Итог урока |
||||||||||
|
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока, что мы узнали и чему научились? |
Подводит итоги учебного занятия |
Отвечают на вопросы |
Осознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной форме |
Умение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режиме |
Понимают на слух ответы обучаю-щихся. Формули-руют собствен-ное мнение и позицию |
Проводят контроль, само-контроль и коррекцию правильно-сти ответов обучаю-щихся |
Умение слушать в соответст-вии с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся
|
|||
|
9. Рефлексия |
||||||||||
|
Все мы привыкли выражать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью картинок или как Вы говорите смайликов. Я предлагаю дать оценку нашему уроку с помощью как раз смайликов. И с обратной стороны опишите свои эмоции. |
Проводит рефлексию |
Рефлексируют |
Умение делать выводы |
Взаимо-действуют с учителем |
Уметь формули-ровать собствен-ное мнение |
Проводят саморегу-ляцию эмоцио-нальных и функцио-нальных состояний |
Саморе-гуляция |
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.