«Самое страшное в мире – это быть успокоенным…»
Форма: конгресс
Тема: Великая Отечественная война в литературе XX века.
Цели:
· Дать обзор поэзии молодого поколения 40-х.
· Показать что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
· Приобщить студентов к художественной культуре, к самым насущным нравственным проблемам, которые ставит перед человеком жизнь.
· Воспитывать чувства высокой гражданственности, истинного патриотизма.
· Развивать научный стиль речи. Учить строго и точно оформлять свои мысли.
· Развивать полемические умения, активность.
· Расширить поэтический круг чтения студентов.
Задачи:
· Опираясь на знания, полученные студентами на предыдущем курсе, пробудить у них желание обращаться к поэзии как средству идейно-нравственного и эстетического развития человека.
· Подтолкнуть к самостоятельному изучению биографии и творчества поэтов, погибших на фронте.
· Пробудить интерес к истории своей страны.
Оформление:
· Портреты поэтов.
· Фронтовые фотографии.
· Стенд-экспозиция «Подвиг русского солдата»
· Выставка творческих работ студентов по данной теме.
· Выставка печатного материала о поэзии военных лет, включая коми поэзию и творчество воркутинских поэтов.
Оборудование:
· Фонограммы песен:
· «Священная война»
(слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.В. Александрова)
· «Россия»
(слова М. Ножкина, музыка Д. Тухманова)
· «В землянке»
(слова А. Сурикова, музыка К. Листова)
· «День победы»
(слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова)
· «Журавли»
· ПК, проектор, экран. ТV, DVD.
· Видеофильм «Я гражданин вселенной!».
· Памятная брошюра «Самое страшное в мире – это быть успокоенным».
· Программка конгресса.
· Слайд-шоу «Война на земле русской…».
· Презентации к выступлениям о творчестве поэтов.
Роли в конгрессе:
Ученые–историки, литературоведы, преподаватели вузов, студенты филологических факультетов, поэты, писатели, журналисты, ведущий – директор литературного института.
…И пусть
Не думают, что мертвые не слышат,
Когда о них потомки говорят .
Н. Майоров
План:
Программа конгресса (вручена каждому участнику)
1-ый день.
1. Открытие конгресса. Обсуждение программы.
2. Выступление директора лит. института.
3. Доклад «Певец во стане русских воинов».
4. Сообщения:
1) «Если я не вернусь, дорогая…» / об Иосифе Уткине/
2) «…Я вновь вернусь к своим тяжелым тропам
И выберу труднейшую из них» /о Георгии Суворове/
5. Выступление поэтов
(чтение стихотворений погибших авторов)
2-ой день
1. Сообщения:
1) «Я с детства не любил овал…» / о Павле Когане/
2) «Ширь России, дали Украины, умирая вспомню…»
/ о Николае Майорове /
3)«Самое страшное в мире – это быть успокоенным»
/о Михаиле Кульчицком/
4)«Нам не жить как рабам!»
/о Всеволоде Багрицком/
2. Выступление поэтов
(чтение стихотворений современных авторов).
3. Просмотр видеоролика «Я гражданин вселенной!»
4. Заключительное выступление директора.
И как бы ни давили память годы,
Нас не забудут потому вовек,
Что всей планете делая погоду,
Мы в плоть одели слово «человек»!»
Н.Майоров
5. Закрытие конгресса. Принятие резолюции.
6. Написание статьи в журнал «Вести конгресса» в форме репортажа.
7. Выступление творческой группы клуба «Experience».
8. Всем гостям и участникам дарится памятная брошюра
«Самое страшное в мире – это быть успокоенным».
Ход конгресса:
На экране слайд-шоу «Война на земле русской…»
1. Выступление ведущего конгресса (директора лит. института):
Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует как их товарищей, поэтов-фронтовиков, оставшихся в живых, так и нас с вами – читателей. И хотя все дольше уходит от нас время войны, в этом году наша страна празднует 60-летие победы, образы погибших ровесников все чаще предстают перед нами живыми. Уже в послевоенные годы были открыты новые имена молодых поэтов, обнаружены их записные книжки, прибавились новые страницы их творчества. Читая их стихи, невольно приходишь к выводу, что всем поэтам военного поколения была свойственна вера в судьбу, как нечто изначально данное. А судьба, выбрав лучших из них, предначертала им стезю воинов, защитников Отечества. Этим высоким идеалам был подчинен весь их внутренний мир. Именно поэтому поэт Арон Копштейн не мог оставить своего друга на поле боя. Командир взвода, в котором воевал А.Копштейн, вспоминал: «Он погиб смертью героя, спасая под ураганным огнем своего раненого друга». Об этом же писал поэт М.Луконин: «Копштейн и Отрада – это те бойцы, которые показали всему миру, на что способно наше поколение. Родине показали, что на нас можно положиться, отцам и матерям, что за нас не придется краснеть, любимым, что мы достойны их любви. Мы будем помнить их за этот пример, мы, поэты, можем гордиться тем, что у поэтов слова не расходятся с делом, когда речь идет о Родине».
Удивительно, но в военные годы поэзия переживала мощный подъем. Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта, должен огрубить, упростить, уложить в узкую щель окопа, но воюющие все больше и больше находили в себе нравственных сил. И это не случайно. За плечами русских литераторов стоял весь опыт национальной патриотической литературы. Слово воинской доблести предков в отечественной литературе всегда было словом о воинах-защитниках, воинах-освободителях. Русская воинская поэзия от древнейших сказаний до наших времен не знает ни темы захвата чужих земель, ни похвальбы, ни угроз. Это традиция исторического опыта народа, выраженная в художественном слове.
Никогда русский народ не мечтал о войне. Все его мечты о мире. Но любые ценности мирной жизни обесцениваются перед угрозой потери свободы Отечеством. Еще в 1808 году Сергей Глинка писал:
(слова на экране, звучит музыка)
Жить для Отечества, вот бытие одно;
Нам счастье от небес в нем истинно дано.
Мечтатель говорит: «Я гражданин вселенной»,
А русский: «Край родной – вселенная моя…
2. Доклад на тему: «Певец во стане русских воинов»
3. Обсуждение изложенного материала, дополнение интересными фактами представителями вузов.
4. Слово ведущего (на фоне слад-шоу):
Так сказать, бесчувственному телу
Истлевать повсюду. Знаю… Но…
Если посудить и разобраться,
Нелёгко товарищи тому,
Кто боролся на земле за братство
Под землёй остаться одному.
Эти строки были известны многим юношам, уходившим в июне 1941 года на Великую Отечественную войну. Они шли с этим чувством братства, о котором так великолепно написал И.Уткин.
Иосиф Уткин погиб в авиакатастрофе. Его друзья должны были сообщить об этом матери, но они не смогли это сделать…
Они продолжали – уже за него – писать письма, обращённые к матери. Сёстры поэта читали ей эти поддельные, сквозь слёзы послания. Мать Уткина скончалась, так и не узнав, что пережила сына, что Иосиф Уткин погиб при авиационной катастрофе, когда возвращался с фронта из освобождённого Бухареста. Его нашли среди обломков – в безжизненной, правой руке он сжимал томик стихов Лермонтова…
Говорить, что жизнь поэта оборвалась в самом рассвете его таланта, - значит говорить правду.
5. Сообщение: «Если я не вернусь, дорогая»
/об И.Уткине /
6. Обсуждение изложенного материала, дополнение интересными фактами представителями вузов, студентами фил. факультетов.
7. Слово ведущего (на фоне слад-шоу):
Военная биография поэта предавала особую убедительность его стихам, многие из которых носят открыто агитационный характер. Поэт активно использовал форму призыва, клятвы, агитки, типичные для поэзии Великой Отечественной войны. Как воинская присяга воспринимаются строки стихотворения «Тропа войны»:
Я слово дал идти тропой сраженья
Платя ценою крови и лишений
За каждый шаг. Да, я на все готов.
…Я не покину своего окопа
Нет, не сверну с крутой тропы войны.
Талант поэта развернулся во время его работы в дивизионной газете. За семь месяцев журналистской деятельности поэт опубликовал на страницах газеты «За Родину» десятки стихотворений и очерков.
В 1944 году – уже после гибели Георгия Суворова вышел сборник его стихов «Слово солдата». В одном из них, как будто о себе он писал:
Нет, не забудем мы о нём,
Без слова павшим под огнём, -
Героя имя не забудем…
Он был солдатом!.. Как солдат
Он пал среди военных буден.
8. Сообщение:
«…Я вновь вернусь к своим тяжелым тропам
И выберу труднейшую из них…» / о Г.Суворове /.
9. Обсуждение изложенного материала, дополнение интересными фактами представителями вузов, студентами фил. факультетов .
10. Выступление поэтов
(чтение стихотворений погибших авторов)
2 –ой день
1. Сообщение:
«Я с детства не любил овал…» / о Павле Когане/
2. Слово ведущего (на фоне слад-шоу):
Еще до войны московский студент Павел Коган написал песню «Бригантина поднимает паруса». Павла Когана убили на войне, но его песня, нигде не записанная, прочно поселилась в послевоенных институтах, ее пели все, уже не вспоминая фамилию автора. Старая «Бригантина» как разводящий обходила свои костры…
Блистательно начал свой поэтический путь не только автор «Бригантины», но и многих других замечательных стихотворений.
3. Обсуждение изложенного материала, дополнение интересными фактами
представителями вузов, студентами фил. факультетов .
4. Сообщение:
«Ширь России, дали Украины, умирая вспомню…»
/ о Николае Майорове /
5. Слово ведущего (на фоне слайд-шоу):
Николай Майоров погиб в бою на Смоленщине.
Ему было лишь 23… До войны он был студентом исторического факультета МГУ, в то же время посещал поэтический семинар, который вел Павел Антокольский в Литературном институте.
«Он знал, что он поэт. И, готовясь стать историком, прежде всего, утверждал себя как поэт, У него было на это право…».
6. Обсуждение изложенного материала, дополнение интересными фактами представителями вузов, студентами фил. факультетов.
7. «Самое страшное в мире – это быть успокоенным»
/о Михаиле Кульчицком/
8. Слово ведущего (на фоне слайд-шоу):
Михаил Кульчицкий тоже был еще студентом, когда обратил внимание на себя внимание как талантливый поэт. Еще тогда его отличали поэтическая зрелость и самостоятельность мышление. Преподаватели и друзья связывали с ним большие надежды…
Михаил Кульчицкий погиб тоже в 23-летнем возрасте. Это случилось в битве за Сталинград.
9.Обсуждение изложенного материала, дополнение интересными фактами представителями вузов, студентами фил. факультетов .
10.«Нам не жить как рабам!»
/о Всеволоде Багрицком/
11.Слово ведущего (на фоне слайд-шоу):
Всеволод Багрицкий – сын поэта и сам поэт. В письме к матери 18 июля 1941 года писал: «Война застала меня за мирной игрой в волейбол на берегу моря. И 27 июня я выехал в Москву… Пошел с двумя товарищами в райком комсомола, нас направили в автошколу…» Несмотря на плохое зрение, он добился отправки на фронт.
А вот что писал поэт в последнем письме к матери: «Я пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел уже то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны…»
Сообщение о гибели поэта цитируется по отрывку из письма сотрудницы редакции газеты «Отвага», в которой работал В.Багрицкий: «…Он похоронен на опушке леса на перекрестке двух дорог, рожденный войной, у раскинувшей ветви сосны, на которой наш художник Е.Вучетич вырезал надпись:
ВОИН-ПОЭТ ВСЕВОЛОД БАГРИЦКИЙ
УБИТ 26 ФЕВРАЛЯ 1942 ГОДА
12. Выступление поэтов
(чтение стихотворений современных авторов).
13.Закрытие конгресса. Принятие резолюции.
14.Заключительные слова ведущего конгресса:
Большинство поэтов военной эпохи обладали обостренным чувством времени. Быть может, это оттого, что время было суровое, оно требовало быстрого возмужания, а может, искренняя любовь к Родине стала причиной быстрого взросления целого поколения. А вместе со своим поколением взрослели и юные поэты.
« Когда размышляешь об ушедшем человеке, очень важно определить его место в жизни. Когда думаешь об ушедших поэтах очень важно определить их место в литературе, а тем самым - и в жизни» Так рассуждал А Коган. И мы надеемся, что вы – поколение мирное, не забудете тех светловолосых парней, которые оставили свою юность на дорогах войны, надеемся, что сохраните память о них. Ведь человек жив, пока о нем помнят!
15.Выступление творческой группы клуба «Experience».
16.Написание статьи в журнал «Вести конгресса» в форме репортажа (выполняют журналисты).
17.Всем гостям и участникам дарится памятная брошюра
«Самое страшное в мире – это быть успокоенным»
Список рекомендуемой литературы.
1. До последнего дыхания. Стихи советских поэтов, павших в Великой Отечественной войне. М., 1985.
2. Жуковский В.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. М., 1983.
3. Зарево. М., 1970.
4. Имена на поверке. Стихи воинов Великой Отечественной войны. М., 1975.
5. Певец во стане русских воинов. Стихи о ратном подвиге. М., 1989.
6. Письма с фронта. 1941-1945. Архангельск, 1989.
7. Поэзия Великой Отечественной войны и антифашистского Сопротивления. М., 1980.
8. Пять обелисков. Вып. №4, М., 1975.
9. Ради жизни на земле. Л., 1986.
10. Сквозь время. Павел Коган. Михаил Кульчицкий. Николай Майоров. Николай Отрада. Стихи поэтов. М., 1964.
11. Слово о полку Игореве. М., 1985.
12. Советские поэты, павшие на Великой Отечественной войне М.-Л., 1965.
13. Стихи военных лет. Калининград, 1974.
14. Стихи Великой Отечественной. Мурманск, 1974.
15. Строки, добытые в боях. Поэзия военного поколения. М., 1973.
16. Суворов Г. Слово солдата. Стихотворения. Л., 1954.
17. Уткин И. Избранное. М., 1975.
Хрестоматия по древнерусской литературе. М., 1962.
18. Эстафета: На перекличке – поэты-фронтовики. Сб. стихотворений. М., 1979.
1. Абрамов А. Поэзия великого подвига. // Подъём, 1970, №3.
2. Абрамов А. Уроки поэзии Великой Отечественной войны // Лит. в школе, 1975, №2.
3. Александров В. Фронтовые рукописи // Новый мир, 1963, №2.
4. Аннинский Л. Глубина фронта. // Новый мир, 1974, №4.
5. Аннинский Л. 30-70-е. Литературно-критические статьи и очерки. М., 1977.
6. Бакланов Г. Высота духа // Знамя, 1990, №3.
7. Банк Н. Свидетели истории. // Нева, 1970, №12.
8. Банк Н. «…Леса нет, и эха нету»: Поэзия военных лет через полвека после победы // Нева, 1996, №5.
9. Белах Е. Мне кажется порою, что солдаты… О творчесте поэтов-фронтовиков. // Ходры, 1981, №4.
10. Бялик Б. Подвиг советской литературы. // Юность, 1970, №5.
11. «Венок лугов, как яркая корона…», // Лит. Россия, 1972, 28 июля.
12. В ногу с тревожным веком. Воспоминанию об Иосифе Уткине. М., 1971.
13. Востоков Е. Музы не молчали. // Коммунист Вооружённых Сил, 1985, №11.
14. Выходцев П.С. Земля и люди. Очерки о русской советской поэзии 40-70 годов. М., 1984.
15. Геродник Г. Улица Ю. Севрука. // Лит. газета, 1973, 17 октября.
16. Гусаров Д.Я. «Север» и военная тема // Север, 1994, №10.
17. Гусева-Шубникова Н. Как подобает молодым // В мире книг, 1983, №5.
18. Дементьев В., Грани стиха. О патриотической лирике советских поэтов. М., 1979.
19. Дюжез Ю. Фронтовые стихи: Лит. критика. Север, 1985, №5.
20. Евтушенко Е. Талант есть чудо неслучайное. М., 1981.
21. Зайцев В.А. О жанрово-стилевых тенденциях в лирике военных лет // Вестник Московского Университета, сер. 9, Филология, 1985, №3.
22. Иванова А. Долг – стоять, на право – отойти: О позиции фронтовиков // Сов. Россия, 1986, 16 мая.
23. Иванов Ю. Поперёк линейных истин: завещание старейшин: Пути поэтов фронтового поколения. // Вопросы литературы, 1995, Вып. №3, с. 3-37.
24. История русской поэзии Л., 1968.
25. Коган А. Перечитывая войну. М., 1975.
26. Коган А. Опыт жизни и творчества // Литература великого подвига. Вып. 2. М., 1975.
27. Коган А. Стихи и судьбы. Фронтовая тема в Советской поэзии. М., 1977.
28. Коган А. Воспоминаний взрывчатая зона: Из наблюдений над фронтовой поэзией // Новый мир, 1979, №4, с. 250-257.
29. Коган А. Память сердца: Писатели на Великой Отечественной войне // В мире книг, 1984, №3.
30. Коган А. Уроки памяти: Лит. критические. очерки. М., 1998.
31. Кондратович. А. Лобастые мальчики революции // Новый мир, 1961, №2.
32. Кондратьев В., Железнёва Н. О войне, мире и…о жизни: Уроки Великой Отечественной войны 45 лет спустя. // Лит. обозрение, 1990, №5.
33. Коржев В. В ногу с тревожным веком // Сибирские огни. 1971, №7.
34. Кочетков В. Живая память народа. Перечитывая военную лирику. Москва, 1971, №5.
35. Куликов Б.О. Поэт в солдатской шинели. // Московский комсомолец, 1968, 18 октября.
36. Куликов Б.О. Николай Майоров. Очерк жизни творчества. Ярославль, 1972.
37. Куприяновский П., Шамес П. Русская советская поэзия периода Великой Отечественной войны. М., 1963.
38. Лавлинский Л. Не оставляя линии огня. М., 1975.
39. Лазарев Л.И. Поэзия военного поколения, М., 1966.
40. Лазарев Л.И. Это наша судьба: Заметки о литературе, посвящённой Великой Отечественной войне. М., 1978.
41. Лесневский С. Единый пламень. // Дет. лит., 1985, №5.
42. Лебединская И. Литература и искусство в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание ,1985, №5.
43. Литература великого подвига. М., 1970.
44. Литературное наследство. Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны. Т. 78 в 2 кн., кн. 1., М., 1966.
45. Логвиненко М. Их голоса слышны из дальних мест // Радуга, 1986., №3.
46. Наровчатов С. Атлантида рядом с тобой. М., 1972.
47. Наровчатов С. Берега времени. М., 1976.
48. Наровчатов С. Мы входим в жизнь. М., 1978.
49. Орочко Н.Н. Поэзия и война. Минск, 1987.
50. Ортенберг Д. Первые недели войны // Лит. газета, 1981, №33, 12 августа.
51. Павловский А.И.. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.
52. Павловский А.И. Память и судьба: Статьи и очерки. Л., 1982.
53. Победа и мир. Л., 1987.
54. Поляков Ю. Между двумя морями. Книга о поэте. М., 1983.
55. Поэт. Воин. Сибиряк: Воспоминания и статьи о Г. Суворове. Красноярск, 1983.
56. Призвания. Портреты. Воспоминания. М., 1987.
57. Пьяных М.Ф. Ради жизни на земле. М., 1985.
58. Ради жизни на земле: Лит. крит. сб., Л., 1986.
59. Ружинина В. С своей эпохой вровень, №3 // Волга, 1973.
60. Саакян-с А.А. Иосиф Уткин. Очерк жизни и творчества. М., 1969.
61. Сельвинский И. Я буду говорить и стихах. М., 1973.
62. Сердюк В. Выше смерти. Страницы жизни Николая Майорова // Молодая гвардия. 1975, №5.
63. Сигров В.К. Сильнее смерти // Вечерняя средняя школа, 1995, №3.
64. Слово бойца: Стихи поэтов-фронтовиков // Подъём, 1986, №11.
65. Соловьёв В. Время, память, поэзия // Юность, 1970, №9.
66. Спивак И. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. Львов, 1975
67. Старшинов С. Молодеет и лад баллад. Баллада в истории русской советской поэзии. М., 1991.
68. Строка, оборванная пулей. М., 1976.. Московские писатели, павшие на фронтах Великой Отечественной войны. Стихи, рассказы, дневники, письма, очерки, статьи, воспоминания. Москва, 1976 г.
69. Судаков В. Братство фронтовой: Заметки о военной поэзии // Север, 1996, №3.
70. Тихонов Н. Сибиряк на Неве // Поэт. Воин. Сибиряк. Воспоминания и статьи о Г. Суворове. Красноярск, 1985.
71. Топер П.М. Ради жизни на земле: Литература и война. Традиции, решения, герои. М., 1975.
72. Турков А. И это всё в меня запало… Заметки о военной литературе. // Лит. газ., 1995, 9 мая.
73. Урбан А. Заметки о незамеченном. // Звезда, 1964, №8.
74. Урбан А. Судьба войны – судьба стихов. (о творчестве поэтов-участников Великой Отечественной войны) // Звезда, 1970, №6.
75. Филиппов В. Муза, рождённая в огне // Веч. ср. школа, 1995, №3.
76. Финк. Свет подвига // Лит. обозрение, 1980, №5.
77. Шик Э. Штыком и пером: О творчестве сибирских писателей в годы Великой Отечественной войны. // Сибирские огни, 1972, №2.
78. Шошин В.А. Вестники великой победы. // Русская литература, 1985, №4.
79. Шошин В.А. Поэты в борьбе за Ленинград: О поэзии Великой Отечественной войны. // Русская литература., 1995, №3.
80. Эвеншов И. Он воспел море. // Звезда, 1987, №1.
81. Этой славе жить в веках. О подвиге народа и подвиге литературы в года Великой Отечественной войны // Лит. обозрение, 1975, №3.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.