Весело играем – буквы изучаем
Оценка 5

Весело играем – буквы изучаем

Оценка 5
Подготовка к тестированию
docx
08.04.2020
Весело играем – буквы изучаем
Игры и упражнения для более успешного ознакомления детей с буквами
весело играем буквы изучаем.docx

Весело играем – буквы изучаем

Методические рекомендации для родителей

Заканчивается дошкольное детство вашего ребенка. Вы чаще думаете о том, что пройдет еще немного времени, и ему пора будет идти в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьезному событию. И прежде всего, научить читать…

Казалось бы, чего проще? Всех нас родители когда-то знакомили с буквами, учили чтению. Однако, работа по ознакомлению с буквами должна строиться правильно, чтобы в будущем избежать распространенных сейчас в начальной школе проявлений дислексии и дисграфии, когда дети путают буквы по сходству их элементов, нарушают пространственное расположение элементов, используют зеркальное написание и т.д.

Психолого-педагогические обследования детей показывают, что у дошкольников, особенно имеющих речевые нарушения, наблюдается низкий уровень сформированности зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также недостаточная пространственная ориентировка: дети путают понятия «справа» - «слева», «вверху» - «внизу» и т.п., что, несомненно, тормозит процесс усвоения детьми графического образа буквы.

Учитывая, что игра, как ведущая деятельность, наиболее эффективна в обучении дошкольников, нами были подобраны игры и упражнения ля более успешного ознакомления детей с буквами. Предлагаем их вашему вниманию.

Предваряя ознакомление с буквами, проводим большую работу по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве: различные игры и упражнения с мозаиками, конструкторами, палочками и т.п.

Собственно ознакомление с буквами начинаем с букв печатного шрифта. Вначале рассматриваем букву, пытаемся увидеть очертания буквы в окружающих предметах, «фантазируем», на что похожа буква («Буква О как мяч, бублик, колесо…», «Буква П похожа на ворота, турник…», «Буква А – это ракета», «Буква Е – лесенка с двумя ступеньками…»). Можно подобрать или самим нарисовать веселые картинки с множеством предметов, напоминающих ту или иную букву. При этом использовать веселые стихи, комментирующие данные картинки. Тогда при необходимости одно напоминание взрослого или строчка из стихотворения поможет ребенку вспомнить образ нужной буквы («Толстый и тонкий» - буква Ы; «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» - буква С и т.д.)

«Веселая азбука»

Разыгралась буква Б                                        Буква Б с большим брюшком,

И бараном блеет: Б-э-э!                                  В кепке с длинным козырьком.

Буква Б проснется рано.                                 Барабан упал с небес,

Буква Б – бочонок с краном!                         Закатился под навес.                                                                                  Села мышка в уголок,  

Съела бублика кусок.

Что за буква светится                                       

Старым ясным месяцем?                                 

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.                         

Шел конь, подковами звеня.

Как буква С следы коня.

Буква Щ поможет нам                                Хватать, глотать умеют щуки -

Зубы чистить по утрам.                              Другой не нужно им науки.

На расческу Щ похожа                                Щ – играющий щенок.

Три зубца всего? Ну что же?                       Кверху лапками он л

«Узнай букву»

 

 

Рассматривая ту или иную букву, вместе с детьми выделяем элементы в ней, определяем их количество, взаимное расположение. При этом предлагаем детям показать буквы на себе крупными движениями рук, ног, всего тела (например, встать прямо, развести руки в стороны – буква Т; взяться в паре за руки, опустив другую руку вниз и прижав ее к телу – буква М; поставить руки на пояс, «округлив» их – буква Ф). А если эту позу еще сопроводить веселым стихотворением («Федя ходит руки в боки, значит, выучил уроки»), то даже одна строчка в будущем поможет ребенку вспомнить нужную букву. Следующим этапом может быть конструирование буквы из пальцев рук. Здесь тоже большой простор для совместной фантазии родителя и ребенка.

При ознакомлении с буквами важно использовать все анализаторы, а также организовать разнообразную практическую деятельность с буквой.

·        Найти букву среди других в кассе букв.

·        Выложить букву из имеющихся элементов.

·        Вырезать букву. Выложить букву из мозаики, из палочек, если это возможно.

·        Показать букву ниточками на фланели. Сделать ее из проволоки.

·        Нарисовать ее в воздухе.

·        Стереть букву, написанную мелом, мокрым пальчиком.

·        Обвести пальцем контур буквы.

·        Найти букву в печатных текстах.

·        Дописать недостающие элементы буквы.

·        Вырезать букву и наклеить ее в тетрадь.

·        Найти буквы в ряду похожих (например, найти и подчеркнуть только букву «П» в ряду – П Т Г Т Г П Т П П Г).

·        Зачеркнуть неправильные буквы (перевернутые, зеркальные).

·        Дорисовать недостающие части буквы (замкнуть незамкнутый контур буквы «О», дорисовать серединку у буквы «Н»).

·        Превратить одну букву в другую. Например, О в Ю; Л в А; Г в Б; Е в Ё.

·        Дорисовать половинки букв, имеющих вертикальную или горизонтальную ось симметрии (А, В, Е, Ж, М, Н, О, П, С, Т, Ф, Х, Ш) и т.д.

 

«Буквы из всего»

Дома: пусть ребенок попробует выложить знакомые буквы

·        из мозаики;

·        счетных палочек;

·        обрезков бумаги и материала;

·        коробочек из-под «Киндерсюрпризов»;

·        горошин;

·        пуговиц и т.п

Во дворе:

·        рисуйте буквы палочкой на песке или снегу;

·        придумывайте вместе загадки про буквы (маленькая, кругленькая, любит «охать»), пусть ребенок рисует отгадки на песке;

·        выкладывайте буквы из сухих веточек и листьев и т.п.

В лесу:

·        ищите «буквы» среди деревьев, кустарников и листьев («Вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится О»);

·        узнавайте в ягодах и грибах («Подосиновик на Т похож, а эта черничка на О».

 

«Пушистые буквы»

Для того, чтобы ваш ребенок лучше «почувствовал» буквы, попробуйте их вырезать из бархатной бумаги. Знакомясь с буквой, обводите ее указательным пальчиком правой (или левой) руки и одновременно произносите: «А-а-а».

На следующем этапе можно узнавать буквы на ощупь, с закрытыми глазами («Наступила ночь, буквы испугались, надо их успокоить и назвать по имени»).

Затем можно составлять несложные слова с одновременным произнесением и «поглаживанием»

«Буквы на стекле и холодильнике»

Когда стекло запотевает, у ребенка возникает желание на нем рисовать.

Можно рисовать буквы. Можно учить рисовать буквы правильно (в том случае, когда ребенок пишет букву наоборот). Ребенок стоит справа, а вы – слева. Вы пишите букву неправильно, а малыш представляет себе букву в зеркальном отражении и пишет ее так, как нужно.

Например:

Если же мороз разрисовал ваше стекло, поищите буквы среди узоров (можно искать не только буквы, но и образы сказочных героев, картины).

Если у вас есть специальный маркер, которым можно рисовать на холодильнике, рисуйте и загадывайте буквы, пишите коротенькие слова, оставляйте друг другу маленькие письма. Если нет маркера, наверняка есть магнитная азбука, она тоже поможет играть с буквами и словами. Взрослый одновременно может заниматься домашними делами и играть с ребенком.

«Пластилиновые буквы»

Обычные буквы можно вылепить из пластилина. А если подключить фантазию, то можно вылепить буквы – образы, буквы – игрушки.

Например:

    - буква «Б» - бублик.

Если ребенок любит работать с глиной, пусть то же самое сделает из глины.

Если такой возможности нет, можно купить «Алфавитное печенье» и с его помощью ближе познакомиться с буквами и словами.

 

«Забавные картинки»

         Здесь необходимо найти буквы в схематическом изображении каких-либо предметов, существ. Трудность заключается в том, что буквы расположены под разными углами, одна вписана в другую, иногда имеют общие элементы и т.д.

Лягушонок

Я зеленый лягушонок,

Буквы знаю я с пеленок.

На меня ты посмотри,

Сколько их во мне?

Скажи.

                 Н. Новоторцева

Позже, когда дети уже научатся читать, предлагаем вам использовать изографы, т.е. изображение предметов, составленных из букв, входящих в слова – названия этих предметов. Здесь само изображение предмета подсказывает, какие буквы в нем спрятались.

         Чтобы помочь детям лучше усвоить элементы букв, научить их преобразовывать одну букву в другую, интересно будет использовать сказку, которую мы придумали и применяем на занятиях в детском саду.

«Буквы на бал-маскараде»

Буквы собрались на Новогодний бал. Нужно было так нарядиться, что-то придумать, чтобы букву нельзя было узнать.

1.     Одна буква вот что придумала. Она целый день ела пирожные, булочки, торты и наела себе огромный живот, и стала похожа на букву Б. Какая это буква?   (Г).

2.     Две буквы – близнецы вот что придумали: одна из них встала вверх ногами, потом они тесно прижались спинами друг к другу и везде так ходили. И стали похожи на букву Ж.   (К + К).

3.     А две буквы – подружки крепко обнялись и стали похожи на букву В.   (Р + О, Ь + О, Р + Ь).

4.     Одна гласная буква купила себе в магазине маленькую круглую шляпку, надела ее и сразу превратилась в согласную букву.  

(И → Й).

5.     Две буквы – сестры взялись за руки и везде ходили вместе, напоминая собой букву М.   (Л + Л).

6.     Одна очень широкая буква накануне праздника упала и сломала себе ногу. Ей пришлось ходить, опираясь на маленькую палочку. Она превратилась в букву Щ.   (Ш).

7.     Другая буква встала вверх ногами и тоже стала ходить с палочкой, чтобы не упасть, и стала похожа на букву Ц.   (П).

8.     Две буквы: одна гласная и одна согласная придумали вот что: согласная буква взяла от гласной палочку и стала походить на букву В, а гласная превратилась в знак, который не обозначает никакого звука.   (Ы + З → Ь + В).

9.     Одна буква опаздывала на бал, встала на маленькую тележку и стала похожа на букву Д.   (Л или П).

 

«Буквы встали по порядку на веселую зарядку»

         Разнообразить работу с буквами, сделать обучение ненавязчивым и увлекательным помогут стихи, сопровождаемые движениями. Предлагаем вам забавные стихи о буквах, придуманные нами для использования в качестве физкультурных пауз во время занятий. Они помогут вашим детям лучше усвоить образ той или иной буквы, а заодно размяться, набраться сил для новых открытий.

1.

 

Буква А, расставив ноги,

Шагает бодро по дороге.

Шагают вперевалку, ноги на ширине плеч

Физкультурой занимается,

Сильной, ловкой стать старается

Руки в стороны, вверх, в стороны, вниз – 2 раза

 

 

2.

 

Очень любит наряжаться

Руки на голову, к плечам, на пояс

Буква К – красавица.

Пружинка с поворотом, влево – вправо, руки на поясе

Ну а прыгать, кувыркаться

Всем ребятам нравится.

Прыжки на месте

 

 

3.

 

Руки в стороны подняли

Руки в стороны на уровне плеч

И на Т похожи стали

Руки на голову, локти «смотрят» в стороны

Постучим молотком,

Строим, строим новый дом.

Ритмичные наклоны в стороны

 

 

4.

 

Ходит в кепке с козырьком

Б и днем и ночью.

Ходьба на месте

Кушать булки с молоком

Любит очень-очень

Круговые движения по животу правой, затем левой рукой

 

5.

 

Буква У кричит «Ура»,

Руки к плечам, вверх

Руки тянет вверх она

Потянуться за руками

С буквой У, не ленись,

Низко-низко наклонись.

Наклоны вперед

 

 

6.

 

Буква О, как колесо,

Руками изобразить букву «О»

Катится, кружится,

Наклоны в стороны

С этой буквой так легко,

Весело учиться.

Мелкими шагами кружиться вправо, затем влево

 

 

7.

 

Мы с тобою в пару встали

И на М похожи стали

Встать в пары, взяться за руки, другая рука прижата к телу

Вместе весело шагать,

Звуки, буквы изучать.

Шагать вместе, держась за руки

 

 

8.

 

С буквой П мы подружились

Руками изобразить над головой букву «П»

Наклоняться научились

Наклоны вперед

Вправо, влево поворот,

А потом – наоборот.

Повороты в стороны

 

 

9.

 

Снова в пары встанем дружно,

Букву Н построить нужно.

Встать в пары, взявшись за руки

Руку к телу прижимаем,

А другою обнимаем.

Одна рука прижата к телу, ладонью другой обнять товарища на уровне груди

 

 

10.

 

Руки крестиком сложи,

Взмахи руками перед собой крест-накрест в горизонтальной плоскости

Букву Х нам покажи.

Поднять руки крестиком перед собой вертикально

А теперь и наши ножки

Заскакали по дорожке.

Прыжки ноги врозь, ноги скрестно, руки на поясе

 

 

11.

 

Буква Э открыла рот,

Наклоны головой к правому, левому плечу

Головой вертела.

Повороты головой влево – вправо

Всем огромный свой язык

Показать хотела.

Ладони соединить перед собой и развести широко, опустить

 

 

12.

 

С буквой И мы все знакомы,

В кимоно гуляет дома.

Ходьба на месте

Завязала поясок

Обнять себя руками за талию, затем развести руки в стороны

Снизу вверх наискосок.

Наклониться вперед, коснуться правой рукой носка левой ноги, затем наоборот

 

 

13.

 

Буква Л живет под крышей,

Руками над головой изобразить букву «Л»

Забралась она повыше,

Поочередно ставить ладонь над ладонью, «поднимаясь вверх»

Чтобы видеть все вокруг,

Повороты в стороны, руки на поясе

Всех друзей и всех подруг.

Развести руки в стороны перед собой, опустить

 

         Надеемся, предложенные нами игры и упражнения заинтересуют вас и станут стимулом для собственного творчества.

Дети с большим желанием откликаются на игру, запоминая буквы в занимательной, непринужденной обстановке. У них формируются эмоциональные зрительные образы букв, а мы знаем, что знания, окрашенные эмоцией, крепче, долговечнее.


 

Весело играем – буквы изучаем

Весело играем – буквы изучаем

При этом использовать веселые стихи, комментирующие данные картинки

При этом использовать веселые стихи, комментирующие данные картинки

Рассматривая ту или иную букву, вместе с детьми выделяем элементы в ней, определяем их количество, взаимное расположение

Рассматривая ту или иную букву, вместе с детьми выделяем элементы в ней, определяем их количество, взаимное расположение

Стереть букву, написанную мелом, мокрым пальчиком

Стереть букву, написанную мелом, мокрым пальчиком

Вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится

Вот хвоинка – это Л, а если ее вот так соединить – получится

Если же мороз разрисовал ваше стекло, поищите буквы среди узоров (можно искать не только буквы, но и образы сказочных героев, картины)

Если же мороз разрисовал ваше стекло, поищите буквы среди узоров (можно искать не только буквы, но и образы сказочных героев, картины)

Сколько их во мне? Скажи.

Сколько их во мне? Скажи.

Другая буква встала вверх ногами и тоже стала ходить с палочкой, чтобы не упасть, и стала похожа на букву

Другая буква встала вверх ногами и тоже стала ходить с палочкой, чтобы не упасть, и стала похожа на букву

Ходит в кепке с козырьком

Ходит в кепке с козырьком

Букву Х нам покажи. Поднять руки крестиком перед собой вертикально

Букву Х нам покажи. Поднять руки крестиком перед собой вертикально
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2020