Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Оценка 5

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Оценка 5
docx
12.10.2021
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.docx

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Русский язык в умелых руках

 и в опытных устах –

 красив, певуч, выразителен,

гибок, послушен, ловок и вместителен.
                 Александр Иванович Куприн

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.

         Важнейшим из аспектов развития речи является обогащение словарного запаса. Это необходимо в любом возрасте .Не секрет, что запоминание словарных слов представляет значительную трудность.

Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся. Навык написания этих слов, с одной стороны, во многом зависит от словарных возможностей детей, их активного словаря, с другой - изучение таких слов и проведение словарно-орфографических упражнений должно активизации словаря младших школьников.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Это работа - трудная и кропотливая.

Исходя из опыта своей работы могу сказать, что определить орфограмму у ребят не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях оказывается для многих неразрешимой задачей.

Словарная работа на уроке является одним из средств повышения орфографической грамотности учащихся.  

Пролистав страницы учебника «Русский язык» для 3 класса , можно увидеть, что в одном случае на уроке для рассмотрения предлагается несколько словарных слов, а в другом – на протяжении нескольких уроков к словарным словам вообще не обращаются - они отсутствуют на страницах учебника.

Учитывая все выше сказанное, я занялась изучением вопроса «Словарная работа на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности»

Цель моей работы: выявить наиболее эффективные формы приемы, методы запоминания слов с  непроверяемыми написаниями для реализации которой были намечены определённые задачи:

  -  изучить методическую литературу по теме;

 - проводить словарную работу на каждом уроке;

 - включать работу со словарными словами на различных этапах урока;

 - выявить эффективные способы запоминания и правописания словарных слов;

 - обобщить методику словарной работы и разработать разнообразные виды заданий для работы со словарными словами на уроках русского языка.

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-8 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет его на практике.

Предлагаю виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

1.     Представление слова ( Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады.        

2.     Лексическое значение слова.

3.     Это интересно знать…

4.     Выполни задание.

     Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы, приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему.

1-й этап      Представление слова

Ребята могут самостоятельно определить новое слово:

  • с помощью  загадки

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

 

Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.

(Воробей)

  • демонстрацию картинки с изображением предмета.
  • разгадывание ребуса, шифровки, шарады.        

http://gameboh.ru/_pu/11/24718785.png

2-этап Лексическое значение слова.

3 этап Это интересно знать…

На данном этапе дети узнают интересное о слове.

4 этап  Выполни задание.

- запиши слово;

- поставь ударение;

- запиши транскрипцию слова;

- раздели слово на слоги;

- раздели слово для переноса;

- подбери однокоренные слова;

- составь и запиши предложение с данным словом, подчеркни орфограмму;

- составь и запиши с данным словом словосочетание.

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова. На этом этапе применяются различные виды работы:

  • Творческая работа
  • Игра
  • Задание на внимание
  • Поисковая работа

Многие задания  дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы, работу в парах

Поэтому моя работа по закреплению правописания словарных слов   направлена на накопление, систематизацию и применение этих различных видов работы.

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, поэтому я обратила внимание на зрительное запоминание слов.  

  • Одним из приёмов, представления и  запоминания, является:

 метод графических ассоциаций.

Суть данного метода в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки.

Лексические упражнения

        В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, составляют с ними словосочетания и предложения.

  • Приѐм «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность этого приёма является наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа.
  • кАпуста – зАяц
  • мАшина – шинА
  • кАрандаш –бумАга

 К  словарным словам  подбираем синонимы и антонимы.

Многообразие переносных значений слов хорошо показать на  примерах:

Зима - _________________(холод, весна, снег, лето)

Тихо - __________________(темно, дети, громко)

Конец - _________________(обрыв, начало, всё)

Глубокий - __________________(бездонный, мелкий)

        

Чтобы яснее было различие в значениях подобных слов, к ним подбирают синонимы.                                      

Буря, ураган, шторм;

Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Враг, противник, неприятель, недруг

  • Традиционно использую тематические кроссворды

Упражнения для формирования фонетических понятий.

 Игра «Догадайся, что за слово»

Раздаю карточки - таблицы, на которых написаны  буквы нужного слова

Предлагаю выполнить это задание в парах      

О

О

О

О

О

О

О

О

О

О

2. Игра   «Угадай слово».

Показываю карточки, на которых написан первый или  последний  слог нужного слова. Учащиеся записывают составленные слова.

Бо ( болото, ботинки)

ОЕ (животное, мороженое)

 Орфографические упражнения.

        Большое значение придаю работе над составом слова. В результате этого совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами. Эти умения вырабатываются путем разнообразных упражнений. 

  • Образование родственные слова.
  • Подбор слов к данным схемам.

∩;   ∩^□;  ¬∩

  • Нахождение различий однокоренных слов и форм одного и того же слова.
  • Нахождение  в тексте однокоренных слов.

Морфологические упражнения   являются частью работы над словарными

словами.

  • Выборочная работа со словарём
  • Работа с крылатыми выражениями
  • Подбор однокоренные слов разных частей речи.

Например: адрес (адресный, адресок, адресовать; ветер ( ветерок, ветреный, обветрить).

Синтаксические упражнения

В процессе синтаксических упражнений тоже работаю со словарными словами, включая их в задания.

  • Предлагаю ребятам со словарными словами составить  предложения, различные по цели высказывания.
  • Составить предложения со словосочетаниями.        

Изографы- это слова, которые изображены буквами, изображение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Задачей ребенка является составление слова из найденных в изографе букв, зарисовка изографа, составление своего изографа.  Задания такого вида предлагаются для работы в группе.

 Конечно, такая работа требует от учителя затрата сил, времени, наличие наглядного материала. Поэтому работу над словарными словами я планирую и на занятиях по внеурочной деятельности Видя первые результаты моих учеников, с уверенностью можно сказать, что я иду в правильном направлении.


 

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов

У меня сложилась своя система по усвоению правописания слов

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова

В дальнейшем вся работа направлена на закрепление правописания словарного слова

Буря, ураган, шторм; Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Буря, ураган, шторм; Пасмурный, ненастный, хмурый, серый;

Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания

Предлагаю ребятам со словарными словами составить предложения, различные по цели высказывания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021