Виды теплопередачи.
Оценка 5

Виды теплопередачи.

Оценка 5
docx
11.09.2022
Виды теплопередачи.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Виды теплопередачи теплопроводность 8 класс физика.docx

Дата: 07.09.2022г.     8-класс физика
Тема урока: Виды теплопередачи  теплопроводность

1.Цель  урока: Дать представление о теплопроводности и объяснить это явление на основе молекулярно-кинетических представлений

2. Задачи:

  1) дать определения основных понятий, изучаемых в данной теме:   теплопередачей.

  2)  установить  зависимость  теплопроводности  от рода вещества

  3)  учить приводить примеры теплопередачи в природе и технике.

4).продолжить развитие умения анализировать опыты и делать на их основе выводы, формирование умения работать в группах;

5)способствовать формированию навыков экспериментальной работы и развитию аналитического мышления учащихся

 способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу

       3.Тип урока Урок изучения новой темы.

                                    Ход урока:

1.Организационный момент:

2. Актуализация знаний:

Перед началом урока можно провести проверку выполнения домашнего задания. Вспомним ранее изученный материал:

1.      Какую энергию называют внутренней энергией тела?

2.      Какими двумя способами можно изменить внутреннюю энергию?

3.      Приведите примеры  изменения внутренней энергии с помощью совершения работы.

4.       Приведите примеры  изменения внутренней энергии способом теплопередачи.

5.      Объясните на основе молекулярного строения тела вещества нагревание спицы, опущенной в горячую воду.

6.      Качественные задачи (решаются устно)

а) Почему из проколотой шины выходит с шипением холодный воздух?

б) Как изменится внутренняя энергия резинового жгута при его растяжении? Почему?

в) Закрытую пробирку погрузили в горячую воду. Изменилась ли кинетическая и потенциальная энергия в пробирке? Если изменилась, то как?

При этом все неточности должны фиксироваться, причем не столько учителем, сколько учениками, которые принимают активное участие в работе.

II. Изучение нового материала

План изложения нового материала:

1. Теплопроводность как способ теплопередачи.

2. Теплопроводность твердых тел, жидкостей и газов.

3. Примеры практического применения явления теплопроводности.

Учащиеся уже знают, что внутреннюю энергию можно изменить двумя способами: путем совершения работы и путем теплопередачи. Изменение внутренней энергии посредством теплопередачи может производиться по- разному. Различают три вида теплопередачи:

Как  вы думаете: что такое теплопроводность, конвекция, излучение, теплопередача?

(Учитель слушает ответы учащихся)

Вопрос к учащимся: Когда металлическая ложка помещается в горячий суп, то ее свободный конец вскоре нагревается. Почему?

Демонстрация теплопроводности.

Выслушав ответы, делает вывод:

1.      Теплопроводность (учитель объясняет, что такое теплопроводность).

Теплопроводность – вид теплопередачи, при котором происходит перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц, приводящий к выравниванию температур. Очевидно, что этот перенос энергии требует определенного времени. Сразу можно акцентировать внимание учащихся на физическом содержании процесса. У пламени горелки молекулы, получив избыток энергии, начинают совершать колебания с большей амплитудой, передавая часть энергии при соударениях с соседними слоями.

Особенность теплопроводности в том, что само вещество не перемещается. Ясно, что чем меньше расстояние между молекулами, тем с большей скоростью идет перенос тепла.

Вопросы для учащихся:

Почему в морозный день опасно лизать языком металлические предметы и не опасно - деревянные?

Все кристаллы имеют очень хорошую теплопроводность.

2.Объяснение теплопроводности твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлении. (модель твердого тела)

Механизм теплопроводности:

Амплитуда колебаний атомов в узлах кристаллической решетки в точке А меньше, чем в точке В. Вследствие взаимодействия атомов друг с другом амплитуда  колебаний атомов, находящихся рядом с точкой В, возрастает

3.Объяснение теплопроводности жидкостей и газов на основе молекулярно-кинетических представлений. Вещества, в которых расстояния между молекулами большие - плохие проводники тепла. Это — различные породы древесины, строительный кирпич,  в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы. Плохая теплопроводность у шерсти и меха, так как между ворсинками также много воздуха. Именно наличие меха позволяет отдельным животным переносить зимнюю стужу.

3. Примеры практического применения явления теплопроводности.

Для предохранения тела от охлаждения или нагревания применяют вещества с малой теплопроводностью: ручки сковородок, корпус утюга изготавливают из пластмассы, чтобы снять горячие крышки – прихватки из ткани.

Учащиеся объясняют слайды, делают выводы.

III. Закрепление изученного материла

С целью закрепления изученного материла можно провести краткий опрос-беседу по следующим вопросам:

1.Почему ту часть печи, на которой готовят пищу, покрывают чугунной плитой?

2.Почему нагретые детали в воде охлаждаются быстрее, чем на воздухе?

3.Необходимо быстрее охладить бутылку с лимонадом. Куда ее следует поместить бутылку: в снег или измельченный лед, если температура их одинакова?

4.С какой целью трубы водопровода укладывают глубоко под землей?

5. Почему Иванушка - дурачок остался жив после   купания в кипящей воде?

Отвечают на вопросы.

IV.             Выполнение контрольного задания.

 Ученики выполняют тестовые задания.

1.Какие из веществ обладают наибольшей теплопроводностью:

а) бумага, б ) солома, в) серебро, г) чугун?

2. Какие из веществ обладают наименьшей теплопроводностью:

а) бумага, б) солома, в) серебро, г) чугун?

3.Металлическая ручка и деревянная дверь будут казаться на ощупь одинаково нагретыми при температуре:

а) выше температуры тела, б) ниже температуры тела, в) равной температуры тела.

4.Чтобы  плодовые деревья не замерзли, их приствольные круги на зиму покрывают опилками. Опилки обладают …. Теплопроводностью

а) хорошей, б) плохой.

5. В каком из перечисленных тел теплопередача происходит главным образом путем теплопроводности?

а) в воздухе, б) в кирпиче, в) в воде.

V. Домашнее задание. §4. Ответить на вопросы. Желающие ученики могут подготовить к следующему уроку доклады о применении теплопередачи в природе и технике.

 VI.Рефлексия

Оцените свою работу за урок.  В оценочном листе:


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: 07.09.2022г. 8-класс физика

Дата: 07.09.2022г. 8-класс физика

Примеры практического применения явления теплопроводности

Примеры практического применения явления теплопроводности

Это — различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы

Это — различные породы древесины, строительный кирпич, в котором есть поры, заполненные воздухом, различные газы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2022