Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)»
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, буквы в конвертах, полоски разной длины для построения треугольников, шнурок для демонстрации египетского треугольника, личики разного цвета для проведения рефлексии.
Урок математики в 4 классе по теме: «Виды треугольников в зависимости от вида
угла (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные)»
(УМК «Начальная школа 21 века»)
Цели: формирование представление о классификации треугольников (прямоугольный,
остроугольный, тупоугольный), развитие владения логическими операциями по отношению
к геометрическим фигурам, актуализация жизненного опыта, развитие коммуникативных
навыков, практическое использование полученных знаний, эстетическое воспитание
учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация, буквы в конвертах, полоски разной
длины для построения треугольников, шнурок для демонстрации египетского
треугольника, личики разного цвета для проведения рефлексии.
Ход урока:
1.
Учитель: - Ребята, я приглашаю Вас на урок математики и попрошу сегодня на уроке
быть моими помощниками, активно работать и в конце урока помочь мне поставить
оценки. Желаю Вам удачи!
Математическая разминка + актуализация знаний, введение в тему. СЛАЙД 2.
К 900 - 500
2.
Т 3 ∙ 26 – 18 = 60
Е 200 ∙ 7 – 300 = 1100 Н649 – 40 – 9 = 600
У 250 + 700 = 950
Р 880 : 4 ∙ 10 = 2200
И482 – 60 = 422
Г 4 + 96 : 2 = 52
О40∙ 80 : 100 =32
Ь 300 ∙ 9 – 200 = 2500
Л 560 : 7 ∙ 4 = 320
И5000 х 0
602200110095
0
у
250060042
2
и
523232
0
г о л
4000
ь
к
е
и
н
т р
Ребятам предлагается сложить слово из букв (буквы даны в конвертах). В результате
появляется слово «треугольники». (Работа в парах).
- Попробуйте определить состав слова «треугольники» (сложное слово, два корня - тр-,
уголь-). Что такое треугольник? (Треугольник – геометрическая фигура, у которого три
стороны и три угла.).
СЛАЙД 3. - Так о чём пойдёт речь на уроке? (О треугольниках).
- Откройте содержание учебника (стр. 127), прочитайте название темы урока на странице
105 (Виды треугольников).
- Предположите, какие задачи мы сегодня поставим с вами? (Узнать, какими бывают
треугольники).
3.
А) № 418. – Какие бывают углы? СЛАЙД 4.
Работа над новым материалом (работа с учебником, стр. 105).
1- Каким образом будем определять вид углов?
Б) - Как вы думаете, может ли в треугольнике быть два тупых угла? (Попробуйте выложить
такой треугольник из полосок. Получилось?) Какой вывод можно сделать, какой
треугольник называется тупоугольным?
В) Попробуйте начертить треугольник, у которого два прямых угла. Как будем работать?
(Строим произвольный отрезок – одну из сторон. Затем строим два прямых угла с
вершинами на концах отрезка. Изображённые стороны прямых углов расположены
параллельно, поэтому не пересекутся). Вывод: какой треугольник называется
прямоугольным? А остроугольным?
Г) Чтение вывода по учебнику.
4.
"КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ"
Слова в тексте заменяются движениями.
Колпак мой треугольный.
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Физминутка.
Сначала заменяем слово колпак (показываем место колпака на голове), все остальные
слова в тексте произносим; затем - слово мой (показываем рукой на грудь), а остальные
слова, кроме колпак и мой, произносим; а потом - слово треугольный (показываем руками
треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем три слова: колпак, мой, треугольный.
5.
Работа над материалом урока.
А) № 419. – Легко ли определить вид треугольника «на глаз»? Какие инструменты можно
использовать для определения вида треугольника? Определяем вид треугольника,
используя угольник. (Показ на доске).
Б) Самостоятельная работа. - Начертите остроугольный треугольник, тупоугольный
и прямоугольный треугольники.
В) - Ребята, как Вы думаете, а где в нашей жизни можно использовать треугольник?
(СЛАЙД 5 - музыкальный инструмент; СЛАЙД 6 - созвездие Треугольник; СЛАЙД 7
- египетские пирамиды – грани имеют треугольную форму). СЛАЙД 8. Оказывается, ещё
в Древнем Египте землемеры (гарпедонавты) для построения прямого угла пользовались
следующим приёмом. Бичёвку растягивали на 12 равных частей так, чтобы получался
треугольник со сторонами 3,4,5 делений. Угол треугольника, противолежащий стороне с
пятью делениями, был прямой. В связи с указанным способом построения прямого угла
треугольник со сторонами 3, 4, 5 (ед.) иногда
называют египетским. (Демонстрация). СЛАЙД 9. Витраа́ж (фр. vitrage — остекление,
от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного
илиорнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и
предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо
архитектурном сооружении.
2Г) – А сейчас я Вам предлагаю поработать дизайнерами.
- Возьмите, пожалуйста, заготовку окна и, используя линейку и фломастеры, составьте
витраж из разных треугольников, чтобы получилось красивое окно.
- А теперь посмотрите на свои витражи. У кого получились прямоугольные треугольники,
тупоугольные, остроугольные? Какие треугольники называют прямоугольными,
тупоугольными, остроугольными?
5.
СЛАЙД 10. Домашнее задание: раскрасить витраж, используя знания, полученные
на уроках рисования; сведения об интересных предметах, имеющих треугольную
форму.
6.
-
7.
СЛАЙД 11. Подведение итогов. Рефлексия.
Спасибо за работу! СЛАЙД 12.
3