Методическая разработка
воспитательного мероприятия
«ЛЕС-ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО»
подготовила:
методист,
педагог дополнительного образования
Луцкова Римма Фаилевна
2020
Название разработки: воспитательное мероприятие
Название и форма проведения: «Лес- зеленое золото» викторина
Пояснительная записка
Цель: формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.
Задачи:
- систематизировать знания детей о лесе как об экосистеме, значении леса в жизни человека, правилами поведения в лесу;
- знакомить с причинами исчезновения лесов, с причинами возникновения пожаров в лесу и планом спасения леса от пожара;
- формировать речь детей, мышление, любознательность, экологически правильное поведение в лесу;
- воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы.
Форма проведения: викторина
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный.
Возраст детей: 11-12 лет
Условия для проведения: актовый зал
Оборудование: Плакат «Берегите лес!», экологические листовки и памятки в защиту леса, компьютер, проектор.
Методические советы на подготовительный период: подготовить загадки и пословицы о лесе и лесных жителях, листовки в защиту леса, памятки о правилах поведения в лесу, стихи о лесе
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы мероприятия.
1. Викторина «Верю не верю»
2. Конкурс «В лес по загадки»
3. Конкурс «Пословицы с лесной опушки»
4. Викторина «Лес - друг человека»
5. Лесные обитатели
6. Домашнее задание: Конкурс стихов о лесе
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! 21 марта в нашей стране и во всем мире отмечается праздник – Международный день леса.
Основная задача Международного дня леса – показать значимость лесов для нашей планеты, необходимость их защиты, охраны и восстановления.
Вот и мы сегодня с вами поговорим о лесе: что такое лес, какой он – лес, чем лес помогает человеку, узнаем причины исчезновения лесов, выучим и запомним правила поведения в лесу.
Итак, отправляемся в лес.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои.
II. Основные этапы мероприятия.
1 конкурс
Верю – не верю
(Ответить на вопросы устно. Один правильный ответ – один балл. Результат заносится в маршрутный лист).
1. Деревья растут всю свою долгую жизнь. (ДА)
2. В среднем 15-20 граммов древесины уходит на производство одного листа бумаги формата А4. (ДА)
3. В России произрастает одно из самых твёрдых в мире деревьев. Это дерево невозможно срубить с помощью топора. (ДА. БЕРЁЗА ШМИДТА)
4. Около половины всех лесов на планете — тайга. (НЕТ, ОКОЛО ЧЕТВЕРТИ)
6. Во всём мире леса занимают почти треть всей суши. (ДА)
7. Деревьев в мире примерно в сто раз больше, чем людей. (НЕТ, В ШЕСТЬДЕСЯТ)
8. Около половины всех хвойных деревьев мира растёт в России. (ДА)
9. Самое распространённое в мире лиственное дерево — клён. (НЕТ, БЕРЕЗА)
10. Девять десятых всех питательных веществ деревья получают из атмосферы, и лишь одну десятую — из почвы. (ДА)
1.
2. Конкурс «В лес по загадки»
Педагог: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А мы с вами отправимся в лес по загадки. Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней. (Дети собирают нарисованные грибы и ягоды, которые развешены на доске, читают и отгадывают, написанные на них загадки).
Загадки о лесе:
1. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево, лес)
2. Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами – шатры,
Под колоннами ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и шатрах. (лес)
3. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь —
На себе их все найдешь. (репей)
4. Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (подосиновик)
5. На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березки)
6. Малые детки
Сидят на ветке,
Как подрастут —
На землю спрыгнут. (орехи, желуди)
7.Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдёт
Всяк наклонится. (земляника)
8. Нет грибов дружней, чем эти,
- Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
9. И на горке, и под горкой,
Под березой, да под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (грибы)
10. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год. (елка)
11.Весной зеленела, а летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
12. Никто ее не пугает,
А она вся дрожит. (осина)
13.У меня иголки длиннее чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
14.Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает. (белка)
15. Не рычу, не грозен с виду,
Но не дам себя в обиду.
От медведя и от волка
Защитят меня иголки. (еж)
16. Этот маленький народ
Никогда не устает.
В дом несут они на спинке
Прутик, листики, соринки. (муравьи)
17.Я хитрая и ловкая,
Меня зовут плутовкою.
А мне вот больше нравится,
Когда зовут красавицей. (лиса)
18.Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Улетит в дупло. (сова)
19. Я на пне ее застала,
Думала, она устала.
Я поймать ее хотела,
Но в ладошку поглядела –
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (ящерица)
20. Самолетик не стальной,
С носом тоненьким - иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (комар)
3. Конкурс «Пословицы с лесной опушки»
Педагог: Ребята, а вы знаете пословицы о лесе? Давайте это проверим.
1 Ребенок: «Лес – богатство и краса, береги свои леса!»
2 Ребенок: «Рощи да леса – всему свету краса»
3 Ребенок: «По лесу ходи – под ноги гляди»
4 Ребенок: «Лес – не школа, а всех учит»
5 Ребенок: «Лес и вода – брат и сестра»
6 Ребенок: «Растение –земли украшение»
3. Викторина «Лес - друг человека»
Педагог: 1. Ребята, ответьте, зачем люди ходят в лес?
1 Ребенок: За грибами.
2 Ребенок: За ягодами.
3 Ребенок: За орехами.
4 Ребенок: За дровами.
5 Ребенок: За лекарственными растениями.
6 Ребенок: Отдохнуть.
Педагог: 2. Какие лесные ягоды вы знаете?
1 Ребенок: Земляника
2 Ребенок: Брусника.
3 Ребенок: Клюква.
4 Ребенок: Малина.
5 Ребенок: Ежевика.
Педагог: 3. Какие грибы вам знакомы?
1 Ребенок: Опята.
2 Ребенок: Лисички.
3 Ребенок: Подосиновики.
4 Ребенок: Подберезовики.
5 Ребенок: Маслята.
6 Ребенок: Ядовитые – мухоморы и поганки.
Педагог: Леса имеют очень важное экологическое значений. Они помогают регулировать температуру на нашей планете, обеспечивают кислородом, поглощают вредные вещества, сохраняют водные ресурсы. Леса являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей.
5. Лесные обитатели
(Отвечают устно на вопросы. За каждый правильный ответ – один балл).
1. На следе каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти.)
2. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя.)
3. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит.)
4. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит.)
5. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми.)
6. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики.)
7. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят.)
8. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?(Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают.)
9. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова "соха", на которую похожи рога старого лося.)
10. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову.)
Стихотворение «Правила поведения в лесу».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай!
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь-то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты - мой друг!
Спасибо!»
Педагог:
III. Итог мероприятия.
Педагог: В древние времена зорко охраняли леса, так как считали их священными, молились им и жестоко расправлялись, вплоть до смертной казни, с губителями деревьев. Дерево считали человеком, на которого рассердился бог, и потому тело его обросло корой, ноги в землю вошли, и он говорить не может, только шепчет, но душа в нем все-таки осталась. Это – заколдованный человек-великан. Поэтому перед деревьями трепетали, молились на них и охраняли.
И мы с вами знаем, какую громадную пользу принося нам леса. Сегодняшнее наше мероприятие – еще одно напоминание об этом.
В нашей стране родилась пословица: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!» Хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо всегда помнить ее.
Методические советы организаторам и постановщикам
Заранее подобрать вопросы к викторинам, загадки о лесе, пословицы о лесе, стихи и сказки, придумать и распечатать листовки и памятки.
Методические советы на период ближайшего последействия
1. Разработать «лесные объявления» и «лесные знаки» (таблички, стенды, плакаты, напоминающие о правилах поведения в природе).
2. Установить «лесные объявления» и «лесные знаки» в лесах, парках, зонах отдыха, в лесополосах, на экологических тропах.
Список литературы
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – Москва: ВАКО, 2011 год, с. 67, с. 137, с. 145, с. 158, с. 203.
2. Андреева Т.Н. «Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки, 5-11 классы. Волгоград: Издательство «Учитель» 2009 год, с.70, с. 76, с. 119.
Интернет ресурсы:
1. http://pedsovet.org
2. http://notillusion.ru/zagadki-pro-les.
3. http://www.forest.ru/rus/ (сайт "Все о российских лесах")
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.