ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Свердловского района г. Иркутска»
Литературная викторина для детей
«В гостях у сказки!»
Воспитатель: Быстрова Т.С.
Цель: добиться уточнения знаний детей о сказках.
Задачи: показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и
красоту; активизировать детское чтение; вспомнить и закрепить знания о
названиях, авторах и героях детских сказок; воспитывать веру в добро, дружбу и
любовь, в торжество над злом.
Оборудование: Василиса Премудрая, ведущая, жетоны (около 40 штук).
Ход викторины:
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ получает жетон. Команде, собравшей большее количество жетонов, считаться победителем.
Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «В гостях у сказки»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Викторина состоит из конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 жетон. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали.
Первый конкурс, который называется «Разминка». В этом конкурсе одновременно принимают участие 2 команды. Я произношу загадку, а вы по очереди дружно отгадываете название сказок.
1.На сметане мешен,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)
3. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)
4. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)
5. В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
6. И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)
7. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)
8. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
9. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)
10.Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей.( Царевна-лягушка.)
11.Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы.
В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, укрой меня!
Реченька, спаси меня!(«Гуси-лебеди».)
12.Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался,
И Иван на нем катался.(Сивка – бурка)
Второй
конкурс «Сказочные фразы». А теперь давайте вспомним текст сказок. Есть
начало фразы из сказки, но нет конца. Закончите фразу.
В некотором царстве…(в некотором государстве).
По щучьему велению…(по моему хотению).
Скоро сказка сказывается…(да не скоро дело делается).
Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы).
И я там был, мёд – пиво пил…(по усам текло, а в рот не попало).
Стали они жить — поживать…(и добра наживать).
Третий конкурс. «Волшебные предметы».
Ведущий: Ой, какие вы все умненькие, да благоразумненькие. Вот сейчас я вам расскажу о волшебстве, вы знаете, что у сказочных героев бывают волшебные предметы, помогающие им творить волшебство. Отвечают дети по очереди.
Назвать все предметы:
1. Волшебные предметы, исполняющие желания (волшебная палочка, лепесток, кольцо, волосок).
2. Предметы, говорящие правду и рассказывающие, что происходит (зеркало, книга, золотое блюдечко).
3. Предметы, выполняющие работу за героя (скатерть-самобранка, игла, меч-кладенец, дубинки).
4. Предметы, возвращающие здоровье и молодость (молодильные яблоки, живая вода).
5. Предметы, показывающие дорогу (камень, клубочек, перышко, стрела).
6. Предметы, помогающие герою преодолеть трудности, расстояние и время (шапка-невидимка, сапоги-скороходы, ковер-самолет)....
Ведущий. Давным-давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя там, как рыбы.... Мечтали и о волшебных предметах – помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.
4 конкурс: Сложи мозаику. Пазлы.
Ведущий рассказывает правила конкурса.
В конкурсе принимают участия по три дошкольника из каждой команды. Дети
выкладывают картинку к сказке. Кто быстрее соберет, тот получает жетон, если
команда называет писателя и название произведения фрагмента – картинки, то
получает еще один жетон.
5 конкурс «Отгадай кто я?» Команда самостоятельно выбирает сказочного персонажа. Вызывает представителя команды-соперницы. Он должен с помощью пантомимы изобразить этого героя, его команда – отгадать.
6 конкурс «Невидимка». Конкурс на внимание.
Загадки
про сказочных героев. (Команды отвечают по очереди)
Он пиявок добыл,
Карабасу продавал,
Весь пропах болотной тиной,
Его звали…(Буратино – Дуремар).
В Простоквашино он жил
И с Матроскиным дружил.
Простоват он был немножко.
Звали пёсика…(Тотошка – Шарик).
Он гулял по лесу смело.
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка.
Его звали…(Чебурашка – Колобок).
Бедных кукол бьёт и мучит,
Ищет он волшебный ключик.
У него ужасный вид,
Это доктор…(Айболит – Карабас).
И красива, и мила,
Только очень уж мала!
Стройная фигурочка,
А зовут…(Снегурочка – Дюймовочка).
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок,
Этот грустный…(Пятачок – ослик Иа).
С голубыми волосами
И огромными глазами,
Эта куколка — актриса,
И зовут её… (Алиса – Мальвина).
7
конкурс «Удивительные превращения». В кого превращались или были
заколдованы сказочные герои?
Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля).
Гадкий утёнок (в лебедя).
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца).
Братец Иванушка (в козлёнка).
Василиса Прекрасная (в лягушку).
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди» (в
лебедей).
8 конкурс «Сказочный переполох» Ведущий. Я вам назову названия сказок и сказочных героев. Но что-то в этих названиях перепутано. Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей - Ясным соколом. Не должно быть беспорядка в сказках. Вы должны исправить эти ошибки.
9 конкурс “Закончи имя сказочного героя”
1. Кощей ...... Бессмертный.
2. Елена ....... Прекрасная (Премудрая)
3. Василиса .... Премудрая.
4. Сестрица ...... Алёнушка.
5. Братец ...... Иванушка.
6. Крошечка .... Хаврошечка.
7. Змей ..... Горыныч.
8. Сивка ..... Бурка.
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете
сказки. Наша викторина подходит к концу.
Подведение итогов. Подводятся
итоги игры, награждаются медалями. Все участники игры-викторины получают
утешительные призы.
Ведущий: Сказки
дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.