ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА» Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Русский язык»
Оценка 4.7

ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА» Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Русский язык»

Оценка 4.7
docx
13.10.2022
ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»  Методическая разработка внеклассного мероприятия  по дисциплине «Русский язык»
Своя игра (2).docx

Зам. директора по УВР

__________С.В.Лысюк

Председатель ПЦК литературы,
иностранного и  русского языков

__________________И.В.Мулик

«___»________________________                                                      «____»________________

 
                                                                  
 
 
Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославский автомеханический колледж»

 

 

ВИКТОРИНА «СВОЯ ИГРА»

 

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по дисциплине «Русский язык»

 

 

 

 

 

 

                                                    г. Ярославль

2022 г.

      

 

  Методическое пособие рассчитано на использование преподавателями по дисциплинам «Русский язык»; русский язык и культура речи.

 

 

Мероприятие предназначено для проведения внутри колледжа.

 

Разработал:

 преподаватель русского языка

и литературы  Г.Н. Кучерявая

 

Цели игры:

ü     повторение, закрепление, углубление материала по темам: Фонетика, Фразеология, Лексика, Литературные нормы, Морфология, Этимология, Грамматика, Морфемика

ü     стимулирование познавательного интереса к дисциплине Русский язык

ü     формирование чувства коллективизма и соперничества

 

Технология: групповая

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, канцелярские принадлежности для финального раунда

 

Участники: 2 команды по 6 человек

 

План игры:

 

              I.     Организационный момент(4 мин)

           II.     Основная часть: «Своя игра»(40 мин)

        III.     Подведение итогов(1 мин)

 

Ход игры:

I.                       Организационный момент

 

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Автор: И. Бунин Слово. 1915.

 

Добрый день, гости и участники игры! Я приветствую Вас на викторине «Своя игра» для студентов первых курсов. В этой игре участие принимают две команды: команда «Одуванчики» – капитан Морозов Андрей и команда «Тяга» – капитан Завгородний Иван.

II.                    Основная часть: «Своя игра»

 

Правила игры:

«Своя игра» состоит из трёх раундов и финала. Каждый раунд включает в себя 3 категории по 4 вопроса (12 вопросов). Вопросы располагаются слева направо по степени сложности. Каждый вопрос имеет свою стоимость(от 10 до 40 баллов).

Начинает игру команды по жребию. Выбор темы и стоимость вопроса определяет капитан. Ведущий зачитывает вопрос. Даётся время на обсуждение (не более 1 минуты), затем капитан даёт ответ. Правильный ответ прибавляет стоимость вопроса к имеющимся очкам, неправильный – отнимает. При неверном ответе право ответа переходит к команде-сопернику без предоставления времени на обсуждение.

Кроме того, в игре имеются необычные вопросы: «кот в мешке» и «вопрос-аукцион». Вопрос «кот в мешке» автоматически переходит к команде-сопернику. «Вопрос-аукцион» даёт командам право повысить его стоимость. Отвечает на «Вопрос-аукцион» та команда, которая назначила большую стоимость. Верные ответы на «кота в мешке» и «аукцион» добавляют баллы, неверные – снимают.

Каждый последующий раунд начинает команда, имеющая меньшее количество очков.

 

Финальный раунд представляет собой 7 категорий. Капитаны команд поочерёдно вычёркивают те категории, которые им не нравятся. Оставшаяся категория разыгрывается. Даётся время на обсуждение ответа и запись его на листах. Затем капитаны зачитывают свой ответ (сдают ведущему). Правильный ответ увеличивает общую сумму очков на сделанную ставку, неправильный – уменьшает.

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

 

 

 

ПЕРВЫЙ РАУНД

Фонетика

10 – Прочитайте слово лён по звукам справа налево ( 100 очков).

Ответ: ноль.

20 – Сколько звуков [o]в слове молокозавод (200 очков)?

Ответ:один (последний ударный)

30 – Решите шараду и назовите слова (300 очков):

С глухим траву она срезает, Со звонким – листья объедает.  

Ответ: коса – коза.

40 – Во времена Пушкина ударение некоторых слов отличалось от современного образца. Найдите эти слова и назовите их в соответствии с современной нормой.  

Ответ:СчастлИвый,  ЭпИграфы,  мУзыка.

Фразеология

10 – Назовите русские фразеологизмы, которые синонимичны европейским:английский: похожи как две горошины в стручке; немецкий: похожи как одно яйцо на другое.

Ответ: похожи как две капли воды.

20 – Этот головной убор опасен для здоровья чело­века, нечистого на руку. Назовите его.

Ответ: Шапка (фразеологизм: на воре и шапка горит)

30 – В русском языке есть фразеологизмы начать с азов, аза в глаза не видал.Что же такое аз? 

Ответ: аз – первая буква кириллицы.

40 – Вопрос-аукцион.

Приведите русский фразеологизм, синонимичный французскому хорошему коту – хорошую крысу.

Ответ: Большому кораблю – большое плаванье.   

Лексика

10 «Кот в мешке»

Этой букве, незаслуженно обиженной, в 2005 году в городе Ульяновске был поставлен памятник. Назовите ее.

Ответ: памятник букве Ё был поставлен на ро­дине ее автора Н.М. Карамзина

20 – Можно ли сказать: Я взял тост?

Ответ: можно, если тост -кусочек жареного хлеба.

30–Сапфирный, индиго, васильковый, маренго. Какое из этих слов лишнее?

Ответ: маренго — оттенок черного цвета, все остальные оттенки синего.

40 – В 19 веке один английский граф нанял для своего имения в Ирландии управляющего. Он был суровым человеком, часто наказывал крестьян и фермеров, а если у них не было денег, чтобы оплатить аренду, без жалости выгонял их. Люди, наслышанные о его жестокости, отказывались иметь с ним какие – либо дела. Соседи перестали с ним разговаривать, магазины перестали его обслуживать, а в церкви не садились рядом и не разговаривали с ним. С тех пор наказание человека полной изоляцией именуется фамилией управляющего. Назовите фамилию управляющего.

Ответ: Чарльз КанингэмБойкотт.

 

ВТОРОЙ РАУНД

Все мы ошибаемся.

10 -Древний Новгород, красные чернила, цветное бельё.Казалось бы, эти словосочетания ошибочны – нелогичны. Почему стали возможны подобные словосочетания?

Ответ:в связи с утратой исторического значения имен существительных: Новгород новый город, бельё – белое, некрашеное полотно, чернила – от глагола чернить – «делать черным»

20– В стихотворении В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» есть такие строки:

Этот, вот кричит:

«Не трожь тех, кто меньше ростом!»

Этот мальчик так хорош – Загляденье просто!

В каком слове нарушена литературная норма? 

Ответ:  для придания детскости речи героя автор вместо литературной формы повелительного наклонения глагола (не тронь) употребляет просторечную (не трожь).

30 –Перед вами строки из известной песни к кинофильму «Москва слезам не верит»:

Москву рябины красили,

Дубы стояли князями,

Но не они, а ясени

Без спросу наросли.

(Д.Сухарев, Ю.Визбор)

В каком слове нарушена литературная норма? 

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями,для того чтобы подчеркнуть древность Москвы

40–В песне А.Розенбаума «Вальс-бостон» есть такие строки:

И со всей округи люди приходили к нам,

И со всех окрестных крыш слетались птицы,

Танцовщице золотой захлопав крыльями,

Как давно, как давно звучала музыка там.

В каком слове нарушена литературная норма? 

Ответ: для сохранения размера стихотворения автор ставит ударение в слове танцовщИца на предпоследний слог (литературная норма - танцОвщица).

Части речи

10 –Какая змея может быть наречием?

Ответ: УЖ.

20Мыло, печь, плачь. Сколько слов из приведенных могут быть только одной частью речи?

Ответ: одно (плачь - глагол, существительное плачпишется без мягкого знака).

30 - Перед вами строки из стихотворения Н.Некрасова «Рыцарь на час»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви.

Сколько существительных в этом фрагменте?

Ответ: девять существительных(ликующие, болтающие, обагряющие, погибающие – причастия, перешедшие в существительные + руки, кровь, стан, дело, любовь).

40 – Подберите к словам антонимы так, чтобы первые буквы составили слово, имеющее отношение ко всем в этом зале:

широкий

твёрдый

старый

скучный

дробный

неряшливый

Ответ:

Узкий
Мягкий
Новый
Интересный
Целый
Аккуратный    УМНИЦА

Полиглоты

10 - Назовите русским словом то, что в дословном переводе с английского называется «поросячий банк».

Ответ: Копилка 

20 - Многие из нас носят греческие имена, даже не подозревая об этом. Имя Алексей, например, в переводе с греческого означает «защитник», Анд­рей – «мужественный», Макар – «счастливый».Часто на нашем столе бывает блюдо, название ко­торого восходит к греческомуи означает, что отве­дать его - это испытать настоящее блаженство. На­зовите это блюдо.

Ответ: Макароны

30 – «Кот в мешке».

Решите шараду и назовите слова:С глухим шипящим я числительное,

Со звонким – имя существительное.

Ответ:шесть – жесть

40 - Вопрос-аукцион.

Очень часто мы употребляем выражение баш на баш, говоря о равноценном обмене. Вспомните просторечные названия частей тела человека и ска­жите, как дословно переводится с турецкого это выражение

Ответ: голова за голову (просторечное слово баш­ка имеет этот же корень). Вероятно, этим выраже­нием пользовались при обмене пленными

 

ТРЕТИЙ РАУНД

 

Этимология

10 - Как зовут костлявого персонажа русских ска­зок?

Ответ: Кощей (в корне мы наблюдаем чередова­ние согласных ст/щ, ср. гостъ – угощение, тесть – теща).

20 – Вкакой день недели человек идет на шабаш­ку?

Ответ: в субботу (идти на шабашку, пошабашить — поработать в выходные; слово шабаш в русский язык попало из идиша — еврейского диалекта немецкого языка, там оно означало «Суббота».На древнееврейс­ком это слово звучит похоже — шаббат)

30 – Название этого любимого нами фрукта в пе­реводе с голландского означает «китайское ябло­ко». Что это? 

Ответ: Апельсин

40 - «Тут ходили по струнке,

Мчался рыжий рысак,

Тут еще до чугунки

Был знаменитый кабак»

(Анна Андреевна Ахматова, «Царскосельская ода»)

Что раньше называли «чугункой»?

Ответ: Железную дорогу

 

Грамматика

10 - Угодить, победить, ходить, водить. Какой из этих глаголов не имеет формы первого лица единст­венного числа?

Ответ: Победить

20Бежать, ругать, пугать, ломать.Какой из этих глаголов спрягается не так, как остальные? 

Ответ: Бежать

30 – Мертвец, покойник, кукла, дерево. Какие из этих существительных являются неодушевленными?

Ответ:дерево (винительный падеж множествен­ного числа у одушевленных существительных сов­падает сродительным: вижу покойников, мертвецов, кукол, но деревья)

40 - Перед вами пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три.Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. 

Ответ:Вторые слова могут пониматься как глагольные формы

Морфемика

10 - Мячик, лучик, огурчик, стульчик. В каком слове суффикс не такой, как в остальных?

Ответ:в слове стульчик суффикс -чик-, в ос­тальных –ик

20 – Вопрос-аукцион.

Сколько приставок в слове недопонимать?

Ответ:две: недо- и по-

30 – «Кот в мешке».

Вам предложили поставить ва-банк. Сколько очков вы поставите?

Ответ: Все очки

40 – Сколько корневых групп в словах: горе, гореть, пригореть, пригорок, горюшко, горный, горевать, гористый, горец, выгореть.

Ответ:Три группы.
I группа: горе, горюшко, горевать;
II группа: гореть, пригореть, выгореть;
III группа: пригорок, горный, гористый, горец

 

ФИНАЛЬНЫЙ РАУНД

Категории:

1. Имена.

2. Города и горожане.

3. Молодежный жаргон.

4. Женский род.

5. Ударение.

6. Афоризмы.

7. Другие языки.

 

ВОПРОСЫ

1. Имена

Этим словом древние греки и римляне называли любого иноземца, а мы употребляем это слово, говоря о грубом, жестоком человеке. Назовите женское имя, которое в переводе с греческого означает «чужая».

Ответ: Варвара.

2. Города и горожане

На конкурсе молодых исполнителей мы услы­шали такой диалог:

- Я здесь с одним вяткинцем познакомился — отлично играет!

- Понимаю, о ком ты говоришь... Этот вятич и с прошлого конкурса увез гран-при...

- А мне кажется, что у этого вятчанина слиш­ком агрессивная манера исполнения...

Так как же правильно назвать исполнителя из Вятки?

Ответ: вятич.

3. Молодежный жаргон

В песне «Тачанка» на стихи М.Рудермана есть такие строки:

Ты лети с дороги, птица,

Зверь, с дороги уходи,

Видишь, облако клубится,

Кони мчатся впереди.

И с налета, с поворота

По цепи врагов густой

Застрочит из пулемета

Пулеметчик молодой.

Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время»?

Ответ: клубиться - веселиться в ночном клубе.

4. Женский род

Тюль, толь, мозоль, аэрозоль. Какие из этих слов относятся к женскому роду?

Ответ: мозоль.

5. Ударение

Решите шарады и назовите слова:

Мы – для пильщиков подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами

Ответ: козлы – козлы.

6. Афоризмы...

Продолжите знаменитый пушкинский афоризм: Чем меньше женщину мы любим...

Ответ: ...тем легче нравимся мы ей.

7. Другие языки

Название этого цветка в переводе с греческого означает «звезда». О каком цветке идет речь?

Ответ: астра (этот же корень находим в словах астрономия, астрология, астронавт).

 

 

III.                                                 Подведение итогов игры.

Вот и подошла к завершению наша викторина.

Нам с вами, уважаемые участники, удалось повторить, закрепить, и углубить материал по темам: Фонетика, Фразеология, Лексика, Литературные нормы, Морфология, Этимология, грамматика, Морфемика; вы показали прекрасную работу в коллективе, не забывая при этом о здоровом соперничестве.

Надеюсь, игра вам понравилась, вы узнали для себя что-то новое и интересное.

Награждение победителей.


 

Зам. директора по УВР __________С

Зам. директора по УВР __________С

Методическое пособие рассчитано на использование преподавателями по дисциплинам «Русский язык»; русский язык и культура речи

Методическое пособие рассчитано на использование преподавателями по дисциплинам «Русский язык»; русский язык и культура речи

И нет у нас иного достоянья!

И нет у нас иного достоянья!

ПЕРВЫЙ РАУНД Фонетика 10 –

ПЕРВЫЙ РАУНД Фонетика 10 –

Сапфирный, индиго, васильковый, маренго

Сапфирный, индиго, васильковый, маренго

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями,для того чтобы подчеркнуть древность

Ответ: авторы текста употребляют устаревшую форму князями вместо современной литературной князьями,для того чтобы подчеркнуть древность

Новый Интересный Целый Аккуратный

Новый Интересный Целый Аккуратный

Тут ходили по струнке, Мчался рыжий рысак,

Тут ходили по струнке, Мчался рыжий рысак,

II группа: гореть, пригореть, выгореть;

II группа: гореть, пригореть, выгореть;

Пулеметчик молодой. Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время»?

Пулеметчик молодой. Какое из слов этой строфы на современном молодежном жаргоне означает «весело проводить время»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.10.2022