Викторина в форме журнала, затрагивающая вопросы избирательного права, основных положений Конституции Российской Федерации, знание государственной символики Кемеровской области и истории Кузбасса. Возможно использование во внеурочной деятельности, во время проведения предметных недель, в качестве закрепления материала на уроках обществознания или элективных курсах.
я-гражданин России.doc
Викторина "Я гражданин России"
Цель: формирование активной жизненной позиции и правовой культуры старшеклассников
Задачи:
в ходе викторины вспомнить известные учащимся понятия изученной темы, статьи
Конституции РФ, положения избирательного права,
способствовать воспитанию чувства гражданственности, сопричастности к истории
страны.
Оборудование: мультимедийный проектор, рисунки, плакаты по теме, нарисованные
учащимися.
Участники: учащиеся 9 классов
Приглашенные: представители Союза ветеранов Ленинского района, депутаты Областного
Совета народных депутатов Кемеровской области
Подготовка викторины:
Учащиеся делятся на две команды; на подготовку ответа на вопрос дается 1520 секунд.
Каждый вопрос оценивается определенным количеством баллов. Вопросы задаются командам
по очереди. Побеждает команда, набравшая большее число баллов.
До викторины учащиеся получают задание: принять участие в конкурсе творческих работ,
посвященных выборам и знанию избирательного законодательства (рисунки, стихи, плакаты и т.
д.).
Примечание: Викторина построена по принципу устного журнала и состоит из нескольких
страниц. Каждая страница имеет своё название и несёт определённую смысловую нагрузку.
Весь ход викторины сопровождается показом слайдов, которые иллюстрируют содержание
вопросов и ответов.
Ход викторины
На экране высвечиваются слайды на тему “Родина”. На фоне меняющихся слайдов (№1 3)
звучат стихи.
Чтец:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синимсиним
Флаг России над Кремлём.
Слово учителя: Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем
избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти.
Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба
нашей страны.
Высвечивается слайд №4 со словами Бернарда Шоу: “Демократия не может стать выше уровня
того человеческого материала, из которого составлены её избиратели”
Сегодня вам предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права и знанию
истории демократии в нашей стране.
Высвечивается на экране тема викторины “Я – гражданин России” (Слайд №5)
Учитель: В 2016 году исполнилось 110 лет со дня начала работы первой Государственной
Думы в России – представительного органа власти. В 2018 году исполнилось 110 лет, как была
принята первая российская Конституция.
Первая страница нашей викторины называется “Былое и Думы”.
Страница 1: “Былое и Думы” (Слайд №6)
Вопрос 1: Объясните происхождение самого употребляемого слова в предвыборной кампании
“кандидат”. (Слайд №7)
Учитель: Первые выбранные органы местного самоуправления появились в России после
реформ 1864 года: земства, городские думы.
На экране высвечиваются две фотографии начала XX века. (Слайд №8)
Под ними подписи: “Гласные столичной Думы во время перерыва” и “Гласные Петербургской
Думы на передовой.1916 г”.
Вопрос 2: А кто такие “гласные”?
Учитель: С 1906 по 1917 год в России работало четыре Думы.
Вопрос 3: (Слайд №9) Какая фамилия в списке Председателей первых Дум лишняя?
Высвечиваются на экране фамилии: С.А.Муромцев, Ф.А.Головин, Н.А.Хомяков, А.И.Гучков,
А.Ф.Керенский, М.В.Родзянко. (А.Ф.Керенский) Вопрос 4: Какой был способ голосования в Первой Российской Думе? (поднятие руки,
вставание, тайное голосование)
Вопрос для болельщиков: (за каждый ответ 1 балл)
Родина демократии – Древняя Греция. А какие способы голосования из истории вам известны?
(Слайд №10)
(Выносится “чёрный ящик”) Вопрос болельщикам: У халифов он был жёлтым, у албанцев
без клюва и когтей, у их российского “собрата” они есть. О чём или о ком речь? (орёл)
Учитель: Так как нашей малой Родиной является Кемеровская область, мы должны знать её
историю.
Страница 2 “ Мы привыкли Кузбассом гордиться” (Слайд №11)
Вопрос 1: Выберите из предложенных изображений флаг Кемеровской области (Слайд №12)
Вопрос 2: Под каким номером изображен герб Кемеровской области? (Слайд №13)
Вопрос 3: Кто автор слов гимна Кузбасса? (Г.Юров) (слайд №14)
Вопрос 4: В 1918 году село Щегловск было переименовано в город Щегловск, а какой день
считается днём рождения Кемерова именно как города? (9 мая). (Слайд №15)
Вопрос 5: А в каком году Щегловск был переименован в Кемерово? (1932). (Слайд №16)
Вопрос 6: В каком году был построен Кузнецкий острог и Кузнецкая земля присоединена к
Русскому государству? (1618). (Слайд №17)
Страница 3. “Страница будущего избирателя” (Слайд 18)
(высвечивается название страницы и цитата)
“Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб
безопасности всех” Джон Кеннеди.) (Слайд №19)
Вопрос 1: Понятие “одномандатный округ” характерно для какой избирательной системы:
мажоритарной, пропорциональной, прямого делегирования или многопартийной? (Слайд №20)
Вопрос 2: С какого возраста, согласно Конституции РФ, можно стать кандидатом в депутаты
Государственной Думы? (Слайд №21)
Вопрос 4: Гражданин Х 1935 года рождения решил выдвинуть свою кандидатуру на должность
Президента России на выборах 2018 года. Может ли Центризбирком отказать в регистрации данному кандидату по причине возраста?
(Слайд №22)
Вопрос 5: Какую из названных должностей не выбирают всенародным голосованием? (Слайд
№23)
депутата Думы,
Президента,
Председателя Правительства,
главу муниципального образования.
Вопрос болельщикам: Сопоставьте название партий и портреты их лидеров (Слайд №24)
Страница 4 “Президентская” (Слайд №25)
(Чёрный ящик) Вопрос болельщикам: В ящике находится то, что в переводе с латинского
означает “установление, устройство”. (Конституция)
Вопрос 1: Кто в России был первым всенародно избранным президентом?
(На слайде имена и портреты: А.Ф.Керенский, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцын, В.В.Путин ) (Слайд
№26)
Вопрос 2:
Один рабочий день Президента: (Слайд №27)
подписывает распоряжение об отставки правительства,
вносит законопроект на рассмотрение Думы,
снимает с должности директора коммерческого банка,
подписывает указ об отставке председателя Конституционного суда,
назначает Генерального прокурора.
В чём здесь ошибка? Какими вопросами Президент не занимается?
Вопрос 4: В 18 лет вы станете избирателями. Согласно Конституции РФ с какого возраста
можно стать президентом нашего государства? (35)
Вопрос 5: Какие ещё условия для этого должны быть соблюдены? (гражданство РФ, 10 лет
проживания в России).
Вопрос 6: На сколько лет избирается президент РФ? (6 лет). (Слайд № 28)
Страница 5 “Мы в ответе за будущее
(Слайд №29)
(Слайд №30 “Покажите мне вашу молодёжь, и я скажу ваше будущее” ( Абу Насир Аль
Фараби). Вопрос 1: Назовите общественные объединения г.Кемерово, которые вы знаете. (за каждую
организацию – 1 балл).
Вопрос 2: Назовите известные вам городские акции, в которых вы также можете принимать
участие (за каждую акцию – 1 балл).
Свою политическую активность каждый из вас показал, готовясь к сегодняшней викторине.
Вам было предложено принять участие в конкурсе на лучшую работу (рисунок, стихотворение,
слоган, плакат и т.д.), связанную с выборами и вопросами избирательного законодательства.
(Слайды №3435)
Учитель: Завершить викторину я хочу словами, в которых, мне кажется, заложен глубочайший
смысл.
( Слайд №31): “ Мир может спасти только один человек и этот человек – ТЫ.” А.Адамович.
Подведение итогов викторины, награждение.
Список использованной литературы
1. Абросимова, Е. Дума или говорильня [Текст] / Е. Абросимова // Родина. – 1996. №4. – С.
15 20.
2. Введение в обществознание [Текст]: учебник для учащихся.89 классов / под ред. Л.
Боголюбова. 10е изд. М.: Просвещение, 2008. – 400 с.
3. Вешняков, А. А. Мы в ответе за будущее [Текст] / А. А. Вешняков // Журнал о выборах. –
2005. №2. – С. 7 – 15.
4. История Кузбасса [Текст]: учебное пособие / отв. ред. Н.П. Шуранов. – Кемерово: ФГУИПП
«Кузбасс», «СКИФ», 2004. 352 с.
5. Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст: [принята 12 декабря 1993 г.]. –
Новосибирск: Сиб. унив. издво, 2002. – 48 с.
6. Сымонович, Ч. Гласный столичной Думы [Текст] / Ч. Сымонович // Родина. – 1997. № 6 –
С. 11 15.
7. Российская Федерация. Законы. О выборах Президента РФ [Электронный ресурс]: федер.
закон: [принят Гос. Думой 24 декабря 2004 г.: одобр. Советом Федерации 27 декабря 2002
г.]. – Режим доступа: http: // www.democracy.ru.
8. Энциклопедия для детей. Т. 5, ч. 3. История России. XX [Текст] / сост. С.Т. Исмаилова. –
М.: Аванта+,1995. – 672 с., ил. ПРИЛОЖЕНИЯ
Викторина "Я-гражданин России"
Викторина "Я-гражданин России"
Викторина "Я-гражданин России"
Викторина "Я-гражданин России"
Викторина "Я-гражданин России"
Викторина "Я-гражданин России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.