Устюжанина Н.В.,
МАОУ гимназия №18 г.
Нижний Тагил, Россия
ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ
КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности и особенности применения в обучении современных виртуальных средств как прогрессивного инновационного инструментария современного педагога. В качестве основной формы предлагается использовать виртуальную экскурсию.
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, образовательные интернетресурсы, инновационные средства обучения.
Ustyuzhanina N.V., gymnasium № 18
Nizhny Tagil, Russia
VIRTUAL TOURS
AS AN INNOVATIVE FORM OF TRAINING
Abstract
The article considers the possibilities and peculiarities of using modern virtual tools in teaching as a progressive innovative tool for a modern teacher. As a basic form, it is suggested to use a virtual tour.
Keywords: virtual excursion, educational Internet resources, innovative teaching means.
С самых древних времен люди мечтали перемещаться в пространстве, а с появление компьютеров и развитием сети Интернет эта мечта становится реальностью. Коммуникационные технологии предоставляют возможности общения в реальном времени, с различными людьми, преодолевая барьеры огромных расстояний и языка общения. Однако помимо общения человеку также необходимо удовлетворять потребности в культурном, физическом, познавательном и духовном развитии. Среди множества сетевых ресурсов, объединяющих образовательный процесс с реальной жизнью и обеспечивающих учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении, служат виртуальные экскурсии, виртуальные лаборатории.
В образовательных целях можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, ботанических садов и парков, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические знания. В данном контексте виртуальная экскурсия будет отличаться от традиционнойлишь тем, что может быть организована и проведена в условиях учреждения. Сегодня существует уже довольно больше количество готовых экскурсий и туров в сети Интернет,а их количество и качество постоянно растет.Кроме того, педагог может самостоятельно создавать виртуальные экскурсии, используя специальное программное обеспечение.
Виртуальные экскурсии можно применять на различных уроках, как фрагментарно, так и как серию уроков по определенной тематике. К примеру, учащимся гораздо интереснее было бы посетить музей А.С. Пушкина нежели прочитать о жизни и творчестве великого поэта в учебнике, или же просто услышав безусловно интересный рассказ учителя на уроке. Но виртуальная экскурсия позволяет погрузится в изучение темы всецело, но много будет зависеть от мастерства и умений педагога, использующего данный метод на своих уроках.
Виртуальные экскурсии – понятие новое, в методическом плане инновационная форма обучения. В педагогической литературе экскурсия рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. [5, 321]. На основании данного определения виртуальную экскурсию можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. [2]. Виртуальную экскурсию можно сопроводить дополнительно аудио файлами.
Проведение урока в такой форме, может являться вполне обоснованной формой обучения. Практически в каждом предмете может быть использована данная форма обучения (литература, история, изобразительное искусство, биология, география, технология и т.д.).
В методической литературе приводятся различные классификации экскурсий. По содержанию можно выделить следующие виды виртуальных экскурсий:
1) обзорные, где собраны элементы нескольких экскурсий, объединенных общей темой;
2) тематические, то есть экскурсии, раскрывающие определенные темы;
3) биографические – экскурсии, связанные с жизнью и биографией выдающихся людей.
С точки зрения использования информационных технологийможно рассматривать классификацию по способу создания виртуальной экскурсии.
Есть несколько способов создания виртуальных экскурсий:
4) использование технологий создания презентации.
5) использование инструментов сайтостроения (создание графических карт, гиперссылок).
6) использование геоинформационных систем (yandex,google идр); 7) 3D-моделирование (создание модели отдельного объекта).
8) использование панорамных композиций (создание горячих точек и переходов).
При создании собственной виртуальной экскурсии самый простой вариант – это использование презентаций, поскольку каждый педагог и ученик владеют данными умениями. Если говорить о сайтостроении, то все школы имеют в наличии необходимое программное обеспечение (Блокнот и браузер), и так же возможен вариант реализации данной технологии в рамках уроков информатики (возможно и интеграцией с другим предметом). При использовании геоинформационных систем необходим лишь доступ в интернет на хорошей скорости. Четвертый способ сложен в организации, так как не каждое образовательное учреждение имеет в своем распоряжении программное обеспечение для 3D-моделирования, наличия часов для изучения данной темы. Использование панорамных композиций сопряжено с еще большими трудностями, поскольку необходимо специальное оборудование для создания панорам. Здесь так же необходимо специальное дорогостоящее программное обеспечение. Таким образом, самостоятельное создание педагогом экскурсий трудоемкий процесс. Однако в сети Интернет создано большое количество познавательных с педагогической точки зрения ресурсов, которые можно использовать для проведения виртуальных экскурсий.
Большую популярность приобретает проект «GoogleArts&Culture»[1]. На данном ресурсе представлены материалы по нескольким направлениям: искусство, история, чудеса света.Следующим полезным сайтом можно назвать«Каталог музеев»[4], на котором представлен широкий перечень всевозможных музеев со всего мира с краткой информацией о каждом из представленных на сайте музеев. Огромным педагогическим потенциалом обладает портал культурного наследия и традиций России «Культура.РФ»[3]– это мультимедийный фонд достижений культуры Российской Федерации, включающийвозможность просмотра театральных спектаклей, художественных, анимационных и документальных фильмов, проведения виртуальныхэкскурсий по ведущим музеям страны.
На уроках информатики конечно тоже можно найти несколько тем для проведения виртуальной экскурсии, это могут быть такие темы как «Развитие вычислительной техники», «Моделирование». Хотя в рамках уроков информатики учащимся стоит дать возможность создать свою собственную экскурсию, для этого можно разработать интегрированный урок. Преподавая информатику и английский язык на своих уроках мы с учащимися создавали очень простую виртуальную экскурсию по достопримечательностям Лондона.
Создавая собственную экскурсию необходимо придерживаться определенного плана.
1. Определить идею экскурсии (проблему).
2. Поставить цель (цель должна быть умной, соизмеримой, и прогнозируемой).
3. Определить задачи (задачи должны быть путем к цели).
4. Определить содержание экскурсии (отбор материала, информации).
5. Подобрать техническую составляющую (выбор и обоснование используемого программного обеспечения).
Приведем пример интегрированного занятия по созданию виртуальной экскурсии учащимися. На уроке английского языка учащимся было предложено создать и провести виртуальную экскурсию по достопримечательностям Лондона. Все занятие разделено на этапы.
На первом этапе совместно с учениками были определены цели, задачи и выбраны объекты экскурсии с учетом интересов. Задачами данного этапа является знакомство учащихся с достопримечательностями Лондона,формирование представлений об интересных местах
Лондона,овладение дополнительным лексико-грамматическим материалом на иностранном языке по данной теме; формирование регулятивных, коммуникативных и познавательных компетенций; воспитание эстетического восприятия произведений искусства, развитие интереса к архитектурным достопримечательностям Лондона. Задание заключалось в том, что каждый ученик должен был на страницах учебника и в сети интернет найти информацию по выбранному объекту Лондона, сформировать папку с данными, подготовить план выступления.
На втором этапе учащиеся познакомились с различными видами виртуальных экскурсий, созданных с помощью различных технологий. Затем им необходимо было оформить web-страницу с описанием своей достопримечательности и создать общую графическую карту.Задачами данного этапа являются знакомство учащихся с технологией создания виртуальной экскурсии посредством создания графической карты и web-узла, развитие коммуникативных, познавательных и регулятивных компетенций.
На третьем этапе учащимся необходимо представить результатов работы, т.е. проведение виртуальной экскурсии. Виртуальная экскурсия проводилась в учебной группе, где учащиеся становились экскурсоводами и экскурсантами. Оценивание работы каждого из участников проекта согласно критериальному подходу (возможные критерии оценивания виртуальной экскурсии: содержание; работа с различными типами данных, качество оформление материалов, представление информации во время экскурсии, указание источников).
Виртуальная экскурсия является инновационной формой учебной деятельности, направленной не только на получение предметных знаний, но и на формирование коммуникативных, познавательных, регулятивных учебных действий, способствует повышению интереса не только к предмету но и культурному наследию.
ЛИТЕРАТУРА
1. GoogleArts&Culture [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.google.com/culturalinstitute/beta/ (12.11.16)
2. Александрова Е.В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е.В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – С. 22.
3. Все музеи России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.culture.ru/ (12.11.16)
4. Каталог музеев – Музеи мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.globmuseum.info/category/katalog-muzeev/ (12.11.16)
5. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.. 321
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.