ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ РИТМОВ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28 с углубленным изучением отдельных предметов имени А.А.Угарова»
г. Старый Оскол, Белгородской области
Научный руководитель:
Башта Валерий Анатольевич, учитель физической культуры МБОУ
«СОШ №28 с УИОП имени А.А.Угарова»
bashnya63@mail.ru
В ходе исторического развития человек и все другие живые существа, населяющие нашу планету, усвоили определенный ритм жизни, обусловленный ритмическими изменениями геофизических параметров среды, динамикой обменных процессов.
Биоритмология - наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Знание биологических законов, адаптивных возможностей человека дает возможность сохранить здоровье человека, всесторонне и гармонично развивать его физические и духовные качества.
Различные физические явления отличаются периодическим, волнообразным характером. Основные ритмы в природе возникли под влиянием вращения Земли по отношению к Солнцу, Луне и звездам. Факторы внешней среды оказывают влияние на жизненные процессы живых организмов. Среди факторов особое значение имеет чередование света и темноты. От суточного режима зависит обмен веществ в растениях — поглощение углекислоты днем и отдача кислорода ночью. У животных суточные ритмы проявляются в виде чередования периодов бодрствования и активности с периодами сна и покоя. В природе - в смене погоды, извержении вулканов, землетрясениях, наводнениях и т.д. Эта периодичность создала тот ритм в живых организмах, который составляет сущность их жизни.
Выявление влияния биологических ритмов на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста, рассмотрение функциональных биологических процессов организма не только в пространстве, но и в тесном взаимодействии с окружающей средой даст возможность оптимизировать адаптивные возможности организма школьника.
В исследовании приняли участие обучающиеся двух 6–х классов нашей школы, которые занимаются в первую и во вторую смену, что позволило определить биологический профиль школьников, уровень их работоспособности, на основе учета профиля.
В исследовании фиксировались результаты прыжков в длину с разбега. Оценки заносились в таблицу; сопоставлялись в соответствии с нормативами школьной программы. В проделанной работе использовались методы наблюдения, контроля и анализа. А также математическая обработка данных.
Выявлен волнообразный характер изменения работоспособности в процессе уроков, который связан с внутренними биологическими ритмами детей. В первой группе (первая смена обучения) лучшие показатели прыжков в длину принадлежат исследуемым с биологическим профилем «жаворонок». Потому что они рано просыпаются и быстро достигают высокого уровня работоспособности в утренние часы, обладая высоким тонусом в первой половине дня и быстрым снижением физиологических показателей в вечернее время. А из этого следует — биологические ритмы оказывают положительное влияние на физическую работоспособность детей среднего школьного возраста, занимающихся в I смену и относящихся к биологическому типу «жаворонок». На детей с биотипом «сова» биологические ритмы оказывают отрицательное воздействие, что также видно из результатов таблицы. Во II смене показатели физической работоспособности выше у детей с биологическим типом «сова», так как они более активны в вечернее время. Из чего следует вывод: существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на физическую работоспособность. Также можно сделать общий вывод, что при хорошем самочувствии, аппетите, настроении и т.п. физическая работоспособность детей- «жаворонков» в I смене и детей- «сов» во II смене выше среднего.
Выводы и рекомендации: ритм урока физкультуры должен определяться не только внешними факторами (нагрузкой), но и внутренними биологическими часами обучающихся; существует прямая зависимость между фактором времени суток и биологическим профилем детей, который оказывает позитивное или негативное влияние на их физическую работоспособность; дети с утренним биологическим типом активнее и более работоспособны в утренние часы, поэтому заниматься умственной и физической деятельностью им лучше в первой половине дня, а детям с вечерним биологическим типом — во второй; у школьников при взаимодействии различных функциональных систем организма с окружающей средой выявляется гармоничное согласование разных биологических процессов, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность детского организма и доказывает тот факт, что биоритмы имеют важное адаптивное значение для жизнедеятельности организма ребенка.
Биологические ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме. Учет биоритмов — основа человеческого здоровья. А особенно важен учет биоритмов в детском возрасте, когда закладывается фундамент здоровья.
Список использованной литературы:
1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 208с.
2. Доскин В.А., Куинджи Н.Н. Биологические ритмы растущего организма. – М.: Медицина, 1989. – 224с.
3. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. – М.: Медицина, 1991. – 176с.
4. Климова В.И. Человек и его здоровье. – М.: Знание, 1990. – 224с.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.