МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №5 группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
«Влияние дидактической игры
на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »
Материал подготовила:
Воспитатель
Темлякова Оксана Сергеевна
г.Югорск
2018
Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.
ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, хороводные игры.
Педагоги рассматривают ранний возраст как начальное звено в единой системе непрерывного образования (воспитания). У малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, закладываются основы культурно-гигиенических навыков и навыков поведения, формируются добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам, то есть закладываются основы физического, психического, личностного развития ребенка.
Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, и успешное формирование навыков должно происходить через игру.
Одной из форм работы с детьми младшего дошкольного возраста является дидактическая игра, которая может помочь взрослым сформировать у детей гигиенические навыки.
Дидактическая игра - это также средство обучения и воспитания, воздействующее на эмоциональную, интеллектуальную сферу детей, стимулирующее их деятельность, в процессе которой формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
Дидактические игры очень важны для умственного, нравственного, эстетического, а так же физического воспитания ребенка, которое включает в себя, не только развитие физических качеств, но и культурно – гигиенических навыков. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. В игре ребенок незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие условия:
1. Организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий среды.
2. Разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов.
3. Повторность дидактических игр - многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения).
4. Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
5. Контроль над освоением навыков (наблюдение за детьми, мониторинг детского развития).
6. Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.
7. Создание положительного эмоционального настроя у детей во время игры.
8. Важным является и культура проведения игр с детьми (эстетика и подбор материалов).
9. Применение технических средств обучения (магнитофон, ноутбук, видеомагнитофон, подборка видеокассет и аудиокассет, телевизор).
10. Правильная организация дидактических игр с учетом возрастных (подбор мебели по росту) и индивидуальных особенностей детей (длительность не более 10 минут, использование динамических минуток, оказание помощи и др.)
Основные методические приемы формирования культурно-гигиенических навыков:
- показ выполнения каждого элементарного действия ;
- подробное объяснение каждого движения и их последовательности;
- совместные действия взрослого с ребенком (это необходимо, для более четкого и правильного усвоения детьми каждого из навыков);
- многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности;
- процесс обучения должен быть доступным, интересным и увлекательным;
- на начальном этапе усвоения навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия – это позволит сохранить у них положительно - эмоциональный настрой;
- эффективное использование приема поощрения;
- использование художественных образов («Девочка чумазая» А.Барто, «Ревушка» А.Барто, «Вовка-добрая душа» А.Барто и др.;
- использование дидактических игр (Например, кукла Катя пришла в гости, ее надо напоить чаем, а перед тем, как сесть за стол мы должны вымыть ей руки).
Дидактическая игра – это специально организованная взрослыми игра, проводимая в определенный промежуток времени, способствующая развитию восприятия детей, формированию умений, навыков и важных качеств, а также сообщающая детям доступные им сведения.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом трудности.
Для успешного освоения малышами разнообразных навыков, например при одевании, раздевании и умывании, целесообразно включить в игру куклу. Играя с куклой и выполняя при этом определенные действия (одевая, купая, укладывая спать, умывая, кормя и др.), дети быстрее научатся выполнять эти действия сами. По мнению Е.И.Тихеевой, игры с куклами, выдвигают широкие возможности для ориентировки детей в разнообразных формах и установках социальной и трудовой жизни. «Кукла для ребенка – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью». Играя в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, к которым мы их подводим в первую очередь, которые они закрепляют в игре.
Дидактические игры с куклой по воспитанию культурно – гигиенических навыков проводятся на разные темы: игры по обучению детей умению пользоваться предметами личной гигиены; по формированию навыков раздевания, одевания, умывания и вытирания; по формированию навыков культуры еды и правил поведения за столом.
Прививая положительные привычки ребенку, мы помогаем сформировать черты характера. Усваивая, при помощи взрослого определенные способы поведения ребенок привыкает поступать в соответствии с этими нормами задолго до того, как сможет осознать их. Так, например, навыки и привычки самообслуживания – основа для воспитания трудолюбия как черты характера. Воспитывая у ребенка привычку, поддерживать порядок в игровом уголке и в своих вещах, взрослый тем самым закладывает основу для формирования таких черт характера, как аккуратность, опрятность, вежливость, отзывчивость. Привычки, приобретенные ребенком, сохраняются длительно и становятся, как гласит народная мудрость, второй натурой. Многие из них, складываясь в дошкольном возрасте, остаются на всю жизнь. «Посеешь привычку – пожнешь характер».
Таким образом, игра как средство социально-коммуникативного развития детей способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Игра - основная форма образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.